От | Иван Т. |
К | All |
Дата | 27.11.2006 15:24:40 |
Рубрики | 11-19 век; Флот; |
Путилов в 1854 сверхбыстро построил флот канонерок руками прядильщиков
Не нашел в архиве ВИФ текста со словом "прядильщик". Значит эта история не обсуждалась. Хотелось бы узнать мнение специалистов насколько она близка реальности.
Pitersky 16.08.2004 13:05
--------------------------------------------------------------------------------
"Стальной" фабрикант Путилов
15 августа 1857 года с российской военно-морской службы в возрасте 31 года уволился мичман и потомственный столбовой дворянин Николай Путилов.
После сотворенного им «чуда», создания целого канонерского флота в буквальном смысле слова на пустом месте перед ним открывались блестящие возможности продвижения по службе, спокойный и верный путь к благосостоянию. Но характер Путилова не был приспособлен к рутине. Как другим воздух Николаю необходима была стремительная невозможная работа. Работа требующая изобретательности, находчивости, самоличного контроля и участия в каждой мелочи. Работа с ощущением победы каждый день, если не каждую минуту. Это была его стихия.
Его способность решать проблемы на месте принесла ему славу и успех. Его инженерная выдумка и интуиция в деле управления людьми помогли осуществить невозможные проекты. Его стремление к реализации необычайных планов, неумение «сидеть на месте», в конечном счете сгубили его дело. Но его имя осталось...
В августе 57-ого у Николая Ивановича позади был грандиозный успех. В 54-ом, великий князь Константин Николаевич вызвал его в мраморный дворец: «Можешь ли ты, Путилов, сделать невозможное? Построить до конца навигации флотилию винтовых канонерок для обороны Кронштадта? Денег в казне нет – вот тебе мои личные двести тысяч». Россия терпела поражение в Крымской войне. Черноморский флот был уничтожен. Балтийский ослаблен. Пеетрбург оставался незащищенным.
Канонерская лодка это 30-метровый баркас с паровой машиной и несколькими пушками. В Петербурге, в тот момент не было никаких производственных мощностей для строительства паровых машин, да и для производства артиллерии в сущности тоже. Он взял на себя этот невозможный заказ на таких необычных для того времени условиях: без договора на выполнение работ, без взноса исполнителем финансовых средств в обеспечение неустоек по заказу, без правительственного контроля за производством всех работ.
Путилов сделал единственно возможное. Он обратился к малентким частным производствам с распределенным заказом – одни ковали валы, другие точили поршни, третьи варили котлы, четвертые собирали агрегаты. Он привлек рабочую силу, открыв бесплатные курсы для всех желающих, распределяя их затем по мастерским под начало более или менее опытных мастеров. Такая организация требовала чудовищных усилий по координации. И весь этот груз Путилов вытащил на себе. В мае 55-ого в строй вступили 32 канонерских лодки, а позднее еще 35 канонерок и 14 корветов.
Сам он писал: «Милостивые государи! Прошу позволения продиктовать во всеуслышание одну страничку будущему историку развития русской промышленности о фактах, бывших на моей практике, в доказательство изумительной способности русского народа к заводскому делу. Факты эти до такой степени поразительны необычностью своею, что о них можно говорить лишь при тысячах свидетелей из самих же рабочих. Иначе невольно может явиться сомнение в достоверности фактов. Первый факт. Надо было в двадцать раз увеличить число мастеровых. Ничего не оставалось делать, как послать в город Ржев, привезти прядильщиков, оставшихся в то время без работы, после прекращения вывоза пряжи за границу из-за войны. Привезли мы прядильщиков, расписали их по заводам и мастерским. Назначили: кому из них быть литейщиком, кому слесарем, токарем, котельщиком. И на артель в несколько человек дали по одному старому мастеровому. Через неделю все принялись за работу… Весь январь, февраль и март во всех уголках столицы, где только есть что-либо для механического дела, начиная от заводов и до чердаков, где временно были устроены мастерские, везде работали с неутомимой деятельностью – в две смены. Не говорю уже о самих заводчиках, но интересно было видеть массу мастеровых. При осмотре работ меня более всего останавливала мысль: как эта масса людей исполняет с такой поспешностью механические работы, требующие математической точности, не имея понятия о чертежах, не брав в жизни никогда ни циркуля, ни карандаша, не видав образцов этих многочисленных разнообразных частей механизмов, которые им приходится делать. Бывало, мастер обойдет по мастерской, раздаст необработанные куски металла, расскажет – сделай так да вот этак, и довольно: вещь точится, сверлится, полируется. Примеришь – все в меру, как быть и должно… Толпы мастеровых-новичков смело шли на работу единственно в убеждении, что незнание можно заменить сметливостью. Через два или три дня по открытии работ уже тысяча мастеровых под руководством десятка учителей начали исполнять дело…»
И далее: «Где одна часть, где другая, где – десятая, а где – двадцатая были обрабатываемы на нескольких заводах и в мастерских. Где выкована. Где обточена. Где просверлена. А к концу февраля свезли откуда что и начали собирать. К 15 марта первая машина собрана на заводе. А уже в мае того же года, то есть через 100 дней, 32 вооруженных канонерки, каждая с паровой машиной в 80 сил, стояли уже в Кронштадте… Машины были сделаны настолько удовлетворительно, что на многих канонерках разводились пары еще на стапелях с тем, чтобы по спуску на воду тотчас идти прямо на пробу, а корветы и клипера после войны пошли в Тихий океан и в Средиземное море. На многих этих суднах бывшие прядильщики пошли за старших машинистов… Наша сборка машин была похожа на сборку в Женеве часов: из одной мастерской – циферблат, из другой – стрелки, из третьей – корпус и т. д.»
