| От | Офф-Топик | |
К | Сергей С. | |
Дата | 04.07.2000 16:49:07 | |
Рубрики | Спецслужбы; | |
Сорри... Вот она ФБР
Что такое ФБР?
Федеральное бюро расследований США было образовано 26 июля 1908 года. Несмотря на свой несколько автономный статус "высшей полиции", ФБР является лишь одним, пусть и наиболее крупным, подразделением Департамента юстиции.
Директор ФБР напрямую подчиняется главе Департамента юстиции, который одновременно является также генеральным прокурором США.
В "Правительственном ежегоднике" США место ФБР в системе государственных органов и его задачи определены следующим образом: "ФБР является основным органом Департамента юстиции, проводящим расследования. Оно ведает сбором и обобщением фактов, поиском свидетелей и вещественных доказательств по делам, в которых в качестве непосредственно заинтересованной стороны выступает федеральное правительство. ФБР не наделено полномочиями давать заключение о виновности или невиновности объекта расследования, и не обладает правами прокурора, адвоката, коллегии присяжных или судьи".
Фактически ФБР выполняет функции органа, принимающего участие в обеспечении национальной безопасности (контрразведки), обеспечения внутренней безопасности, борьбы с уголовной преступностью.
Первоначально созданное спецподразделение Департамента юстиции именовалось скромно - Бюро расследований. Лишь в 1910 году на основании закона Манна, устанавливающего ответственность за перемещение девиц легкого поведения через границы штатов, центральный офис Бюро открыл свои филиалы во многих городах США и практически взял на себя функцию координации деятельности полицейских служб штатов.
В годы первой мировой войны, при объявленной политике нейтралитета, на Бюро впервые были возложены задачи по ведению политического сыска и контрразведки.
На основании закона о шпионаже 1917 года Бюро получило право ареста подозреваемых в связях с противником, а также проведения профилактических мероприятий в отношении общественно опасных настроений. В этой связи в его поле зрения попали рабочие и социалистические группы, выступавшие с антивоенными призывами.
Во второй половине 1919 года для "борьбы с радикализмом" в Бюро создается специальный отдел, а в 1920 году он переименовывается в "Общий разведывательный отдел" (ОРО). Возглавил это подразделение двадцатичетырехлетний Джон Эдгар Гувер, ставший с 22 апреля 1921 года заместителем директора Бюро и впоследствии возглавлявший его не один десяток лет до своей смерти в мае 1972 года.
Согласно резолюции Конгресса 1919 г., радикалом признавалось лицо, которое "пытается насильственным путем свергнуть правительство США, призывает к анархии и бунту, невыполнению законов и неподчинению власти". Хотя уголовной ответственности за "радикализм" не предусматривалось.
С 1920 года борьба с "радикализмом" становится основной задачей Бюро - к ее решению привлекаются до двух третей сотрудников центрального офиса в Вашингтоне.
Основными направлениями деятельности ОРО было слежение за анархистскими организациями, правда, достаточно малочисленными, например, "Индустриальными рабочими мира" - организацией, существовавшей с 1905 года и насчитывавшей в то время более 6 тысяч членов и являвшейся неким политизированным профсоюзом, а также Коммунистической партией США и Рабочей коммунистической партией.
К 1922 году Бюро располагало картотекой уже более чем на 500 тысяч американских граждан.
В том же году приказом главы Департамента юстиции перед ОРО была поставлена задача оценки ситуации в стране в целом и оценка общих экономических и социальных условий. Призывы Гувера перейти к активным действиям против коммунистов не нашли поддержки со стороны президента Вильсона и ОРО было рекомендовано рассматривать коммунистические партии как не самые опасные организации.
В 1922 году на Общий разведывательный отдел была возложена также борьба со шпионажем, наркобизнесом и проведение расследований в интересах других федеральных ведомств. В том же году отделы Бюро расследований получили статус управлений, причем ОРО был ликвидирован и его функции переданы в Управление общих расследований (УОР).
Несмотря на то, что в 1918-1919 гг. "Индустриальные рабочие мира" обвинялись Бюро в подготовке ряда террористических актов, доказательств этого добыто не было.
Ставший в марте 1924 года руководителем Департамента юстиции Харлан Ф. Стоун приостановил программу борьбы с радикализмом, запретил ОРО прослушивание телефонных разговоров, привлечение к негласному сотрудничеству членов радикальных организаций и групп и внедрять в их ряды официальных сотрудников Бюро. При этом Стоун исходил из того, что компетенция ФБР должна определяться Федеральными законами.
25 августа 1936 года президент Ф. Рузвельт поручил Гуверу начать широкое негласное наблюдение за деятельностью оппозиционных политических партий и групп, как левых, так и правых, практически профашистских, оговорившись, что полученные таким образом материалы не могут служить основанием для судебных преследований и выступать в качестве доказательств.
