ОтОфф-ТопикОтветить на сообщение
КAllОтветить по почте
Дата04.07.2000 07:51:34Найти в дереве
РубрикиСовременность;Версия для печати

Вадим Козюлин. Экспортный потенциал наземно-космической обороны – скрытое оружие


Ядерный Контроль №1. Январь-Февраль 2000. Вадим Козюлин. Экспортный потенциал наземно-космической обороны – скрытое оружие России

Вадим Козюлин

научный сотрудник, ПИР-Центр


© ПИР-Центер, 2000. All rights reserved.


(с) Ядерный Контроль, 2000.


Опубликовано в журнале «Ядерный Контроль», №1, Январь-Февраль 2000, с.15-21. Размещено 17 января 2000. Текст ниже приведен с сокращениями. Для получения полной версии подписывайтесь на журнал «Ядерный Контроль»: [email protected]


К началу девяностых годов Советский Союз, хотя и потерпел поражение в холодной войне, но при этом практически полностью удовлетворил потребности традиционных для СССР иностранных заказчиков (более 40 стран) в вооружении, военной технике и объектах специального назначения. Советские специалисты ожидали, что новый этап перевооружения и модернизации мог наступить только через пять–восемь лет .


Приближается время, когда эти ожидания могут исполниться, но технический прогресс вносит естественные изменения в процесс перевооружения. Становится очевидным, что полководцы будущих войн будут в значительной мере полагаться на высокоточное оружие.


Высокоточное оружие как комплекс новых форм ведения войны

Термин высокоточное оружие (ВТО) стал привычным для средств массовой информации. В подавляющем большинстве случаев это понятие связывается с вооружением, имеющим повышенные точностные характеристики. Между тем современные данные о ВТО позволяют с полным основанием считать, что ВТО представляет собой сбалансированный по составу и характеристикам комплекс высокоточных активных и пассивных средств поражения, информационного обеспечения, систем связи, навигации, картографировании, метео- и топообеспечения. Все элементы комплекса объединены глобальной иерархической системой управления. Комплекс ВТО обеспечивает эффективное проведение боевых действий во всех средах и позволяет проводить оптимальное по составу, времени, месту и масштабам поражение различных стационарных и подвижных объектов, а также живой силы противника.


По мнению командующего ракетными войсками и артиллерией Украины генерала Владимира Терещенко, «золотой век танковых и механизированных войск если и не прошел, то подходит к концу, и рассчитывать, что в будущем боевые действия будут базироваться на сухопутных и танковых войсках – ошибка» . Генерал уверен, что в будущих боевых действиях главную роль будут играть ВТО и его основные носители: авиация, ракетные войска и в несколько меньшей степени артиллерия.


Действительно, не нужно быть тонким военным стратегом, чтобы на примерах операций США в Ираке и Югославии понять – военная техника совершает новый качественный скачок. Ракетная техника вытесняет традиционные виды оружия. Это наглядно продемонстрировала сконцентрированная в Персидском заливе в ходе операции Буря в пустыне огромная сухопутная группировка, которая на деле оказалась настолько же бесполезной, насколько и дорогостоящей. Военные конструкторы мира делают ставку на ВТО.


Развивая полученное от СССР наследие, разработкой ВТО занимаются конструкторы России, Украины и Белоруссии. Несмотря на то, что и разработка, и серийные образцы ВТО в несколько раз дороже обычного, расчет количества ракет, необходимых для поражения объектов, показывает, что ВТО производить более экономично.


Европейские страны группируют свои потенциалы и также начинают серьезно заниматься проблемой ВТО. Ведущие военные концерны Великобритании, Франции и Италии завершили создание единой индустриальной группы, которая будет контролировать большую часть европейского рынка ракетного вооружения. Кооперация в оборонной промышленности Запада активизировалась после военных действий НАТО против Югославии, по итогам которой политическим и военным руководством ведущих стран было принято решение начать перевооружение своих армий, сделав упор на закупку самой передовой техники. Предполагается, что уже в 1999 году новая группа получила от продаж своей продукции около трех миллиардов долларов .


29 октября 1999 года в Париже было объявлено о планах французского Thomson заключить соглашение о сотрудничестве с южнокорейским Samsung Electronics, при этом французская сторона приобретает 50% активов своего корейского партнера. Новая компания будет заниматься разработкой и производством широкого спектора военного электронного оборудования и вооружений – от средств связи до ракет класса земля–воздух .


