ОтSavОтветить на сообщение
КAll
Дата01.07.2003 14:21:50Найти в дереве
Рубрики11-19 век;Версия для печати

Рассказ о поездке на поле битвы под Берестечком


Приветствую!

28 июня - 10 июля 1651 года на Волыни, в районе Берестечко-Остров-Лешнев произошла крупнейшая битва национально-освободительной войны украинского народа против Речи Посполитой. Как известно, битва закончилась поражением козацко-татарской армии, переносом боевых действий на территорию Гетманщины (а собственно, на территорию Украины) и заключением Белоцерковского перемирия между Войском Запорожским и Речью Посполитой. Кроме этого, как известно, спустя почти 300 лет после несчастливой для нас Берестецкой битвы в этих же местах произошло другое не менее трагическое для нас сражение - контрудар мехкорпусов Юго-Западного фронта. В частности, 26-27 июня части 8-го мк вели бои в районе местечек Лешнев, Остров, Хотин, пытаясь наступать в направлении на Берестечко.

Мы с товарищами по Киевскому военно-историческому клубу давно собирались посетить место сражения и находящийся в селе Пляшева мемориальный комплекс-музей "Казацкие могилы", причем поездку хотелось приурочить к годовщине сражения. Поэтому выехав в пятницу вечером из Киева к утру 28 июня мы прибыли в село Пляшева. Лежащее в низком, заболеченном междуречье рек Стырь, Пляшевка, Слоновка, Сытенка поле сражения встретило нас туманом, шел мелкий дождь. Мы отправились осматривать комплекс-музей.

Создание мемориального комплекса-музея "Казацкие могилы" началось еще в начале 20-го века в 1908-1914 г.г., инициатором этого дела выступил архимандрит Почаевской лавры Виталий Максименко, который предложил ежегодно отмечать память погибших в битве казаков в девятую пятницу по Пасхе и объявил сбор пожертвований на постройку храма-памятника. Инициатива была поддержана самыми широкими кругами российского общества - от простых волынских крестьян до управляющего фирмой "Савва Морозов" купца Колесникова и самого царя Николая II. В 1908 году на поминки по погибшим казакам собралось до 10 тыс. народу, в 1909 - до 50 тыс., в 1910, при заложении церкви-памятника присутствовало 60 тыс. человек, не считая духовенства и представителей воинских частей.

Автором проекта церкви-памятника св.Георгия был студент ВХУ при Академии Исскуств в Петербурге В.М. Максимов, ученик самого Щусева. Церковь трехярусная - два яруса надземных и один - подземный. В подземном ярусе находятся стеклянные саркофаги с костями погибших в этой битве - история смотрит в лицо потомков пустыми глазницами черепов. Ай, все-таки, много там народу нашего легло, все-таки , по тяжести понесенного поражения, по своим стратегическим последствиям, это не было "украинское Бородино" (есть, есть такое желание поставить эти битвы рядом, но...). Но с другой стороны, полякам там тоже досталось не слабо.

Там же, около церкви похоронены донские казаки, погибшие уже после начала ПМВ в стычках с австро-венграми.

Кроме этого, в состав комплекса вошла перевезенная из урочища Попов Горб деревянная Михайловская церковь первой половины 17 века, свидетельница битвы. Место комплекса ( остров Журавлиха) было обнесено стилизованной крепостной стеной. Торжественное открытие комплексу состоялось летом 1914 года. Любопытный факт - решением Совета ордена св. Георгия было посмертно и безыменно присвоенно звание георгиевских кавалеров 300-м казакам, которые героически погибли, отклонив предложение короля сдаться в плен, на находящемся неподалеку островке во время отступления казацкого войска 10 июля 1651 года.

