| От | NetReader |  |
К | Василий Фофанов |  |
Дата | 07.02.2001 18:20:48 |  |
Рубрики | Современность; Танки; |  |
"А вас, Штирлиц, я попрошу остаться..."(с)
>>Типа, В-2 не харьковский движок? Впрочем и на нем так же сделано.
>
>Нету ничего общего между В-2 и скажем В-46. Один мы сделали, а другой у немцев украли. (с) fast. А некоторое фамильное сходство просто мерещится.
"Харьковский" В-2 был не так уж и хорош, и таким оставался вплоть до В-54 включительно.
В результате чего движок пришлось менять на В-55, перепроектированный на ЧТЗ (вот этот момент, кстати, интересно было бы прояснить, что именно там поменялось). А в Харькове занялись двухтактниками, которые определенно пришли туда от амеров.
"После войны центр отечественного тепловозостроения переместился из Коломны в Харьков. В марте 1947 г. Харьковский завод транспортного машиностроения им. Малышева (завод №75), бывший Харьковский
паровозостроительный, совместно с Харьковским заводом "Электротяжмаш"
выпустил свой первый тепловоз...
...Минтрансмашем на основании изучения и оценки былопределен для дизеля прототип - судовой десятицилиндровый двухтактный дизель фирмы "Фербенкс-Морзе" (США) типа 38D8 1/8 "с диаметром цилиндров 8 1/8 " и
ходом поршней 2х10 ". Эти дизеля в качестве главных силовых установок были
установлены на ледоколы (дизель-электроходы) "Капитан Белоусов", "Северное сияние" и "Северный полюс", полученные в годы войны из США по ленд-лизу и эксплуатировавшиеся в акватории порта Мурманск и на трассах Северного морского пути.
С Харьковского завода в Ленинград, где стоял на ремонте один из ледоколов,
выехала большая группа специалистов-дизелистов для ознакомления в морской гавани, непосредственно на ледоколе, с этим дизелем, сопроводительной
документацией и опытом их эксплуатации. Но главной задачей было эскизирование и микрометраж всех узлов, деталей, механизмов, инструмента, приспособлений, проведение анализов материалов, а также выпуск чертежей."
Но и тут, гм, было не все гладко
"Дизели 2Д100 (дизель-генератор на базе этого дизеля имел обозначение 2ДГ) выпускались по чертежам и технологии
Харьковского завода им. Малышева (судя по всему, единственный случай такого рода в послевоенной истории Коломенского завода). Конструкция дизеля 2Д100 была совершенно нехарактерна для отечественного
дизелестроения: двухтактный цикл с прямоточно-щелевой продувкой, рядное
расположение 10 цилиндров, в каждом цилиндре два поршня, при схождении
которых образуется камера сгорания, два коленвала, соединенных вертикальной передачей, топливная система с двумя насос-форсунками на цилиндр. Нетрадиционность конструкции объясняется тем, что дизель скопирован с американского дизеля "Fairbanks-Morse 38D". Американское
происхождение дизеля ни в коей мере не гарантирует его высоких качеств,
поскольку эта схема сложна в сборке и регулировке, а сами регулировки крайне нестабильны, что приводит к повышенному расходу топлива и дымлению. В конце концов Коломенский завод от выпуска этого дизеля отказался."
Что характерно, как и тепловозные собратья, танковый 5ТДФ тоже не отличался высокой надежностью. В период 66-69гг из строя вышло 879 движков из 1305шт (данные А.Ш.).
Итого - легенда, изложенная Фастом, имеет реальную основу, в том смысле, что предок по меньшей мере одного семейства танковых движков был иностранцем (американцем). Пришлось ли что-то заимствовать в Германии для успешной переработки В-54 в В-55, остается неизвестным, но исключить такое тоже нельзя...