Индия задалась целью превратиться в крупного экспортера ракетной продукции. Предсказывая значительный рост спроса на ракеты во всем мире, президент компании Bharat Dynamics Ltd. заявляет: «Хотя мы вышли на международный рынок с некоторым опозданием, наша цель – стать крупным игроком в ракетном экспорте путем спланированных и согласованных мер». Индийцы намерены сконцентрироваться на производстве управляемых ракет третьего поколения, наподобие тех, что применялись против Ирака и Югославии, а также противотанковых ракет .


Фактически мир вступает в новый этап гонки вооружения. Ее организатором и вдохновителем выступают Соединенные Штаты. Существующая и ожидаемая в ближайшие годы военно-политическая ситуация не дает поводов думать, что активное создание ВТО продиктовано интересами обеспечения национальной безопасности. Основным движущим мотивом развития ВТО является стремление США к безоговорочному мировому лидерству через реализацию своего технико-экономического и технологического превосходства. История дает Соединенным Штатам шанс обеспечить безоговорочное военное доминирование во всем мире, и США явно намерены им воспользоваться.


В реальности по финансовым возможностям у США нет соперников в разработке и создании ВТО. И, конечно же, они вне конкуренции по части количества произведенных боевых испытаний. А учитывая широту зон американских интересов, можно предположить, что недостатка в полигонах у США не будет и в дальнейшем.


Сейчас стоимость каждой крылатой ракеты воздушного или морского базирования оценивается примерно в один миллион долларов. В 1998 году расходы США на покупку ВТО составляли 775 млн долл., а в 2000 году – увеличатся в два раза по сравнению с 1998 годом. Впрочем, вероятнее всего, затраты на закупку ВТО еще возрастут в результате принятых недавно решений о модернизации дополнительной партии крылатых ракет и форсированной закупке управляемых авиабомб типа JDAM . По планам США, закупки высокоточных систем вооружения будут интенсивно идти до 2010 года. Анализ возможностей США позволяет сделать вывод, что к этому времени они будут иметь такое количество высокоточных непилотируемых средств поражения, которого будет достаточно для проведения непрерывной стратегической воздушно-космической операции по противнику в течение 30 суток .


ВТО не ограничивается крылатыми ракетами и умными снарядами и бомбами. Чтобы понять перспективу и масштаб задач по созданию ВТО, посмотрим на перечень составляющих комплекса ВТО. Основные направления развития комплекса ВТО включают:


? массовое производство (в том числе переоснащение имеющегося) сравнительно недорогого прецизионного дистанционно управляемого и самонаводящегося наступательного вооружения (крылатые ракеты различного класса, баллистические ракеты, авиабомбы, артиллерийские и реактивные снаряды и т.д.);

? развертывание безъядерной системы ПРО, способной поражать как баллистические ракеты, так и значительную часть космических аппаратов;

? создание принципиально новых видов вооружения (лазерное, СВЧ и т.д.);

? формирование глобальной системы разведки и сбора информации на базе нескольких группировок космических аппаратов, дежурных и патрульных самолетов, надводных и подводных кораблей, наземной сети станций слежения и радиоперехвата;

? контроль (в перспективе в реальном времени) всех типов наземных, воздушных, морских и космических объектов с использованием широкого спектра оптического и радиодиапазонов;

? создание автоматической системы сбора и обработки информационных потоков о потенциальных противниках и союзниках, состоянии собственных сил и средств;

? оперативная оценка складывающейся ситуации и выработка рекомендаций для принятия решений;

? создание иерархической системы управления, контроля прохождения команд и выполнения принятых решений на базе объединенного единым замыслом построения и функционирования программно-алгоритмического комплекса;

? развертывание глобальной системы навигации и точного времени;

? создание эшелонированной автоматической системы связи.


Колоссальный военный бюджет делает Соединенные Штаты, похоже, единственной страной в мире, способной не просто производить, но и вооружать ВТО свои вооруженные силы. Научно-техническим потенциалом, позволяющим создать полномасштабный комплекс ВТО, располагают в настоящее время только две страны: США и Россия. Учитывая большую инерционность наращивания научно-технического потенциала, можно полагать, что в ближайшие годы других потенциальных, самостоятельно действующих претендентов на обладание комплексом ВТО не будет. Ввиду того, что Россия переживает экономический кризис и не располагает необходимыми технико-экономическими ресурсами, то монополию на комплекс ВТО имеют США.


