ОтКапитанОтветить на сообщение
КВалерий МухинОтветить по почте
Дата07.07.2000 11:43:32Найти в дереве
РубрикиТанки;Версия для печати

Устыдитесь Валерий!


"Когда обстоятельное установление факта не возможно, то достаточную доказательность можно заменить количеством примеров, но нельзя отрицать, что это опасный прием, которым часто злоупотребляют. Вместо одного очень обстоятельно изложенного факта довольствуются тем, что упомянут три иди четыре факта и тем самым достигнут видимости сильного доказательства. Между тем бывают вопросы, в которых целая дюжина приведенных примеров ничего не доказывает, так как речь идет о явлениях повторяющихся; следовательно нетрудно подобрать другую дюжину примеров с противоположным исходом."

"Если продумать все сказанное, то станет ясно, как легко могут иметь место злоупотребления историческими примерами.
Событие, не воспроизведенное тщательно во всех деталях, а лишь затронутое поверхносто налету, подобно предмету, на который смотрят с очень боьшого удаления: мы уже не в состоянии различить положение его частей, и он кажется имеющим одинаковый вид со всех сторон. Подобные примеры действительно могут служить подтверждением самых противоположных мнений"

"Главное зло такого поверхностого отношения к истории заключается не в том, что писатель это делает в неосновательном предположении, будто он может им нечто доказать, а в том, что он никогда с этими событиями толком не ознакомится и что из такого легкомысленного, поверхностного обращения с историей впоследствие возникнут сотни ложных взглядов и теоретическое прожектерство, которые никогда бы не проявились, если бы писатель сознавал свою обязанность, все то новое, что он намерен выпустить в свет и что он стремиться назвать историей, выводить с полной несомненностью из точной связи явлений".

"Чем глубже мы будем вникаит в подробности и удаляться от общих отношений и обстоятельств, тем меньше при изучении отдаленных эпох мы найдем образцов и опытных данных, ибо мы не в состоянии ни должным образом оценить соответствующие явление, ни сопоставить их с нашими, совершенно изменившимися средствами.
К сожалению во все времена у писателей была большая склонность говорить о событиях древности. Не будем касаться, какую роль в данном случае играли тщеславие и шарлатанство, но мы в этой тенденции в большинстве случаев не замечали признаков честного намерения и горячего стремления научить и убедить, а при таких условиях мы не можем не видить в этих экскурсиях ничего иного, кроме красивых заплат, прикрывающих пробелы и промахи."

"Еще смешнее становится, если добавить, что та же самая критика, исходя из самого пошлого взгляда, исключает из теории все духовные величины и хочет иметь дело лишь с одними материальными. Таким путем все сводится к двум-трем математическим соотношениям равновесия сил и численного превосходства во времени и пространстве да к нескольким углам и линиям. Если бы в самом деле все сводилось лишь к этому, то из такой дребедени едва ли удалось бы составить даже задачу для школьника.

Прочитали, Валерий?
Устыдитесь...
Ах да я забыл сказать - КТО автор строк.

КАРЛ фон КЛАУЗЕВИЦ. "О ВОЙНЕ"