От | поручик Бруммель |
К | Colder |
Дата | 05.03.2008 00:15:47 |
Рубрики | WWII; Флот; |
Re: Как-то она...
ARMA IN ARMATOS JURA SINUNT
>Прочитал. Во-первых, в ней тоже львиная часть места уделена вопросу "героический-негероический" и разбору состава жертв потопления. Это как бы всем известно и избито. А вот вопросу включения позиционных огней (кстати, замечание Балтийцу и Манвелову: в статье Морозова употреблен именно термин "позиционные огни", а не "ходовые огни". Соответсвующий немецкий термин Positionslichter) внимание уделено мельком. Утверждается, что Петерсен включил их просто зная о наличии других конвоев в районе. Вот так, захотел - и включил. Начисто обойдены молчанием сюрреалистическая ситуация четырех капитанов на мостике с номинально равными полномочиями и вопрос таинственной шифрограммы, которая, как утверждается в документалке, и послужила толчком к включению позиционных огней. А меня заинтересовал именно этот вопрос, тем более, что интервьюируемый выживший радист Густлова в фильме чуть ли не пеной брызжет "Была радиограмма!", а все официальные инстанции от нее открещиваются - дескать, не отправляли
Автор уделил внимание вопросам, которые считал наиболее важными. И не согласиться, что разбирая эти вопросы он постарался дать им максимально полный разбор, который возможен в рамках статьи. Морозов закрыл своей статьей основную часть вопросов по "Густлофу". Что же касается огней, то не совсем понятно, для чего делать подробный разбор ситуации с их включением или выключением. Ну получили на лайнере искаженную радиограмму,которую неправильно истолковали посчитав, что группа тральщиков пересекает фарватер №58 по курсу судна. Ну сглупил Петерсен, включая эти огни, не смотря на протесты штурмана Воллрата. Ну так что же теперь считать их основной причиной гибели лайнера? Нет никакой таинственности в этой радиограмме, просто приняли ее с искажениями. Что же касается "сюрреалистической ситуации четырех капитанов на мостике с номинально равными полномочиями", то не было там ничего подобного. Был капитан судна Петерсен, при котором на время похода состояли два капитана Кехлер и Веллер, которые могли заменить его на мостике в случае его отсутсвия, но в случае его нахождения несли чисто консультативные функции и был военный комендант лайнера Цан. Все решения принимались полновластно Петерсеном и перечили ему, имея на них свою точку зрения штурман и военный комендант.
Возвращаясь снова к радиограмме и огням, можно только поддержать ув. Экзетера в его мнении о третьестепенности этого вопроса в гибели "Густлофа".
Если бы Петерсен все таки послушался Цана и попробовал бы увеличить скорость хотя бы до 15 узлов,не смотря риск расползания шва, наложенного после повреждения корпуса, вообще неизвестно догнала бы лодка лайнер в такую погоду, даже если бы тот сиял в тот момент, как "новогодняя елка". Британские лайнеры на протяжении всей войны курсировали между островами и Америкой на высокой скорости и поймать немцам удалось только один в конце войны.
C уважением п-к Бруммель