В этой связи в сентябре 1939 года в ФБР (это название оно получило в 1935 году) было воссоздано Общее разведывательное управление с целью "расследования деятельности групп и граждан, вовлеченных в подрывную, шпионскую и любую другую деятельность, которая создает угрозу национальной безопасности США".
С 1939 года ФБР становится головным органом контрразведки США. Всего же с 1933 по 1937 гг. ФБР расследовало в среднем 35 дел по шпионажу в год, хотя в 1938 г. эта цифра возросла до 250 и этот уровень сохранился до 1945 года.
Как известно, с окончанием второй мировой войны в США ужесточается режим безопасности и бывший союзник по антигитлеровской коалиции СССР превращается во "врага демократии" номер один.
В июле 1946 г. Конгресс принимает закон о лояльности, а ФБР разрабатывает программу ареста в условиях чрезвычайного или военного положения всех лиц, представляющих угрозу для безопасности США. Известно, что в подготовленном для этой операции "Административном индексе" (картотеке интернируемых) насчитывались сотни тысяч фамилий граждан США.
В это время в политический лексикон вводится понятие "внутренняя безопасность" и ФБР разрабатывает обширные программы, включающие как законодательные, так и административные, контрразведывательные, пропагандистские меры. Во главе осуществления этих программ стоял Гувер, находивший полную поддержку у ставшего президентом героя войны Д. Эйзенхауэра. Причем последний, в отличие от многих других президентов США не останавливался перед прямым санкционированием нарушений конституционных прав граждан своей страны.
В 1956 году ФБР разрабатывает глобальную "Контрразведывательную программу" ("Коинтелпро"), просуществовавшую до 1971 года, сочетавшую в себе соответственно контрразведку с активизацией политического сыска и включавшую такие формы воздействия на оппозицию, как распространение порочащих ее слухов, и иные методы разложения изнутри.
Однако следует отметить, что администрации президента Джона Кеннеди попыталась изменить приоритеты деятельности ФБР. Так уже в 1961 году в Управлении криминальных расследований было создано отделение по организованной преступности и рэкету. Несколько видоизменяется и понимание причин преступности. И, как следствие этого, изменяются концептуальные подходы к борьбе с ней. Как писал об этом в январе 1961 г. "Правоохранительный бюллетень" ФБР под непосредственным влиянием брата президента Роберта Кеннеди, занявшего пост главы Департамента юстиции, "новый путь борьбы с преступностью - это реализация широких социальных программ помощи бедным".
После убийства 22 ноября 1963 г. Кеннеди Гувер получает от ставшего президентом Линдона Джонсона полномочия на расширение деятельности ФБР, в том числе и противозаконной, в частности,– на осуществление противодействия организаторам антивоенных демонстраций и выступлений против политики Джонсона, на сбор информации на его противников на выборах 1968 г.
Следует отметить, что 2 января 1968 года Конгресс принял закон, который устанавливал, что факт членства в компартии США не является преступлением. В конце 60-х начале 70-х годов в США уже начался пересмотр многих положений ранее действовавшего антикоммунистического законодательства.
После смерти в ночь на 2 мая 1972 года многолетнего директора ФБР Гувера под давлением руководителей Департамента юстиции - они же совмещают и должность Генерального атторнея (Генерального прокурора) США, нормативная база деятельности ФБР приводится в соответствие с требованиями законов.
Однако это не спасает ФБР от начала многолетнего расследования в Конгрессе США, вскрывшего многочисленные нарушения в деятельности Бюро, в частности, противозаконный сбор информации о партиях, общественных организациях и политических деятелях США, участие в компрометации лиц, выступавших с критикой ФБР. В 1975 году была вскрыта и сущность программы "Коинтелпро", а также многие другие нарушения прав человека в США.
Кстати сказать, подобные расследования деятельности ФБР проводились Конгрессом и в 20-е годы, в ходе которых также выявлялись многочисленные факты злоупотреблений властью.
В 1976 году Генеральный атторней установил, что "все оперативные мероприятия, проводимые в интересах обеспечения национальной безопасности, должны основательно контролироваться, так как они могут представлять опасность для гражданских прав", призвал установить судебный контроль за этой стороной деятельности ФБР.
В 70-е годы был принят ряд законов о борьбе со шпионажем и, в частности, закон о наблюдении за иностранными разведками.
Исполнительным приказом Рейгана от 4 декабря 1981 года ФБР предписывалось активизировать свою роль в обеспечении внутренней безопасности и контрразведывательного режима. Хотя помимо ФБР решением этой задачи занимаются и другие члены Разведывательного сообщества США ("Разведывательное сообщество" - это официальный термин, означающий взаимодействие всех 18 федеральных ведомств, участвующих в разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности на территории США. Возглавляет Разведывательное сообщество директор ЦРУ, который в этом качестве имеет звание Директора Центральной разведки).
