ОтGAIОтветить на сообщение
КAllОтветить по почте
Дата08.04.2001 17:49:30Найти в дереве
РубрикиWWII; Спецслужбы; Армия;Версия для печати

Вот такая заметка из старой "Красной Звезды"...


Красная звезда 5.02.1993 г.

Мятеж «комбата» Краснова

В последние несколько лет стало весьма модным занятием искать «белые пятна» истории. Скажу честно, поддался этому искушению я я. В одном из архивов после долгой и весьма кропотливой работы обнаружил любопытные документы, рассказывающие о мятеже в 53-м отдельном железнодорожном строительном батальоне в июне 1943 года на Дальнем Востоке.Ну чем не сенсация, особенно если учесть, что об атом факте в средствах массовой информации не сказано ин слова. Однако я о своей находке шуметь не спешил.
ПОЧЕМУ? Да из этических соображений. В тридцатые-сороковые годы тысячи людей были незаконно репрессированы, замучены в застенках НКВД. Согласен: это наше национальное горе, но вместе с тем, думаю, не стоит все же заниматься «повальной» реабилитацией всех осужденных по политическим статьям. Тут нужно разобраться с каждым индивидуально v не пачкать память безвинных жертв дифирамбами в адрес настоящих преступинков.
Я начал собирать документы...
КОДОГРАММА
Из Имана.
Начальнику погранвойск Прим. округа генерал-майору Зырянову:
По данным штаба 35-й армии, в 4 часа 2/VI 1943 года восстала рота 53-го отдельного железнодорожного строительного батальона, дислоцируемая в селе Виноградовка в 60 км северо-восточнее Имана. Восставшими убиты зам. командира роты по политчасти, старшина, семь младших командиров и бойцов. Уведены командир роты к два командира взводов, взято оружие, боеприпасы, продовольствие. Восставшие продвигаются в направлении села Дмитрово-Васильевка, где дислоцируется другая рота этого батальона. Командующий фронтом приказал восставших уничтожить.
Начальник штаба 57-го пограиотряда ИОНОВ.
Руководимые старшим сержантом Тимошенко и ефрейтором Семеновым мятежники первым делом , уничтожили связь и направила делегацию к бойцам 52-го дорожно-строительного батальона, расположенного в этом же селе, с предложением присоединиться к ним. Однако «делегатов» до казарм командование не допустило. После этого взбунтовавшаяся рота вступила в Дмитрово-Васильевку, где к ней присоединилась еще одна рота того же 53-го батальона. Мятежники вскрыли военные склады и разграбили их. Затем оба подразделения двинулись на север и во второй половине дня вошли в село Большой Силан, где после короткой перестрелки к ним присоединилась и 3-я рота батальона. В Большом Силане был разгромлен штаб 53-го батальона. Общее руководство восставшими взял на себя ефрейтор Краснов.

Краснов Илья Лукьянович, 1907 г. р., урож. Орловской области, Трубчевсиого р-на, деревня Щетиниио, б/п, образование среднее. В 1933 голу осужден к 3 годам высылки в Казахстан. Призван в РККА по мобилизации, в 1941 г. РВК города Актюбинска.

В Большом Силане было убито 8 командиров, разбит коммутатор узла связи, разгромлен склад вооружения. Потом прошел митинг. Выступивший на нем ефрейтор Краснов объявил:
— Советской власти нет, правительство расстреляно... Война закончена, и на фронтах установлено перемирие. Армия распускается по домам...
Подручными «комбата» Краснова стали старший сержант Тимошенко (осужденный в 1941 году за кражу к шести месяцам лишения свободы), боец Мезенцев (осужден за вооруженный грабеж к 10 годам лишения свободы в 1937 году) и боец Жук (осужденный за кражу и контрабанду в разные годы и на разные сроки). Всего же в восставшем батальоне находилось около половины военнослужащих, которые были ранее осуждены. И сейчас, узнав, что их из глубокого тыла готовятся перебросить на фронт, стройбатовцы решили не сидеть сложа руки, а действовать.
К КОНЦУ ДНЯ 2 ИЮНЯ батальон Краснова увеличился до 330 человек, вооруженных 12 пулеметами, 230 винтовками с достаточным количеством патронов к ним и 300 гранатами. Примерно в 17 часов мятежный батальон двинулся в направлении села Стольное, где остановился на ночлег и занял оборону.
На улице был перехвачен автомобиль, на котором возвращались в свою часть с совещания начальник штаба и замполит батальона, а также оперуполномоченный особого отдела 35-й армии. Они были задержаны. Здесь же в схватке с рецидивистами-мародерами, защищая жителей села, погиб участковый инспектор лейтенант милиции Иван Ви-ниченко...
Но мятежники были обречены...
Глубокой ночью с западной стороны к селу Стольное подошли направленные командованием фронта подразделения РККА в составе нескольких мотоциклистов а роты автоматчиков отдела контрразведки «Смерш» 35-й армии, 'которые перекрыли дороги из села. Из Федосеевки выступил усиленный стрелковый полк, из Игнатьевки — две стрелковые роты и другие подразделения.
Первый бой с повстанцами состоялся ранним утром на окраине села. 7 человек были убиты, 26 сдались в плен. Батальон стал отступать. За селом три танка рассеяли мятежников на отдельные группы- В течение дня войсковые подразделения вели поиск разбежавшихся, уничтожая оказывающих вооруженное сопротивление, 150 человек сдались в плен.
«Комбата» Краснова и его помощника Тимошенко засада пограничников, выставленная у развилки дорог восточнее села Федоровки, задержала только 10 июля. На 15 июля остались не разысканными 3 красноармейца и ефрейтор Семенов.
Следствие вело управление контрразведки «Смерш» Дальневосточного фронта.
ЧТО ЖЕ послужило поводом для восстания? Долгое время мне это установить не удавалось, так как многие документы по-прежнему находились под грифом «секретно». Но вот недавно я получил из Главной военной прокуратуры уголовное дело по восставшему батальону. И теперь могу представить полную картину тех дней.
Оказалось, что восстание готовилось еще в 1942 году группой военнослужащих, недовольных службой, а также Советской властью в стране. Восстание хотели совершить после захвата немцами Сталинграда и Саратова. В случае отправки батальона на фронт планировали выступить в Чите или Челябинске.
Руководители восстания называли себя «новым революционным комитетом». Краснов ввел своих сообщников в заблуждение, т. к. говорил им, что восстание будет поддержано Японией и всем Дальневосточным фронтом.
Когда ночью 2 июня по тревоге были подняты роты, то солдатам объявили, что восстал весь фронт и они идут на соединение с другими подразделениями. Но все это, разумеется, оказалось вымыслом...
Уже на суде в последнем слове все участники просили отправить их на фронт, но суд направил на фронт только одного, заменив ему этим 5 лет лагерей. Два человека были оправданы в суде. Из 46 привлеченных к уголовной ответственности по ст. 58 УК РСФСР (контрреволюционная деятельность) 14 человек расстреляно, в том числе Краснов и Тимошенко, остальные осуждены к 5—10 годам исправительно-трудовых лагерей...
Приговор был суровым. Но кто усомнится в его справедливости?
Подполковник милиции Виктор ЛИТВИНОВ.