Николай почувствовал вкус успеха в невозможном предприятии. Он лукавил говоря о «нереальности» фактов. Случившееся никогда не стало бы возможным без одного единственного ключевого звена: самого Путилова. Эта ежесекундная власть над ситуацией, эта победа смекалки над критическими условиями, балансирование на краю полного провала и полного успеха были источниками его удовольствия. Это была его жизнь.
И Николай уходит со службы. Ему необходимы новые победы. Не имея возможности стать героем в бою, он переключается на производство. Впереди у него развитие артиллерийской промышленности, когда он найдет и «раскрутит» рецепт стали полковника Обухова, на который никто в Российском правительстве не обращал внимания. С этим рецептом и способностями к организации он построит обуховский сталелитейный завод, и Россия перестанет зависеть от поставок нарезной артиллерии с заводов Круппа. Он поднимет предприятие до невозможных высот и потеряет над ним контроль. Долги, поставки, отгрузки, заказы, все это сольется в каждодневную рутину, которой он не может заниматься. В конечном итоге, предприятие перейдет под контроль казны.
Но Путилов начнет новое дело. Зимой 68-ого России понадобятся рельсы, импорт которых невозможен из-за отсутствия навигации, и он за 18 дней запустит захиревший заводик, выдумает дешевые железные рельсы со стальным верхом и за год станет крупнейшим производителем в России. Дальше – больше: завод станет производить: пушки, скоростные паровозы, военные крейсеры и пассажирские корабли. Еще через год Путилов становится одним из богатейших людей страны.
Но уже через 5 лет он устает от однообразного производства. Он решает осуществить давнюю мечту – перенести морской порт из Кронштадта в Петербург, прорыв морской канал. Затея окажется успешной. Путиловский канал работает до сих пор и только и является морской дорогой в Петербург для больших судов.
Но если другие планы Путилова совпадали с самыми острыми нуждами страны, то это предприятие станет лишь его детищем. Мало кто сочтет морской порт необходимым. И гениальный организатор Путилов погрязнет в политических интригах и экономических проблемах. Морской порт разорит его. Только смерть в 1883 году спасет его от позора. О его смерти сообщит лишь коротенькая заметка на восемь строк, набранная петитом, на третьей странице, в хронике, сразу после информации о столкновении пьяного извозчика с трамвайным столбом, в одной только газете – «Новое время»: «Некролог. Вчера, в пятницу 18 апреля, скончался Николай Иванович Путилов – один из видных практических деятелей. В эпоху Крымской кампании покойный построил целый флот канонерских лодок. Наикрупнейшее из деятельности покойного – это проект Морского порта в Петербурге, который теперь и приводится в исполнение».
Так проводили великого предпринимателя, для которого деньги не были главным мотивом, чьи предприятия работают до сих пор, чьи методы организации дела можно включать в учебники.
Александр Смирнов
Иван Т. (27.11.2006 15:24:40)От | Николай Поникаров |
К | |
Дата | 28.11.2006 09:55:36 |
А вот народная песня о Путилове
День добрый.
ПУТИЛОВ
В Петрограде за Невской заставой,
От Жестанта версте на седьмой,
Там обрыты широкие ямы,
Для рабочих приют дорогой.
Это был генерал заслуженный,
А фамилия Путилов ему.
Он от бога умом награжденный
И научен на свете всему.
Раз задумал великое дело,
Чтоб впоследствии иметь барышей:
За границу поехал он смело
И оттуда привез чертежей.
Понемножку за год стал он строить
И впоследствии стал прибавлять.
А в начале десятого года
Стал Путилов завод бастовать.
Окружили его градиоры
И хотели завод распродать.
Пораспродавши, книги в конторе
Инженеру хотели отдать.
Но Путилов успел застрелиться
И письмо он оставил на столе,
Чтоб заводом его любоваться,
Схоронить на заводской земле.
Записана от Решетниковой Н. Г., 1902 г. р., г. Талгар, в 1976 г.
Мои комментарии:
В Петрограде за Невской заставой - на самом деле за Нарвской заставой.
От Жестанта версте на седьмой, - имелось в виду "от почтамта"?