В изданной 5 октября 1990 г. Директиве по национальной безопасности N 47 президент Джордж Буш рекомендовал ФБР внести изменения в реализуемые контрразведывательные программы, и в частности, учитывать:
изменения в политическом строе стран Восточной Европе;
изменения, происходящее в Советском Союзе;
вопросы интеграции стран Восточной Европы и СССР в мировое сообщество;
активизацию разведывательной деятельности против США со стороны стран, не проявлявших ранее активность на их территории;
активизацию усилий некоторых государств по внедрению агентов в американские организации.
В ФБР в 1995 г. работало 22 тысячи сотрудников, включая 10 тысяч оперативных работников, а его годовой бюджет составлял около 2,2 млрд. долларов.
Штаб-квартира ФБР расположена в Вашингтоне, на территории страны имеется также 56 отделов и 390 отделений ("офисов ФБР").
Также в структуру ФБР входят 22 представительства ФБР при посольствах в различных странах мира (в Москве представительство ФБР открыто в начале 90-х годов).
В 24 городах США имеются специальные подразделения по борьбе с организованной преступностью.
В качестве учебных центров ФБР имеет Академию в штате Вирджиния и Восточно-Европейский филиал Академии в Будапеште (Венгрия).
Основными подразделениями ФБР являются управления:
контрразведки;
уголовных расследований;
научно-технических и лабораторных исследований.
К числу вспомогательных подразделений относятся отделы учета и идентификации, архивов и связи, подготовки кадров, по связям с общественностью.
По линии контрразведки ФБР с 1975 по 1988 гг. были арестованы 89 агентов иностранных разведок.
Руководители ФБР полагают, что несмотря на окончание "холодной войны", разведывательная деятельность против США не прекращается и более 20 стран активно занимаются промышленным шпионажем, в том числе Франция, Япония и Израиль.
В этой связи каждый региональный отдел бюро обеспечивает постоянную связь с руководителями кампаний, работающих в интересах обеспечения национальной безопасности. В 1993-1995 г.г. таким образом были "привлечены к сотрудничеству" более 20 тысяч частных кампаний, не считая институтов, лабораторий и других исследовательских центров.
Под обеспечением "внутренней безопасности" в США понимаются меры, направленные на выявление и пресечение деятельности организаций или отдельных лиц, которые с использованием насильственных методов нарушают или могут нарушать федеральные законы в целях:
свержения правительства США или правительства отдельного штата;
оказания влияния на политику и решения правительства с нанесением ущерба интересам США или коммерческим интересам штатов;
нарушения прав, представляемых гражданам конституцией и законами США.
Эту функцию "внутренней разведки" ФБР выполняет с 1936 г.
Формами этой работы являются так называемое "наведение справок", призванное подтвердить или опровергнуть возникшие подозрения, "предварительное" и "полное расследование", максимальный срок которого не должен превышать 9 месяцев.
С 1982 г. ФБР стало головным органом расследования и предупреждения акций терроризма на территории США.
При этом в США под терроризмом понимается "применение насилия, угроз и иных незаконных действий против личности или собственности в целях запугивания или принуждения правительства, гражданского населения для достижения политических или социальных целей".
Всего с 1989 по 1995 г. в стране было зарегистрировано более 30 актов терроризма, причем знаменитого "Унабомбера", оказавшегося отставным профессором Л.Качинским, ФБР разыскивало 18 лет.
И хотя, по признанию самого руководства ФБР, в основном эти акции носят характер "внутреннего терроризма", то есть совершаются гражданами США, руководство Госдепартамента отстаивает право "преследования и наказания международных террористов" на территории третьих стран.
В 1992 г. борьба с терроризмом была возложена на Управление контрразведки ФБР.
В 90-е годы в Академии ФБР был создан специальный курс подготовки сотрудников антитеррористических подразделений. Только в 1993 году эти подразделения пополнились двумя сотнями выпускников Академии.
В 1995 году в ФБР была создана Группа экстренного реагирования, в задачи которой входит координация усилий в целях разрешения кризисных ситуаций, в первую очередь связанных с актами терроризма. В Бюро также разработана Система предупреждения угроз террористических проявлений на территории США.
Для улучшения сотрудничества между различными федеральными органами также было образовано Антитеррористическое сообщество США, созданное по образцу Разведывательного сообщества, в котором ФБР отведена роль главного координатора на территории США. В штатах были созданы специальные антитеррористические группы.
Сотрудничество с правоприменительными ведомствами иностранных государств по вопросам борьбы с терроризмом осуществляется ФБР на основе закона о контроле над преступностью 1984 года и закона о дипломатической безопасности и борьбе с терроризмом 1986 года.