Это не означает, что другие страны не будут иметь в своем арсенале отдельные высокоточные наступательные и оборонительные системы вооружения. Одни будут производить их самостоятельно, другие уже приобретают или будут приобретать. Стабильно пользуются спросом на мировом рынке противотанковые комплексы, зенитно-ракетные комплексы (ЗРК), управляемые авиационные ракеты, то есть средства борьбы с военной техникой противника, средства обороны.


Соединенные Штаты собираются продать Израилю технологию для переоснащения 700 обычных бомб в сверхсовременные – со спутниковым наведением на цель. Пока подобным оружием обладают лишь сами США, а технология его изготовления не предоставлялась даже союзникам по НАТО. Именно такого типа бомбы, кстати, попали 7 мая 1999 года в посольство КНР в Белграде. Израильтяне станут первыми, но не последними обладателями бомб со спутниковым наведением. Пентагон собирается продать эту систему своим союзникам по НАТО . Этот на первый взгляд ординарный факт знаменует начало процесса с важнейшими последствиями – распространения наступательного ВТО по миру. Сегодняшняя экзотика завтра станет ходовым товаром.


Что такое нападение с использованием ВТО, испытали на себе граждане Югославии. Развитие ВТО сопровождается информационной поддержкой в средствах массовой информации. На первый план выносится положение о его гуманном, щадящем характере, обеспечивающем выборочное поражение целей военного назначения. В развитие этого положения проводится мысль о допустимости боевых действий с использованием ВТО. Полицейские и карательные операции вообще могут не затронуть мирное население. Оно может даже не почувствовать, что в один прекрасный момент его избавили от неугодного режима.


Более того, на каком-то этапе ВТО будет в состоянии гарантированно и почти бескровно нейтрализовать ядерный потенциал какого-нибудь совсем распоясавшегося государства. И соблазн совершить такое благодеяние для человечества будет очень велик.


Новые формы защиты против новых средств нападения

Для того чтобы обезопасить себя от ВТО, существует одно средство – развивать противовоздушную и противоракетную оборону (ПВО-ПРО), или иными словами создавать для себя тот самый пресловутый космический зонтик, который в США получил название Стратегической оборонной инициативы (СОИ). Как и в случае с самим ВТО, разработать комплексную систему ПВО-ПРО сегодня по силам только США и России.


По расходам на НИОКР в области вооружений США далеко опережают не только Россию, но и всех своих союзников по НАТО: 72% финансирования научных исследований НАТО в этой сфере приходится на их долю. В 1993 году они составили 35,7 млрд долл. Примечательно, что программа СОИ, о которой до последнего времени мало писали, была самой дорогой из программ: с 1984 года на ее реализацию выделяется не менее трех миллиардов долларов ежегодно .


В настоящее время каких-либо данных о проведении в России дальнейших работ по созданию противоспутникового вооружения нет. Кроме того, экономическая ситуация в стране практически исключает возможность их проведения. Напротив, США активизировали свою деятельность, предполагая, что многие страны мира в недалеком будущем будут располагать собственными космическими системами, в первую очередь разведки и связи, которые должны находиться под прицелом США и их союзников.


По данным журнала Aviation Week and Space Technology США разрабатывают новые противоспутниковые системы воздушного и наземного базирования. По словам представителей Пентагона, ни один договор между Западом и Востоком не запрещает испытания противоспутникового оружия в космосе. На настоящий момент США не располагают никакими средствами, о которых бы они сообщали открыто, для уничтожения спутников-разведчиков потенциального противника. Но по мнению некоторых экспертов, США, возможно, имеют секретные способы, которые могут быть использованы в случае необходимости.


По мнению военных специалистов, факторы, нарушающие стратегическую стабильность, в ближайшие годы могут получить дальнейшее развитие и существенно отразиться на взаимоотношениях государств. В этих условиях российские политики и военные хотели бы обеспечить совершенствование воздушно-космической обороны для сохранения стратегического равновесия, включая средства борьбы с аэродинамическими и баллистическими целями, совершенствование системы разведки и предупреждения о воздушном, ракетном и космическом нападении, проведение эффективного мониторинга космического пространства.


