ОтМаратОтветить на сообщение
КAllОтветить по почте
Дата17.02.2001 19:14:21Найти в дереве
РубрикиПрочее; Современность; Политек;Версия для печати

"Мой любимый" Хлюпин "опять" пишет "правильно" про военный экспорт Казахстана


Приветствую !

...и опять все то же почти буква в букву со всеми прежними натянустоями и ошибками

Последний номер НВО 16-22 февраля 2001 г., номер 6 (228)



МИНИСТЕРСКИЙ ПОЖАР
Криминальная круговерть казахстанских "оруженосцев"
Виталий Хлюпин

Перефразируем классика: если в первом акте драмы на стене висит ружье, во втором оно обязательно выстрелит. По-казахстански это будет - если в стране есть оружие, ждите крупного международного скандала.
++++++++++++++

Ниже привожу полный вариант оригинальной статьи, о которой упоминал в http://vif2ne.ru/nvk/forum/archive/41/41339

+++++++++++++++++++++++++
Страна бесконтрольного оружейного бизнеса
Особенности национальной торговли вооружениями: раунд первый
“Время ПО”, 22 августа 2000 г.
Анатолий АКИМОВ, Алматы

На прошлой неделе был убит главный разыскиваемый в последнее время преступник – киллер Амангельды Амангалиев (ВРЕМЯ ПО за 18 августа). В тот же день, в среду, глава МВД Каирбек Сулейменов заявил в интервью “Хабару”, что, возможно, Амангалиев является и главным подозреваемым в громком деле Ибраева. Случай слишком удобен, чтобы упустить его из виду, тем более, что дело об убийстве главы “Казспецэкспорта” после известной критики Назарбаева в адрес силовиков стало делом чести полицейских.
Насколько обоснованными являются предварительные выводы МВД, судить не берусь. Однако повод к тому, чтобы вспомнить о всех “оружейно-торговых” скандалах, самый, что ни на есть подходящий.