Поскольку в США нет единой федеральной полиции, и компетенция всех полицейских структур ограничена границами штатов, ФБР иногда называют "высшей полицией", на которую возложены расследования преступлений на территории нескольких штатов и еще 250 видов "федеральных" (наиболее тяжких) преступлений, включая ограбления банков, похищения людей, использование взрывных устройств, наркобизнес, действия организованной преступности, компьютерные преступления и т.д.
Руководство ФБР считает организованную преступность серьезной угрозой безопасности страны.
При этом к "организованной преступности" относятся организации, имеющие следующие характерные признаки:
разветвленную внутреннюю структуру;
определенные сферы легального или нелегального бизнеса (рэкет, наркобизнес, торговля оружием);
"политическую крышу" в лице коррумпированных чиновников.
Согласно закону "О мерах по контролю над оргпреступностью" (закон РИКО), за участие в этой деятельности предусмотрены строгие меры наказания. Подозреваемому мафиози грозит "максимально возможное наказание за совершенные преступления без права на помилование или освобождение под залог".
Если за 30 лет до принятия этого закона только 2 мафиози согласились сотрудничать со следствием, то за прошедшие с 1980 г. 14 лет уже 18 преступников нарушили традиционный "обет молчания".
За последние 10 лет уже 24 руководителя преступных группировок были осуждены, причем почти все из них получили пожизненные сроки заключения.
На этой основе ФБР выработана "национальная стратегия борьбы с оргпреступностью и наркобизнесом", предусматривающая координацию и взаимодействие всех правоохранительных органов США, хотя ФБР активно идет и на заключение двусторонних договоров с правоохранительными органами других стран.
Директор ФБР Луис Фри, инициировавший ряд реформ в своем ведомстве неоднократно отмечал необходимость "в новых оперативных условиях повысить эффективность решения старых задач и быть на рубеже XXI века своевременно готовым к решению новых".
Любопытно, что с 1995 года в Академии ФБР по инициативе директора ФБР введен курс преподавания профессиональной этики (в аналогичных учебных заведениях России он преподается уже свыше 25 лет), что было связано с ростом числа выявленных фактов коррупции среди сотрудников правоохранительных органов США.
Следует подчеркнуть, что последние годы полем активной деятельности ФБР становятся страны Восточной Европы и СНГ, включая Россию.
При этом Директор ФБР Луис Фри прямо заявлял, что "считает необходимым распространить опыт и влияние ФБР в России и других стран СНГ".
В 1995 году специальные курсы по подготовке сотрудников правоохранительных органов, организованные ФБР, закончили 4400 человек из стран Балтии, Восточной Европы и СНГ.
Для предания этой деятельности систематического характера в 1996 году в столице Венгрии Будапеште был открыт восточно-европейский филиал Академии ФБР со сроком обучения в 10 недель. Это единственный из существующих ее филиалов.
По мнению Л.Фри, этот филиал предоставляет США благоприятную возможность "влиять на целое поколение руководящих сотрудников органов правопорядка в огромном регионе".
Обучение в Академии ФБР в Будапеште прошли и некоторые сотрудники МВД России, по отзывам которых, в целом процесс обучения нельзя назвать "новым словом в оперативно-розыскной деятельности". Тем более что сами преподаватели слабо представляют особенности стран, в которых предстоит работать их выпускникам.
В 1996 году конгресс США выделил ФБР 12 млн. долларов для проведения операций в России.
Однако рост активности ФБР в Европе и, в частности, в подготовке кадров для правоохранительных органов, встречает небезосновательные возражения со стороны... ЦРУ, которое считает себя более компетентным в вопросах приобретения и работы с заграничной агентурой.
Как бы то ни было, представительство ФБР при посольстве США в Москве в 1995-1998 гг. провело несколько десятков "учебных мероприятий", на которых присутствовали сотни сотрудников прокуратуры, МВД, налоговой полиции, Таможенного комитета и ФСБ России.
По мнению экспертов, эти шаги ФБР свидетельствует и о стремлении его к расширению контактов, в том числе и негласных, с сотрудниками правоохранительных органов России.
Об этом особенно уместно вспомнить в связи с тем, что в докладе, представленном Конгрессу США "Российская организованная преступность. По состоянию на август 1997 г.", наделавшем немало шума, в числе предложений президенту США прямо предлагалось активизировать разведку, в том числе путем "стимулирования получения информации от лиц разного ранга, которые могут предоставить надежные сведения о том, как действуют различные группы российской организованной преступности".
© Центр стратегической безопасности, 2000
Не распространять без согласия автора
Версия статьи в формате MS Word 6.0/95 здесь.
Content of this pages (except mentioned) (c) by RPFRSA, 1999-2000
Do not distribute without permission
Права на данные страницы, кроме особо указанных, имеет ФССБ, 1999-2000 год
Запрещается распространене без разрешения владельца