Однако и в России, и в США понимают, что Россия сегодня не имеет средств для создания комплексной ПВО-ПРО. Это дает США основание надеяться, что обеспечение международного признания создания системы ПРО обойдется малыми политическими усилиями. Мало кому верится, что США ограничатся локальной системой ПРО. Выполнив продекларированную программу защиты от дюжины ракет, выпущенных Ираном, Северной Кореей или другим радикальным режимом, США наверняка пойдут дальше.


Но между тем потенциал российского военно-промышленного комплекса (ВПК) в этой области достаточно высок. Специалисты России, Украины и Белоруссии не ставят под сомнение техническую возможность создания противоракетного зонтика не только над отдельными объектами или стратегическими районами, но и над территориями государств.


Экспортный потенциал российского комплекса защиты

Большинство высокоразвитых стран мира и стран с интенсивно развивающейся экономикой, в частности, страны Ближнего и Среднего Востока, Южной и Юго-Восточной Азии, имеют в собственном распоряжении либо стремятся иметь системы космической связи и разведки, главным образом оптической. Другие космические системы либо являются для них недоступными, либо используются на правах союзнических отношений. В первую очередь это относится к космическим навигационным системам, системам обнаружения старта баллистических ракет, многоспектральным системам оптико-электронного и фотографического наблюдения земной поверхности.


Следует отметить, что страны, находящиеся в тесных союзнических отношениях и рассматривающие друг друга в качестве стратегических партнеров, предпочитают, несмотря на значительные затраты, иметь собственные национальные космические системы, которые обеспечивают им значительную самостоятельность в принятии решений различного уровня, вплоть до ведения боевых действий. Примером могут служить США и Израиль.


Израиль, несмотря на ограниченность своих ресурсов и безусловную поддержку со стороны США практически любых своих военно-политических действий, имеет собственный арсенал ракетно-ядерного оружия, средства выведения на орбиту космических аппаратов, космическую систему оптико-электронной разведки наземных объектов, систему космической связи.


Такой состав космических обеспечивающих систем и авиационно-ракетных средств нападения позволяет организовать эффективное нанесение упреждающих ударов по сопредельным странам с использованием средств воздушного и ракетного нападения, а также проведение наступательных и оборонительных операций сухопутными и морскими силами любого масштаба.


При использовании других космических систем, например, навигационной, эффективность отдельных боевых систем и средств возрастет, но общий характер боевых возможностей войск принципиально не изменится.


Тенденции развития вооруженных сил ряда стран региона, прежде всего Израиля и других союзников США, свидетельствуют о постепенном выравнивании наступательной и оборонительной составляющей, что обеспечит этим странам неоспоримое превосходство в будущих войнах. При этом оборонительная составляющая понимается в широком смысле и предусматривает получение разносторонней информации о противнике как при подготовке к боевым действиям, так и в ходе их проведения.


Так, американская компания Hughes подписала в Эр-Рияде (Саудовская Аравия) контракт на осуществление проекта создания единой системы раннего радиолокационного оповещения Саудовской Аравии, ОАЭ, Кувейта, Бахрейна, Катара, Султаната Оман, входящих в совет сотрудничества арабских государств Персидского залива. Стоимость контракта оценивается в 85 млн долл. К 2000 году должны быть объединены унифицированной системой связи генеральные штабы шести аравийских армий и части их противовоздушной обороны для обмена оперативной информацией и координации действий. Речь, видимо, идет о создании информационно-управляющей системы, объединяющей существующие средства обнаружения и создающие основу для наращивания системы предупреждения. Не исключено, что эта система будет в том или ином виде объединять аналогичную систему Израиля, которая наряду с решением задачи предупреждения обеспечивает стрельбовые комплексы Patriot предварительным целеуказанием.


В современных условиях для организации эффективной защиты страны и своевременного принятия мер противодействия необходимо комплексное, взаимоувязанное развитие космических средств, противокосмической, противоракетной и противовоздушной обороны, средств обеспечения боевого применения своей авиации, а также системы управления, связи и передачи данных.