Следственный Молох
Перефразируем классика, говорившего: “если в первом акте драмы на стене висит ружье, во втором оно обязательно выстрелит”. По-казахстански это будет: “если в стране есть оружие, ждите крупного международного скандала”.
Казахстан, к счастью, по сравнению с другими постсоветскими странами, за суверенную историю почти не знал громких заказных убийств (директор Карметкомбината Свичинский, глава Алматинского строительного треста Мильграм да несколько странных “самоубийств” госчиновников областного масштаба – не в счет). И вот – в ночь с 14 на 15 апреля пятью выстрелами в упор во дворе собственного дома в Алматы убивают генерального директора госкомпании “Казспецэкспорт” Талгата Ибраева. Директора компании-монополиста в области торговли казахстанским оружием, человека предельно скрытного и осторожного, обличенного немалой властью, большими деньгами и солидными связями.
Оперативно нашли и арестовали первых подозреваемых – ими (вполне логично) оказались личный шофер Ибраева, раненый в ногу при покушении, Александр Фомин и его коллега и приятель, также водитель “Казспецэкспорта” Алексей Архиереев (у которого тоже, более чем логично, нашли в служебной машине боевую гранату). Однако, несмотря на преждевременный оптимизм следствия, дело стало “глохнуть”. “Заговор водителей” по ряду формальных признаков явно не тянул на искомый криминал – какой интерес у шоферов в смерти начальника, где он, а где они в социальной иерархии? Однако били и прессовали террористов от баранки с пристрастием (и это при личном контроле президента и 1-го замминистра МВД - начальника следственной группы). Последний, генарал-майор полиции Василий Симачев, “разобравшись”, сам выразил сожаление по этому поводу (назвав, правда, этот факт “неординарным случаем”). Ну, ординарный или неординарный – пускай казахстанская Фемида сама разбирается со своими верными служителями.
Следующим подозреваемым, арестованным лично министром внутренних дел Каирбеком Сулейменовым (случай уникальный со времен Ежова), стал полковник КНБ, а затем военной разведки Анатолий Адамов, до 23 мая сего года работавший помощником Ибраева. Полковника “взяли” в первых числах июня, и тут же следственная машина пошла по второму кругу: адвокатов не допускают, масса процессуальных нарушений, дети полковника бегут из Казахстана, опасаясь за свою жизнь, наконец, апофеоз – милиция задерживает адвоката Адамова Анатолия Гинзбурга. Гинзбург, конечно, “неправильный” адвокат, давно известный в Казахстане политической непонятливостью и профессиональной въедливостью (именно он работал с некоторыми обвиняемыми по старым “МИГовским” делам). Но задерживать на 3 суток, публично обвинять в “похищении” уголовного дела (еще в 1994 году) и, более того, до суда обвинять в “юридическо-правовом обеспечении… деятельности преступной группировки” (если верить министру Сулейменову, дело обстояло именно так) – это уже перебор. Перебор даже по нашим и без того весьма широким правовым меркам. В “протесте” на деятельность следователей дотошный Гинзбург перечислил полтора десятка статей действующего УПК, Гражданского кодекса и Конституции, нарушенных при его аресте и вчинил иск МВД в $5 млн.
Вернемся к фактам: Ибраев убит, руководство “Казспецэкспорта” арестовано милицией по подозрению в “заказе” шефа. Обозначим появившиеся версии:
След № 1. “Индийский”. Известно, что за несколько дней до убийства Т.Ибраев гостил в Дели. Визит был строго конфиденциальный, с кем встречался и о чем договаривался Ибраев с индийскими коллегами – неизвестно, однако в прессу просочилась информация: речь шла о возможных поставках казахстанских самолетов и танков. Более того, Ибраев, якобы, привез с собой “пакет” предложений и заявок, который обсуждал на самом верху, и тому есть свидетели. Однако, вмешались конкуренты, пакистанские спецслужбы и…
