Отb-grafОтветить на сообщение
КConstantinОтветить по почте
Дата18.07.2003 19:59:47Найти в дереве
РубрикиПрочее;Версия для печати

планировалось введение во всероссиском масштабе


Здравствуйте !

>начальном образовании.

Да, в целом, положение с образованием в последние полтора десятилетия императорской России быстро улучшалось. Вообще планировалось введение начального образования во всероссиском масштабе. Дело в том, что отношение к начальному образованию в начале века (и особенно после 1905-1907 г.г.) изменилось - правительством был взят курс на его всемерное развитие (и среднего тоже - http://www.znanie-sila.ru/people/issue_95.html - лишь в области высшего при Кассо был эпизод с Московским университетом). Например, Столыпин http://www.stepanov01.narod.ru/library/stolypin/chapt01.htm

Ассигнования были и фактически существенно увеличены (легко найти в инете "про Столыпина"), была подготовлена материальная база введения всеобщего начального образования. Итоги дореволюционного периода можно найти у Керенского http://www.stepanov01.narod.ru/library/kerensk/chapt06.htm
"В период существования Думы. например, система образования развивалась столь бурно, что к моменту начала войны Россия подошла вплотную к введению всеобщего обязательного образования. В начале XX века было покончено с абсурдной и преступной кампанией, которую проводили против народного образования в конце XIX века реакционные министры. К 1900 году 42 процента детей школьного возраста посещали школу. III Дума большинством голосов утвердила законопроект о всеобщем обучении, внесенный министром образования П. М. Кауфманом-Туркестанским. К несчастью, закон был отклонен Государственным советом, половину членов которого назначал лично царь, и возвращен на доработку в Думу. Позднее этот закон был принят IV Думой. К тому времени министр просвещения граф П. Н. Игнатьев считал, что уровень грамотности среди молодежи в стране позволял ввести систему обязательного начального обучения. И не разразись война, она была бы полностью реализована к 1922 году. Но даже и до войны в школу не ходили в большинстве случаев лишь те дети, родители которых не хотели этого." и далее. Введение всеобщего начального образования планировалось (уже в период ПМВ) чуть ли не с 1918 г. (исключая отсталые национальные окраины, конечно).

В общем - на этом фоне советские успехи выглядят впечатляюще, но менее, чем казалось бы. Так, сразу после революции был принят ошибочный приоритетный курс на обучение грамоте взрослых (а не полный охват детей). В результате до конца 20-х г.г. значительный процент детей в школу не ходил, т.е. масса неграмотных пополнялась новыми членами (и лишь тогда спохватились - но все равно в конце 30-х до 20% призывников неграмотных). В зарубежной литературе (у Kenez'a) иногда успехи СССР 20-30-х г.г. в области грамотности сравниваются с успехами балканских стран в этой области и этот период (что степень улучшения схожа - Болгария и румыния всякая).

ИМХО наиболее впечатляющее в межвоенный период - введение образования на национальных окраинах. Еще вузы впечатляют (по памяти - рост к концу 30 - х примерно в 7 раз числа студентов по сравнению с дореволюционным периодом). Но там неоднозначно: в начале 30-х статус вузов многие учреждения получали авансом (это, кстати, напоминает современный период - ведь сейчас число студентов в РФ примерно такое, как в СССР, несмотря на вдвое меньшее население, но качество многих студентов оставляет желать лучшего).

Павел