Отden~Ответить на сообщение
КAllОтветить по почте
Дата28.01.2001 23:02:58Найти в дереве
РубрикиСовременность; Танки; Военные игры;Версия для печати

"Ставки действительно велики"(научная методика "мерянья пиписьками")


Валерий Бондарь (статья года ~92)

Горный район в Южной Баварии. Городок N. Здание на тихой улочке не очень приметно. Однако интерьер его самого просторного зала наводит на мысль о командном пункте межпланетного космического корабля ХХI века.
Здесь встретились генералы из США, Германии и - тогда еще - СССР.
Поначалу все держатся несколько настороженно, обмениваются дежурными любезностями. Как-никак - недавние противники.
Но вот в приемное устройство вставляется дискета, и на экранах дисплеев разворачивается action(действие), военная игра.
Нажатием кнопок генералы управляют ситуацией. Игра быстро захватывает и увлекает всех. Настороженность сменяется всеобщим азартом.
Ставки велики. В "бой" идут батальоны, бригады, дивизии - десятки, сотни, тысячи людей, масса современных боевых машин. Генералы не скрывают эмоций, радуются малейшему успеху. И мужественно переносят неудачи. "Сражаются" войска НАТО и СССР. К счастью, не гремят орудия, не дрожит земля, не гибнут люди. Представители противоборствующих группировок ведут бескровную схватку на экранах дисплеев.
....Впервые я увидел эту игру в ноябре 1990 года. Затем мне довелось в ней поучаствовать. Представте себе телеэкран с изображением карты Европы. Одним нажатием кнопки любой нужный район может быть увеличен. Нажимаю кнопку несколько раз подряд, и , сменяя друг друга, на экране появляются карты нужной мне страны, области, района и, наконец, подробнейшая цветная карта небольшого реально существующего участка местности: река, лес, поле, дорога, небольшая деревушка, холмы, овраги....
Теперь на этом участке мы можем сравнить между собой "в деле" любые виды существующих вооружений. Например, танки Т-80 и "Леопард-2". Их тактико-технические характеристики заложены в компьютерную память, которая хранит информацию о технике и вооружении всех армий мира.
Игроки должны только разместить танки на местности и определить боевую задачу.
Мы решили атаковать 10-ть Леопардов-2 10-ю Т-80. И вот Леопарды развернуты в обороне а в указанном нами напрвлении начинают выдвигаться Т-80.
Кстати, говоря играть можно за синих или красных или сразу за обе стороны. Если играть за одну сторону то вначале видны только свои. Затем по мере того как чужие(в зависимости от заданных метеоусловий, времени суток и рельефа выбранного участка местности) окажутся в зоне видимости их изображения появляются на экране. В любой момент игрок может принять любое решение: изменить направление движения , сосредоточить огонь на определенном участке, перейти от наступления к обороне и наоборот и т.д.
Мы решили играть за обе стороны сразу чтобы увидеть общую картину боя, и не принимая никаких решений посмотреть как электроника будет командовать войсками.
Прячась за складками местности Т-80 подходят все ближе и ближе к позиции Леопардов. Наконец между одним из Леопардов и Т-80 возникает едва заметная синяя линия : Т-80 обнаружен! Через несколько секунд необходимых для прицеливания линия становится красной. Выстрел!
Компьютер "знает" что вероятность поражения в данной ситуации составляет 0,5. Т-80 не подбит!
Теперь он тоже видит противника! Выстрел! Но Леопард укрыт в окопе и вероятность его поражения значительно ниже. И снова стреляет Леопард . Удачно. Т-80 исчезает с экрана. Однако и этот Леопард обречен - теперь его видят все остальные Т-80. Несколько выстрелов и с разных направлений и счет становится равным 1:1.
А тем временем бой на экране разгорается. Все Т-80 на виду. Леопарды ведут по ним прицельный огонь оставаясь в укрытиях. Ситуация явно не в пользу Т-80. Првда можно былопопытаться найти новые скрытные подходы к позициям противника, с помощью маневра обойти его, нанести удар во фланг. Но мы не вмешиваемся. Нам интересно решение электронного мозга.
Компьютер не раздумывая бросает все Т-80 в лобовую атаку. Это конец. Еще не будучи до конца обнаружены Леопарды выбивают половину наступающих танков. Остальное как говорится дело техники. Через минуту Леопарды одерживают полную победу. Итоговый счет 10:2 в их пользу.
Значит ли это что Леопард в обороне в 5 раз сильнее чем наступающий Т-80? Вовсе нет. Во-первых бой происходил крайне неестественно - без участия командиров. Во-вторых известно что наступающий должен иметь по меньшей мере 3-кратное превосходство. В-третьих бой происходил в условиях среднеевропейской местности. В пустыне, тундре или лесистой местности результат мог бытьсовсем другим.
Обычно для сравнения боевых возможностей различной видов техники и вооружения в процессе компьютерной игры оператор подбирает их такое количественное соотношение, чтобы победа победа любой из сторон была одинакова вероятна. Применительно к нашей ситуации это выглядело бы так. Сначала под руководством игроков 10 Т-80 атаковали бы 10 Леопардов. В случае неудачи тут же организуется повторная игра, где в атаке участвуют не 10,а 11 танков, затем 12,13,14 и так далее пока Т-80 не одержат победу. Предположим что победа достигнута при соотношении 25 к 10. Знаем ли мы теперь какой танк сильнее и насколько? Нет опять не знаем. Мы только чуть чуть приблизились к ответу. Ведь победить можно из-за ошибки противника или даже случайно. Если вероятность поражения равна 0,5, это значит что из двух снарядов только один поразит цель. Но какой? Второй или первый? Это неизвестно. А если бы в нашей игре первый Т-80 был бы подбит с первого выстрела, а не со второго, какой бы результат был бы на поле боя?
Для ответа на эти вопросы игру при соотношении 25:10 нужно прокрутить по одному сценарию еще 400 раз. Здесь собственно кончается игра и начинается серьезная статистическая работа.
Если в ходе 400 боев каждая из сторон будет побеждать одинаково часто то соотношение 25:10
(т.е. 2,5 к 1) можно заносить в учебники. Если же одна сторона будет побеждать чаще то чем другая то соотношение будет исправлено, например на 2,3 к 1 или 2,546 к 1 и т. д. Но это дело уже не игроков, а математиков.
Закончена ли теперь наша работа? Нет , она только начинается. Мы выяснили соотношение боевых возможностей танков Т-80 в наступлении и Леопард-2 в обороне в условиях европейских равнин для дневного летнего времени. А теперь нужно поставить Т-80 в оборону, а Леопард-2 бросить в атаку, и все повторить с самого начала и до конца. Потом нужно повторить все опять для неподготовленной обороны, для ночного времени суток, для зимы и осенней распутицы, для тумана и дождя, для Азии и для Аравийской пустыни. Года через два мы ,наконец, получим точные данные о том, насколько один танк сильнее другого. Но захочется ли нам после этого снова сесть у дисплея компьютера и сыграть в "генеральскую игру"?
Можно ,конечно, сравнить что-нибудь другое: Фантом с МиГом, например, или танк с противотанковым орудием. Но если тактическая компьютерная игра вам окончательно надоела, в запасе есть еще много интересного. Лично мне довелось участвовать и в других, не менее любопытных "генеральских играх", например, в военно-политеческой игре и даже в "политическом покере". Но об этом я расскажу в следующий раз."

P.S. других статей у меня нет - увы.