Комплексное развитие оборонительной компоненты (наземно-космической обороны) позволяет минимизировать затраты, сократить сроки создания системы, а также планомерно наращивать ее возможности в зависимости от складывающейся военно-политической обстановки.


В последние годы экспортные контракты стали палочкой-выручалочкой для многих российских разработок в военной сфере. Наиболее удачливые оборонные предприятия буквально поднимались из пепла после выполненной сделки. Зарубежное финансовое вливание позволяет осваивать новые рынки, как правило, подстегивает инженерную мысль и, что важно, – позволяет поддерживать и развивать производственную базу, которая рано или поздно понадобится для выполнения внутренних военных заказов. Так, ОКБ им. Сухого сегодня фактически существует и работает за счет и на благо зарубежных ВВС, но при этом конструкторское бюро создает новые модели, находя новые собственные решения и интегрируя на своих самолетах иностранные авиационные системы. Так, на тендер по закупке современного истребителя для ВВС ОАЭ Россия выставила Су-35, закупки которого военно-воздушными силами РФ вообще пока не рассматриваются по финансовым соображениям. Подписан контракт, предусматривающий продажу Индии 40 многофункциональных истребителей Су-30, которые также пока не поступают на вооружение российской авиации .


Иронично, но в этом смысле у России есть преимущество перед США: Россия уже переступила через существовавшее ранее правило не поставлять на экспорт то, чем не обладают собственные Вооруженные силы. Сегодня экспорт стал источником финансирования для разработок военной авиации, противотанковых комплексов. Есть ожидания, что вскоре это может случиться с флотом и ПВО.


Развертывание системы наземно-космической обороны сегодня привлекательно для многих государств, изучивших опыт войны в Ираке и Югославии. У многих из них нет достаточно квалифицированных специалистов, способных оценить ее возможности и понять потребность собственного государства в ней. Ограниченность военного бюджета подталкивает многих зарубежных военачальников к модернизации старых, по сути, отживших систем. Но наиболее развитые в военном отношении страны уже сейчас имеют или создают элементы противовоздушной системы, которые в дальнейшем могут стать кирпичиками в комплексе ПВО-ПРО.


Кто может стать пользователем российской системы военно-космической обороны? Поскольку стоимость цельной комплексной системы оценивается в несколько миллиардов долларов США, то клиентами России могут стать государства:

? располагающие значительными военными бюджетами;

? серьезно озабоченные внешней угрозой;

? противостоящие высокотехнологичной военной силе.


То есть в число возможных заинтересованных покупателей российских систем можно включить Индию, Китай, Ливию, Египет, Иран, Ирак, Югославию. При разрешении финансовых препятствий пользователем российской наземно-космической системы могла бы стать Сирия. Учитывая традиционное недоверие арабского региона к Соединенным Штатам и желание иметь альтернативный инструмент самообороны, с целым рядом оговорок можно добавить в этот список ОАЭ и Кувейт. Интерес к приобретению элементов российского комплекса ПВО-ПРО могут проявить Судан, Греция.


На примере Индии можно предположить, как может выглядеть индийская наземно-космическая система. Если исходить из необходимости постоянного прикрытия наземными средствами ПВО основных объектов и войск, то система ПВО полного состава должна включать несколько зональных группировок, располагающих средствами управления и контроля воздушной, а также морской обстановкой. Эти средства должны обеспечивать эффективное боевое применение зенитно-ракетных систем (ЗРС) различного типа истребительной авиации, наземных и воздушных систем помехового противодействия. Основными элементами системы ПВО могут являться:


1. Несколько современных радиолокационных станций (РЛС), расположенных по периметру границ, либо в стратегически важных районах страны для ведения непрерывного наблюдения воздушного пространства. Они образуют сплошное радиолокационное поле и позволяют надежно контролировать самолеты типа Е-3, Е-8С, RС-130Y/W, ЕС-130Н, ЕА-6В, F-16СJ в зоне выполнения ими боевых задач, самолеты тактической авиации и крылатые ракеты на маршрутах их полета. Наиболее полно современным требованиям удовлетворяют мобильные РЛС Противник-ГЕ и Гамма-С1Е, серийный выпуск которых освоен на предприятиях оборонного комплекса России.