След № 2. “Узбекский”. 30 апреля (за две недели до гибели Ибраева) узбекские таможенники задержали на казахстано-узбекской границе странный грузовик: водитель - иранец, машина – иранская, пункт назначения – Пакистан, груз (по отнюдь не подделанным документам) – металлолом, на самом деле – 10 свинцовых контейнеров, излучающих 5000 миллирентген в час. Разразился нешуточный международный скандал. По сути, речь зашла о нелегальном экспорте ядерных материалов. Пакистан от груза тут же отказался, Узбекистан вернул его Казахстану с просьбой разобраться. Там “разобрались” и…скандал стал затухать.
След № 3. “Эфиопский”. Известная алматинская газета “Время” сообщила, что за несколько часов до смерти Ибраев подписал контракт с Эфиопией на поставку туда дальнобойных безоткатных орудий Д-30 на сумму 1,8 млн долларов. У сделки была масса лоббистов в правительстве (вах) указанных стран и солидный бонус премиальных. Ибраев не то кого-то кинул или неправильно поделил, не то собирался кинуть…
След № 4. “Украинский”. Посредником по многим казахстанским сделкам (эфиопским в том -числе) выступал украинский “Укрспецэкспорт”. Именно с ними и не поделился “спецэкспорт” казахстанский. Как результат…
След № 5. “Латвийско-Финляндский”. 12 мая российские таможенники задержали на границе своей страны с Латвией казахстанский эшелон, следовавший в Финляндию (какой-то замысловатый маршрут). Груз – по документам “черный лом” - при визуальном осмотре оказался несколько припорошенными всяким хламом исправными ветролетными моторами в количестве 22 штук. Цена лома за тонну 6 долларов, цена одного двигателя от 60 до 100 тысяч долларов - существенная разница. Ибраев, якобы (версия газеты “Аргументы и факты-Казахстан”), препятствовал этой сделке-афере и его “убрали”, чтобы ее провернуть.
След № 6. “Военный”. На авторство в обнаружении которого претендует газета “Экспресс-К”. Ибраева убрали конкуренты из числа лиц, близких к казахстанскому МО. Из желания прибрать к рукам выгодный бизнес.
След № 7. “Вражеские спецслужбы”. Ибраева убрали те, “кому нужен “ручной” Казахстан”. Данную версию озвучил коллега Ибраева А.Петренко, причем прозрачно кивнул в сторону США – “очевидно, что суверенный и сильный Казахстан Западу не нужен”.
И, наконец, версия министра внутренних дел Сулейменова – Ибраева “убрал” “криминальный синдикат”, “уже пять лет действующий на территории Казахстана”. В подтверждение чего министр предъявил испуганным журналистам новость: “В Алматинской области найдены тела нескольких человек, убитых пять лет назад (надо думать все тем же “синдикатом”) и закатанные в одну из плотин”.
Кстати, а почему само следствие ведет Каирбек Сулейменов, милиция? По профилю данное дело должно расследоваться КНБ, генпрокуратурой. И тут мы приближаемся к самому интересному. Не секрет, что силовые структуры Казахстана последнего времени сильно напоминают германские времен расцвета и упадка Третьего рейха. Та же неприязнь друг к другу и соперничество за место под солнцем (бюджетом). Основных соперничающих группировок две: “МВДэшная” и “КНБэшная”. За спиной последней стоит влиятельный старший зять Назарбаева Рахат Алиев (зампред КНБ - директор Алматинского департамента). В число “обиженных” Алиевым входит и МВД, Сулейменов и армейское руководство, которое выступает естественным союзником МВД в “силовых разборках”. “Казспецэкспорт” в силу ряда причин не подчинялся ни МО, ни какому другому ведомству, кроме руководителя аппарата правительства. К тому же, Ибраев тоже временами был не по чину самостоятельным.
Скорее всего, долгая заминка с ответом на вопрос “С кем Вы, господин Ибраев?” и привела к фатальному исходу. Похоже, именно передел сфер влияния казахстанских силовиков в оружейном бизнесе и обернулся трагедией.

