ОтИгорь КуртуковОтветить на сообщение
КВладимир МинаевОтветить по почте
Дата06.07.2000 21:53:06Найти в дереве
РубрикиWWII; 1941;Версия для печати

Повторение мифов советского времени.


Причем совершенно некритическое и без привлечения новых источников. Что, впрочем, для мифов характерно.

> Таким образом, к лету 1939 г. СССР оказался в опасной политической и военной изоляции. Чехословакия, бывший союзник, вообще исчезла с карты Европы. Союзный договор с Францией от 2 мая 1935 г. потерял силу в связи с подписанием франко-германской декларации о ненападении.

Интересно, что летом 1939 СССР похоже ТОЖЕ ИМЕЛ ДЕЙСТВУЮЩИЙ ДОГОВОР О НЕНАПАДЕНИИ С ГЕРМАНИЕЙ. Заключенный еще до прихода к власти Гитлера, но насколько мне известно не денонсированный ни одной из сторон.

> Рассматривая международные события второй половины 1938 - первой половины 1939 гг., политику Англии, Франции и Германии в то время, следует признать, что у советского правительства не было иной альтернативы, кроме подписания пакта о ненападении с Берлином.

Ну и откуда это следует? Как понимать "не было другой альтернативы"? Ведь никто не пробовал рассматривать, например, вариант незаключения пакта ни теми ни с другими.

> Военно-политическая оценка Договора о ненападении сегодня, когда известны многие события, происшедшие после его заключения,

Какие именно события имеет ввиду автор? Так и осталось загадкой...

> 1. Не удалось создать военно-политический англо-франко-германский блок, направленный против СССР,

Имелись ли предпосылки к созданию такого болка летом 1939?

> хотя западные державы и в дальнейшем не оставляли попыток сколотить такой альянс.

Что за попытки имеет ввиду автор? Хотя бы простое перечисление попыток уже бы сделало тезис более аргументированным.

> Заслуживающую внимания оценку действиям Англии и Франции во время польской кампании дал начальник генерального штаба сухопутных войск сил Германии Гальдер. Он сказал, что быстрый успех вермахта в Польше стал возможен лишь благодаря почти полному оголению германского западного фронта.

Почему бы не проверить слова Гальдера по доступным материалам о группировке вермахта в сентябре 1939 и не привести численность войск на линии Зигфрида к этому времени?

> После разгрома Польши западные державы все еще надеялись на столкновение Германии и СССР, на военный конфликт между ними

Что дает автору основание делать такие выводы? Хотя бы один аргумент?

> Наиболее близки к соглашению с Германией Англия и Франция были в конце 1939 - начале 1940 гг., после начала советско-финской войны, когда по мнению западных политических деятелей, появилась хорошая основа для сближения с Берлином на антисоветской основе.

На мнение каких деятелей ссылается автор? почему бы не процитировать?

> Стремясь максимально использовать международную обстановку и соглашение с Германией для укрепления безопасности северо-западных границ СССР, исключения оккупации Литвы, Латвии и Эстонии вермахтом, советское правительство предложило странам Балтии заключить пакты о взаимопомощи.

Тут прямое противоречие - лимитрофы по секретным предложениям попадали в советскую сферу. Что уже в достаточной степени гарантровало их от окупации Германией. Т.е. этот мотив в действиях совесткого руководства скорее всего отсутсвовал.

> 3. Выигрыш времени для подготовки страны к отражению фашистской агрессии. Почти два года отделяют подписание пакта о ненападении и начало германской агрессии против СССР.

Типичная обратная проекция. Малоправдоподобно, чтобы на момент заключения пакта советское руководство считало "фашисткую агрессию" неизбежной в ближайшее время. И уж совсем маловероятно чтобы Сталин полагал что бумажка в состоянии удержать эту агрессию.

> 4. Ликвидация угрозы нападения Японии.

Никак не показана связь пакта о ненападении с Германией и пакта о нейтралитете с Японией.

Вобщем, ничего нового. Увы.

С уважением, Игорь Куртуков.