Во время ПМВ комплекс пострадал - были вывезены картины, изображающие эпизоды Берестейской битвы, написанные известным художником начала 20-го века Йижакевичем. В пламени Гражданской войны пропала составленная местными жителями коллекция огнестрельного, холодного оружия и предметов козацкого быта, которая хранилась в подземном ярусе Георгиевской церкви - была вывезена польскими жандармами. В период 20-39 г.г. польская администрация регулярно пыталась воспрепятствовать местному населению отмечать день памяти по погибшим - за участие в мероприятиях грозил штраф в 1000 злотых либо срок в шесть недель. С другой стороны, повысившийся рост национального самосознания, деятельность и КПЗУ и ОУН привели к тому, что день памяти в девятую патницу по Пасхе активно отмечался, народ стекался чуть ли не из подо Львова. К слову сказать, местные украинские националисты до сих пор используют эту дату для проведения каких-то своих мероприятий, публика поражающяя своим умственным убожеством, но речь не об этом.

До 1964 года на территории комплекса действовал филиал Почаевской лавры, в 1964 году это дело прикрыли, здания передали колхозу им. Богдана Хмельницкого. Благодаря вмешательству украинских писателей во главе с М.Рыльским к 1966 году это безобразие было прекращено, территория Козацких Могил была объявлена государственным заповедником и передана Ровненскому историческому музею. В 1991 году при стечении народа торжественно отметили 340-летие битвы (при этом часть публики, по рассказам участников, почему-то скандировала любимый лозунг "Ганьба!") и открыли на месте бевого казацкого лагеря памятник, фото которого я уже постил. В настоящее время монахов вернули, стараниями сотрудников музея и братии все (почти - см. ниже) вычищено, отремонтировано, находится в отличном состоянии.

Это то, что касается мемориала. Кроме этого там же находится музей, постоянно пополняющийся новыми материалами - начиная с 1970 года на месте Берестейской битвы работает археологическая экспедиция Ровенского краеведческого музея (создатель эспедиции и многолетний ее руководитель - профессор Свешников И.К.). Собран огромный материал, позволивший дополнить картину битвы, которая до этого излагалась историками исключительно на основе письменных источников - оценить масштабы потерь понесенных козацкой армией при отступлении, обстоятельства гибели отдельных участников сражения, наконец, методом реконструкции по черепу восстановить внешний облик некоторых воинов. Кроме этого, была уточнена локализация козачьего лагеря, переправы через реку Пляшевую, других объектов. В руки историков попал уникальный комплекс холодного и огнестрельного оружия, воинского снаряжения, элементов одежды и предметов быта, однозначно датируемый июнем-июлем 1651 года, как бы ни печальны были обстоятельства его происхождения (повторюсь, это все вещи наших воинов погибших или же потонувших на переправе) - находка очень расширившая наши представления о деталях военного быта того времени, причем военного быта именно козацкой армии Хмельницкого.

Неприятные впечатления - на территории музея находится ( в возмутительном состоянии - просто лежит в саду ) коническая башня танка Т-26, с орудием и колпаком, прикрывавшим маску пулемета в тыльной части башни, вероятно принадлежавшая одной из машин 8-го мехкорпуса. На мой вопрос "А вот ее в порядок привести впадло - ну не любите вы "Совьеты", ну так хоть как историческую находку уважить ее можно?" мне ответили "Хочешь - забирай". Вообще, ИМХО, окружающие болота еще ждут своего профессора Свешникова от истории Великой Отечественной Войны...

Кроме музея в Берестечке и его окрестностях находятся костел 17 века, пирамида-усыпальница князя Пронского, 1650 года постройки ( свидетельница битвы ) и памятник-часовня, построеная на месте гибели местных девушек, которые были похищены татарами в 1669 году, но поскольку дальше идти не хотели, татары их там и убили. А в июне 41 года в Берестечко разыгралась другая трагедия - было уничтожено 2500 местных евреев, практически две трети берестецких мещан.

В общем, поездка была пусть и немного не такой, как мне это представлялось на старте (ха, мы ж не просто так - мы ж все-таки реконструируем тот период, вот поедем и сравним, чего мы тут нареконструировали), но лично меня увиденное заставило немного поменять взгляды и на произошедшее тогда, да и на происходящее сейчас на Украине. А это и есть самый ценный ее результат. Посещайте места сражений.


С уважением, Савельев Владимир