Продам БТР. Недорого
Не секрет (в Казахстане то уж точно), что местная экономика устроена таким образом, что любым сомнительным бизнесом в стране занимаются специально созданные для этого дела фирмочки – “Республиканские государственные предприятия”. Указ об их создании (имеющий силу закона) президент Назарбаев подписывал во время очередного “самороспуска” парламента, то есть парламентарии данный закон/указ не обсуждали и не принимали. Видимо, поэтому, а возможно и по каким-то другим причинам, но законодательство, регламентирующее деятельность многочисленных “РГП” (всего их около 80-ти), крайне запутано и противоречиво. Пользуясь юридическими лакунами, “РГП”, как пиявки, облепили казахстанские министерства, выступая в роли монополистов на оказание эксклюзивных работ и услуг. Естественно, соучредителями и фактическими владельцами подавляющего большинства “РГП” были те же министерства, точнее министры, их учреждавшие. “Свои” РГП есть у МВД – “Кузет”, “Латона”; свои у Минобороны и КНБ, только РГП “Казспецэкспорт” как-то завис в междуначалии.
И “завис” над лакомым куском – чего-чего, а плохо учтенного вооружения и военной техники в Казахстане более чем предостаточно. По утверждению российской “Независимой газеты”, Казахстан располагает парком в 630 танков, 1000 БМП и БТР и 1000 артсистем. По казахстанским данным, только в последние годы существования СССР и только из групп советских войск в Восточной Европе в страну было вывезено: 6 тысяч современных танков, 1,5 тысячи БМП и БТР, 7 тысяч арторудий (“Экспресс-К”, № 102, 16 июня 2000). Разительная разница! Возникает закономерный вопрос: если так много было, то куда делось? Сломаться и устареть не могло - как известно, европейские группы советских войск были оснащены самой современной техникой. Ответ прост – часть распродана по демпинговым ценам тем же КНДР, Эфиопии, Индии, Пакистану, различным афганским правительствам/правителям и т.д., а часть по сей день продолжает пребывать в “плохо учтенном” состоянии на БХВТ (базах хранения военной техники) в пустынях под Семипалатинском и Отаром. Та же “Экспрес-К” в № 92 приводит слова полковника МВД Б.Азбеля, по долгу службу вынужденного заниматься оружейными делами: “с развалом Союза в Казахстане осталось море стрелкового оружия…,контроль за которым оставляет желать лучшего”. И не только стрелкового. До чего дошло - алматинские газеты печатают объявления: “продаю БТР-80, цена – $1! тысяча.” И это не шутка. (“Экспресс-К”, № 98, 10 июня 2000).
Какой контроль! На хитроумный вопрос журналиста “Рейтер” сам министр обороны Сат Токпакбаев честно признался, что не знает ни точного количества, ни качества имеющихся в Казахстане единиц вооружения. Более того, вдобавок к имеющимся немалым арсеналам (кстати, на территории Казахстана, а именно в Костанайской области, был размещен даже резервный склад химического оружия Тихоокеанского флота ВМС СССР), Москва продолжает передавать Назарбаеву “за долги” образцы своей новейшей техники. Всего за годы независимости Казахстан получил от щедрот северного соседа только самолетов более 70 единиц (в том числе новейшие – МиГ-29 и СУ-27). Из последних: в апреле текущего года Россия поставила Казахстану ЗРК С-300, чуть ранее пару боевых СУ-27, до конца 2002 года должна передать еще 8 “сушек”.
Казахстан со спокойной совестью реэкспортирует технику дальше. Занимаются этим делом, наряду с официальным руководством казахстанских РГП, международные посредники с далеко не безупречной репутацией: Олег Орлов, владелец компании “Данфорд Авиа-Прогресс”, с апреля 1995 действительный член Академии военных наук РФ, ныне в Казахстане объявлен в розыск и, как утверждает газета “Экспресс-К”, “подозревается в сотрудничестве со спецслужбами США”, “работал” в Казахстане по оружию как минимум с 1993 года; Александр Петренко, штатный советник администрации президента, проходивший обвиняемым по делу бывшего начальника генштаба генерала Ертаева; Олег Сенькин, экс-полковник КГБ, еще пару лет назад владевший автосалоном в Алматы, а ныне разыскиваемый ЦРУ за поставки вооружений в “проблемные” арабские страны, такие как Ирак. Ибраев, кстати, некоторое время также занимался автомобильным бизнесом.
О покойном - или хорошо или никак. В полном соответствии с данной формулой казахстанские официальные лица и СМИ исключительно положительно характеризовали Ибраева: “отстаивал государственные интересы, был честен, принципиален, никому не переходил дороги…” и т.д. Возможно все это и так, но справедливости ради отметим, что погибший давно, очень давно занимался рисковым оружейным бизнесом. Именно подпись Ибраева (в качестве генерального директора одного из предшественников “Казспецэкспорта” - госкомпании “Улан”) стоит под контрактом № 1905/04-ОМ от 31 июля 1995 года о продаже казахстанских зениток в Северную Корею. Скандал тогда вышел большой и громкий, однако сел за незаконную торговлю оружием не Ибраев, а замминистра обороны по ПВО генерал Сапсай. Правительство тогда специальным распоряжением упразднило “Улан”, после чего… “упраздненная” компания еще, как минимум, два года занималась все тем же оружейным бизнесом.
При этом обычно всплывают на поверхность обстоятельства сделок по действительно устаревшему вооружению. Так с 1994 года Казахстан по большей части безуспешно торговал списанными МИГ-21, доведя их цену до 100 тысяч долларов за штуку, однако, как опять же утверждают казахстанские газеты, Орлов под всеобщую неразбериху “толкнул” и казахстанские МИГ-29, каковые к устаревшим типам вооружения отнести никак нельзя и цена им минимум 10-15 миллионов (не тысяч!) долларов.
14 апреля – день в день с трагической кончиной Талгата Ибраева - с аэродрома под Байконуром с нарушением всех мыслимых инструкций улетел в…Конго военно-транспортный АН-12. Борт, оказывается, был продан через некое РГП “Инфракос” ( функции последнего - конверсия военной техники, принадлежащей Национальному аэрокосмическому агентству Казахстана) некой авиакомпании “Русь” за 35 тысяч тенге (под гарантийное письмо, денег до сих пор нет). Причем, продан в Россию, однако, чудесным образом вместо предполагавшегося Жуковска оказавшийся в Армении-Турции-Египте и далее в Конго. Да, самолет отнюдь не новый (прослужил 35 лет), однако до Конго он долетел своим ходом, быстро и без поломок. Цена явно и в несколько раз занижена (что признал главком ВВС М.Алтынбаев, сам снятый в августе 1999 с поста министра обороны как раз за “военную торговлю”). Более того, агентство “Хабар” сообщило, что АН улетел груженый - на борту было “вооружение”. И большой открытый вопрос - что там казахстанские “военторговцы” вывозили с Байконура?
Скандал за скандалом: зенитки, “МиГи”, танки – в Корею, Боснию, Эфиопию. Только в текущем году: 10 июля 2000 года “Вечерний Новосибирск” пишет о задержании в городе преступной группы, специализирующейся на “поставках” радиоактивных материалов из Казахстана. Речь идет о контейнере с изотопом радия-226; в апреле 2000 года в Семипалатинске осуждены лица, уворовавшие с Ульбинского металлургического комбината 210 урановых таблеток, в совокупности пяти киллограмм веса. Их тоже планировалось “торгануть” в Россию. Это уже не факты, когда их так много - это уже система.