2. Несколько ЗРС, обеспечивающих прикрытие отдельных районов радиусом 15–20 км и поражение аэродинамических целей на дальности порядка 200 км. В качестве таких ЗРС наиболее предпочтительно использовать комплекс С-300ПМУ и ее последующие модификации. ЗРС обеспечивает поражение всех типов аэродинамических целей, оперативно-тактических баллистических ракет, а также морских целей в прибрежной зоне.


3. Несколько десятков батарей ЗРС малой и средней дальности. Каждая батарея включает в свой состав командный пункт и до шести боевых машин, способных вести самостоятельные боевые действия по защите небольших объектов радиусом до трех километров. Эти ЗРС могут выполнять боевые задачи как в составе территориальных группировок ПВО (совместно с ЗРС С-300ПМУ), так и в боевых порядках войск на театре военных действий. ЗРС способны поражать все типы целей на дальности до 40 км и высотах до 20 км с использованием как радиолокационных, так и оптических, в том числе инфракрасных, средств обнаружения и наведения. Такими ЗРС могут быть комплексы Бук-М1-2 и Панцирь. Наряду с воздушными целями комплексы позволяют поражать наземные и морские средства противника.


4. Несколько зональных комплексов средств автоматизации управления и информационного обеспечения.


5. Объединенную территориальную автоматизированную систему наблюдения за воздушной, морской обстановкой и управления боевыми действиями наземных, воздушных средств ПВО.


6. Около 10 автоматических комплексов пассивной защиты средств ПВО и других важных объектов. В состав комплекса входят средства постановки активных и пассивных помех информационным и огневым средствам противника, отвлекающие устройства. В качестве такого комплекса может рассматриваться система Газетчик-Е.


7. Систему связи и передачи данных с высоким уровнем резервирования, дублирования, защиты информации и направлений информационных потоков. Боевые действия последних лет показали низкую живучесть традиционных систем связи и передачи данных ввиду использования стационарных легко разведываемых объектов. Следствием поражения системы связи и передачи данных явились значительные сбои в системе управления. Основой достижения высокой боевой устойчивости системы связи и передачи данных является наличие закрытого канала связи военного времени, трудно доступного для средств разведки и поражения. В современных условиях таким каналом может быть спутниковая линия связи космических систем, которые не контролируются вероятным противником.


8. Огневые, информационные и управленческие средства ПВО предшествующих поколений, которые находятся на вооружении в стране и которые располагают необходимым ресурсом модернизации в интересах повышения тактико-технических, эксплуатационных характеристик, живучести и мобильности.


Специалисты считают, что развертывание полномасштабной системы наземно-космической обороны возможно в течение двух–трех лет в четыре этапа:


1. Модернизация существующих средств и создание основы для развертывания полномасштабной системы ПВО.

2. Развертывание современных РЛС и создание информационного поля контроля воздушной, ракетно-космической и морской обстановки вдоль границ.

3. Поставка и развертывание ЗРС малой (средней) дальности.

4. Поставка и развертывание ЗРС большой дальности.


Заключение

Развертывание системы наземно-космической обороны одним из государств неизбежно приведет к поиску асимметричного ответа со стороны потенциальных противников. Некоторые, как например, Китай, вероятно, сделают упор на модернизацию стратегических ядерных сил. Другие потратятся на разработку современного ракетного оружия либо строительство мощных кораблей, способных наносить неожиданные удары со стороны незащищенного побережья.


В любом случае мир стоит на пороге новой гонки вооружений, точнее, война уже ведется – в конструкторских бюро, на испытательных стендах и полигонах. США фактически владеют монополией на современное ВТО, и это значит, что гонка вооружений будет продолжаться. Соединенные Штаты – единственная страна, способная лидировать в ней, не подрывая свое экономическое благополучие.


Шансы России в этом забеге плачевны. Надежды российской национальной обороны можно связывать с ожиданием решительного оздоровления экономики, что в нынешней ситуации маловероятно, либо с развитием масштабного сотрудничества с более состоятельными дружественными государствами, заинтересованными в усилении собственной безопасности и незаинтересованными в американском доминировании во всем мире.


Также можно понадеяться на российскую дипломатию и сделать ставку на ограничение нового витка гонки вооружений путем международных договоренностей. Однако более вероятно, что ВТО и ПВО-ПРО станут объектом международных договоренностей как раз тогда, когда Россия начнет поставлять на экспорт существенные элементы наземно-космической обороны.