Это был генерал заслуженный, - Путилов уволился со службы мичманом, но в песне все можно :)
Раз задумал великое дело, - Морской порт в Питере. К концу 19 века городу был остро необходим глубоководный порт. Морские суда проходили только до Кронштадта, там товары перегружали на малые барки и везли до Питера. В итоге перевозка от Кронштадта до Питера стоила столько же, сколько от Европы до Кронштадта, и занимала столько же времени.
По расчетам на строительство порта и канала требовалось 40 млн, половину обещало государство. В итоге государство дало лишь 2 млн, что и разорило Путилова. Тем ни менее порт и Морской канал он практически достроил, и они служат и по сей день.
А в начале десятого года
Стал Путилов завод бастовать. Как раз забастовок не было, Путилов платил рабочим исправно. И "десятый год" - анахронизм, дело было в конце 1870-х.
Окружили его градиоры - Кто это?
Но Путилов успел застрелиться - Путилов умер от инфаркта 18.04.1880. Ходили слухи, что на самом деле он застрелился.
Чтоб заводом его любоваться,
Схоронить на заводской земле. - Путилов завещал похоронить себя в часовне на дамбе Морского канала, откуда видно завод и порт.
С уважением, Николай.
Николай Поникаров (28.11.2006 09:55:36)От | Warrior Frog |
К | |
Дата | 28.11.2006 11:09:19 |
малость коментов к коментам
Здравствуйте, Алл
>Это был генерал заслуженный, - Путилов уволился со службы мичманом, но в песне все можно :)
А не был ли он к концу жизни ДСС? Или я путаю его с братом? Директором Русско-Азиатского банка? бывшим товарищем министра финансов при А3 м?
>Окружили его градиоры - Кто это?
ЕМНИП, старое "прозвание " полицейских в СПб, ведущее еще с 18 века, когда к полицейским обязаннастям привлекали гренадеров.
>Но Путилов успел застрелиться - Путилов умер от инфаркта 18.04.1880. Ходили слухи, что на самом деле он застрелился.
А не в 1883г? Что 18 апреля это точно.
>С уважением, Николай.
Александр
"ходя по минному полю именуемому VIF2NE надо тщательнеЕ быть в формулировках.
Николай Поникаров (28.11.2006 09:55:36)От | Лейтенант |
К | |
Дата | 28.11.2006 11:02:41 |
Re: А вот...
>Окружили его градиоры - Кто это?
Кредиторы, само собой.
Иван Т. (27.11.2006 15:24:40)От | Николай Поникаров |
К | |
Дата | 27.11.2006 16:06:57 |
Прядильщики - это еще не самое удивительное
День добрый.
Удивительнее то, что первоначальная смета в 2 млн руб серебром не была перекрыта, а наоборот, осталось 82405 руб...
С уважением, Николай.
Николай Поникаров (27.11.2006 16:06:57)От | Иван Т. |
К | |
Дата | 28.11.2006 20:11:58 |
Еще он для рабочих строил больницы и спортплощадки
так рассказывали мне в музее Кировского (бывшего Путиловского) завода в начале 1980-х гг, когда я передавал в музей материалы своего деда, бывшего первым после Октябрьской революции директором этого завода.
По их словам, и дома и условия труда рабочих при этом Путилове на заводе были более приличными, чем на окружающих заводах. Путилова за это другие фабриканты не любили и считали социалистом, что тогда было в их кругу ругательным словом.
При наследниках Путилова с социальными вопросами стало хуже, хотя завод развивался и процветал. Там делали буквально все: паровозы, турбины, корабли, артиллерию, торпеды, и мелкие бытовые предметы.
В этом году летом побывал в музее (в здании Дома Культуры им. Газа). Он работает. Руководители с тех пор несколько раз сменились, моих материалов в экспозиции уже нет, но хотя бы не закрыли и не перепрофилировали музей за безумные 15 лет реформ.
Иван Т. (28.11.2006 20:11:58)От | Николай Поникаров |
К | |
Дата | 29.11.2006 08:51:55 |
Корабли строили на Путиловской верфи
День добрый.
>При наследниках Путилова
Не наследниках а ЕМНИП казенных управляющих.
> завод развивался и процветал. Там делали буквально все: паровозы, турбины, корабли, артиллерию, торпеды, и мелкие бытовые предметы.
Корабли и турбины строили на Путиловской верфи (ныне Северная верфь). Ее еще в процессе строительства отделили от завода. Хотя вроде какую-то мелочь и на самом Путиловском заводе строили.
С уважением, Николай.
Николай Поникаров (27.11.2006 16:06:57)От | Warrior Frog |
К | |
Дата | 28.11.2006 09:12:18 |
Он и паровые машины в каретной мастерской делал
Здравствуйте, Алл
По крайней мере валы к машинам обтачивались там
>С уважением, Николай.
"ходя по минному полю именуемому VIF2NE надо тщательнеЕ быть в формулировках.