Организованный хаос?
По данным председателя Комитета по оборонной промышленности Министества энергетики, индустрии и торговли Байгарина, Казахстан экспортирует военную технику и оружие в 10-15 стран мира, большей частью через “Росвооружение”. В 1999 году этот бизнес принес $13 млн, в 2000 – планируется получить $20 млн.
Обратим внимание – 10-15 стран, широкий ассортимент военных товаров и всего 13 млн. долларов выручки. Что-то здесь не так и даже ясно, что по официальным данным, обнародованным Министерством экономики Казахстана в июне 2000 года, доля “теневой экономики” составляет 20-28 % от общего объема ВВП страны, или порядка $4 млрд. Сколько миллионов (или миллиардов?) долларов от оружейного бизнеса находится “в тени”, не знает никакое Министерство экономики.
Казахстан – страна тотального и бесконтрольного оружейного бизнеса. Способствуют тому все возможные предпосылки: “дырявое” правовое поле, масса “неучтенки”, кулуарность и клановость политэлиты, отсутсвие механизмов контроля, наконец, соответствующий психологический климат.
В качестве примера: почти всё действующее армейское руководство и ныне находящееся в высоких кабинетах – вчерашние герои скандальных историй: главком ВВС и экс-министр обороны Алтынбаев (снят за “корейские МиГи”), начальник генштаба и экс-министр обороны Касымов (снят за “корейские зенитки”), командующий Восточным военным округом и экс-врио министра обороны Ертаев (судим за “корейские МиГи”), командующий Южным Военным округом и экс-начальник генштаба Джарбулов (был снят за незаконную приватизацию имущества) и т.д. и т.п.
В ноябре 1999 года “новый” министр обороны Токпакбаев, едва ознакомившись с вверенным хозяйством, отправил в отставку сразу все руководство тыла казахстанской армии: генерал-майора Тузикова (зам. начальника генштаба по тылу), генерал-майора Байтемирова (начальник ГУ строительства и размещения воинских объектов МО) и полковника Халикова (зам. министра обороны по тылу). Через три дня в кабинетах Халикова и Тузикова одновременно (какое замечательное совпадение) вспыхнул пожар. В особо охраняемом здании Министерства обороны дотла выгорела вся документация по тендерам на закупку продовольствия, ГСМ и прочего необходимого армии имущества.
Можно только согласиться с оценкой газеты “Начнем с понедельника” – в той же торговле МИГами с Северной Кореей “конечно же, задействованы крупные сановные лица”. Сколько бы преемник Талгата Ибраева отставной полковник КНБ Эрса Кошкаров не уверял, что “мы продаем продукцию только четвертой категории, то есть совсем устаревшую и непригодную для несения боевого дежурства. Пятая – уже металлолом”. Однако, без пяти минут металлолом своим ходом улетает, уезжает и уползает из страны.
Почти ежегодно компании, специализирующиеся на торговле оружием, меняли название, ведомственную принадлежность и руководство: “Улан”-“Казвоентехимпекс”-“Кару-Жарак”-“Казспецэкспорт”; Альчабаев-Султанов-Канафин-Ибраев-Кошкаров. И масса советников, посредников, консультантов, лоббистов, болгар, русских, американцев, индийцев, иранцев, пакистанцев… Не покидает мысль, что весь этот околооружейный хаос был организован сознательно, чтобы было проще ловить рыбку в мутной воде.
Последние новости: РГП “Казспецэкспорт” передан в подчинение Министерству обороны, арестован и уже знакомится с обвинением (“соучастие в убийстве”) преемник Ибраева Кошкаров. Правительство обнародовало последнее постановление: расформировать “Военно-техническую комиссию” и создать взамен другую “Военно-техническую комиссию”. Первый раунд борьбы закончился, но сколько их еще впереди?

“Время по”, 22 августа 2000 г.
+++++++++++++++++++

C u