ОтВалерий МухинОтветить на сообщение
КAllОтветить по почте
Дата22.12.2000 11:15:00Найти в дереве
РубрикиСовременность; ВВС; Память;Версия для печати

Любителям НФ от НГ.




(Если Исаев скажет, что не имел это право постить поскольку не имею специальных знаний и опыта в космонавтике, я его укушу.)

РОССИЙСКАЯ ОРБИТАЛЬНАЯ СТАНЦИЯ ГОТОВА СТАРТОВАТЬ К МАРСУ
Наша страна ближе всех подошла к осуществлению пилотируемой экспедиции на Красную планету
Юрий Караш

Об авторе: Юрий Юрьевич Караш - кандидат исторических наук, член-корреспондент Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского.


Внутренняя компоновка межпланетного орбитального корабля - марсианской станции.


Об этом проекте долгое время предпочитали молчать как руководители космической программы, так ее инженеры и специалисты: сказывалось отношение властей России к космонавтике как к идеологическому оружию, созданному для пропаганды советского строя. Неудивительно поэтому, что основные усилия творцов космической техники были, после "Мира", сосредоточены на марсианской экспедиции. Результатом их работы стало, безусловно, выдающееся инженерно-конструкторское достижение, о котором теперь можно рассказать.

Ракетно-космическая корпорация (РКК) "Энергия" разработала проект пилотируемого полета на Марс. Возможен и промежуточный, более подходящий для нынешних экономических условий России вариант - экспедиция к Марсу, которую можно осуществить уже в ближайшие десять лет. Назовем его условно МАРПОСТ (Марсианская пилотируемая орбитальная станция).

МАРПОСТ, общей массой около 400 тонн, будет состоять из нескольких основных элементов - обитаемого отсека, двигательной установки, солнечных батарей и спускаемого автоматического аппарата. Последний доставит на борт станции, находящейся на орбите Марса, образцы марсианской почвы. Все эти элементы будут выведены на околоземную орбиту четырьмя тяжелыми ракетами-носителями типа "Энергия", которая была успешно испытана конце 1980-х годов.

Длительность полета МАРПОСТ (два с лишним года с учетом времени на орбите Красной планеты) и удаленность комплекса от Земли предполагают максимальную надежность его двигательной установки, прототип которой уже разработан в России и успешно используется на спутниках связи. Это так называемый электрореактивный двигатель, который развивает тягу за счет выбрасывания из своего сопла частиц газа (ксенона), заряженных в электростатическом поле. МАРПОСТ будет использовать несколько сотен таких относительно небольших, связанных в соты, двигателей, что еще больше повысит надежность комплекса.

По мнению одного из ведущих конструкторов РКК "Энергия" Леонида Горшкова, данный проект имеет ряд неоспоримых преимуществ. Среди них - практически полная безопасность для космонавтов. С точки зрения возможности отказа техники экипаж МАРПОСТа подвергнется не большему риску, чем при полетах на околоземную орбиту.

Более того, скорейшее начало осуществления данного проекта, полагает Горшков, позволит России вновь стать космическим лидером, ибо ни одна другая страна в мире не имеет такого опыта создания систем жизнеобеспечения и проведения монтажных работ в космосе, как наша. Россия сохранит главенствующее положение в проекте и в случае присоединения к нему других держав. Современное лидерство в космосе, по мнению Джона Логсдона, директора Института космической политики в Вашингтоне, состоит в том, чтобы играть ключевую роль в организации международных усилий в рамках космических проектов. Другими словами, Россия может и должна занять такое же положение в рамках программы МАРПОСТ, какую США занимают в программе Международной космической станции (МКС).

Стоимость осуществления проекта марсианской станции - около 10 млрд. долларов или 1 млрд. долларов в год. Эти показатели могут быть существенно снижены, если учесть, что в оборудовании корабля научной аппаратурой, безусловно, пожелают принять участие многие государства, занимающиеся космическими исследованиями.

В настоящее время ближе всех к России по техническому и экономическому потенциалу, необходимому для реализации марсианской пилотируемой программы, стоят США. Однако космическая политика этой страны вряд ли позволит ей выполнить подобный проект в ближайшие двадцать лет.

Впервые планы полета на Красную планету приобрели официальный характер в США в 1989 г., когда были предложены в качестве одного из ключевых элементов так называемой "космической инициативы" президента Джорджа Буша-старшего. Ориентировочная дата посадки на Марсе - 2019 год при условии, что подготовка к ней начнется в начале 1990-х годов. Планы были отвергнуты как нереалистичные.

В 1998 г. Национальное управление США по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА) предложило упрощенный вариант "миссии к Марсу", минимальная стоимость которой составила бы 20 млрд. долларов, а срок реализации - 10-15 лет. Но и подобный полет в силу нескольких причин - дело отдаленной перспективы.

Во-первых, США финансово и организационно сконцентрированы на строительстве МКС. Кроме того, в последние годы конгресс США пребывает в крайнем раздражении от того, как НАСА руководит сооружением нового орбитального комплекса. Крайне маловероятно, что американские законодатели одобрят очередной национальный крупномасштабный космический проект до того, как будет закончена международная станция.

Подтверждение этого - решение конгресса заморозить средства на строительство "Трансхэба" - изготовленного из сверхпрочного материала надувного модуля, который должен был быть пристыкован к МКС. Данный модуль является прототипом обитаемого отсека марсианского корабля.

Не в лучшем положении оказался и "Магнум" - тяжелый марсианский носитель, способный вывести до 80 тонн на околоземную орбиту. Работы по его созданию, по мнению Кена Фернандеса - представителя отдела разработки передовых транспортных систем Центра космических полетов им. Маршалла, вряд ли выйдут из проектной стадии в течение последующих пяти лет, ибо в этот период времени НАСА будет целиком сосредоточено на обеспечении безопасности полетов шаттлов к МКС.

Во-вторых, нынешняя марсианская программа США, как отметил ассоциированный администратор НАСА по космическим исследованиям Эд Вейлер, вообще "не предполагает освоение Марса людьми". Действительно, вплоть до 2016 года агентство намерено посылать каждые 26 месяцев к Марсу, по меньшей мере один орбитальный и один посадочный аппарат. Впрочем, начиная с 2007 года, интенсивность полетов автоматов к Красной планете увеличится с включением в их число французских и итальянских машин.

Что касается развития пилотируемых полетов, то здесь НАСА отнюдь не проявляет спешки. 100-дневные экспедиции на МКС планируются на период , а 500-1000-дневные - лишь начиная с 2012 года. Напомним, что российский космонавт Валерий Поляков установил 437-суточный рекорд пребывания в космосе уже в 1995 году.

Наконец, не будет способствовать скорому осуществлению пилотируемой экспедиции США на Марс и исход президентских выборов в этой стране. Если проигравший кандидат от демократической партии Альберт Гор считал, что "полет на Марс - это цель, которую мы (т.е. американцы) должны достичь в ХХI веке", то победитель Джордж Буш-младший предпочитает вначале "расширить наши (американские) знания о планетах с помощью автоматов, в том числе и тех, которые совершат посадки на поверхности данных планет", а уж потом говорить о полете астронавтов на Марс.

* * *

Космонавтика - это "не просто отрасль ради престижа и показного величия, а одна из базовых отраслей развития экономики и науки, именно то, что делает нашу страну на практике великой страной", - подчеркнул президент России Владимир Путин во время своего визита в Звездный городок в марте 2000 года. Настало время привести в действие этот мощнейший механизм научно-технического и экономического возрождения России, а также восстановления ее авторитета как в глазах россиян, так и остального мира.