ОтИ.Пыхалов
КAll
Дата04.05.2008 21:06:06
Рубрики11-19 век; Искусство и творчество;

Чеченские народные песни


Записаны С.И.Писаревым

Песня первая
Появился отряд собак-русских под командою генерала Граббе.
Нам нельзя не позаботиться о наших семьях.
Беда нам с русскими! Генерала Граббе не удержат ни лес, ни канавы, ни реки наши топкие и глубокие, без мостов; для него нет ничего недоступного; зима и морозы ему нипочём; аулы наши он жгёт огнём, скот отбивает, нас бьёт.
Бегите же вы, женщины и дети, поскорее в лес и по долине, а нам что Аллах судил, то пусть и будет. Мы живыми ему не дадимся и как можно больше побьём русских собак.
Жаль, что самого генерала Граббе убить нельзя: говорят наши храбрецы — его пуля не берёт.
Однажды он попался было нашим, и наши считали его уже в руках своих; наших было много-много, а с ним почти не было солдат.
Но как только наши бросились на русских, — Граббе слез с коня, закурил трубку и начал солдатам командовать: «Направо! Налево!»
Они дружно стреляли, и много наших погубили и поранили; а в них, сколько наши ни стреляли — всё убитых нет. Пытались было наши шашками рубить, но — не подойдёшь. Все наши храбрецы на штыки их поганые попадали.
Храбрый Джобай и сын его Актула погибли на штыках, а после них, наши захватили своих и разбежались.
В этом деле храбрый генерал Граббе потерял всего семь солдат, а наших перебито много-много.
Неустрашимый Актула погиб во цвете лет, и с тех пор все наши говорят, что никогда не следует связываться с генералом Граббе — он неустрашимый, ровно чёрт.
Ах, братцы, если бы он и генерал Фезе были наши, мы бы тогда задали собакам-русским!.. Всех бы их мы перебили и перерезали; но Аллах гневается на нас.
Прекратим же мы грустную песню и помолимся Аллаху, чтобы Он нам послал силу побить русских-собак.

Песня вторая
Послушайте, братцы, перестаньте ездить в Кабарду воровать коней!
Чёрт русских казаков надоумил поселиться на нашей земле и дал им начальника Слепцова.
От него, братцы, не уйдёшь и не укроешься.
Он нюхом чует, где наши, и везде бьёт наших; он знает все места, где мы укрываемся, и беда тем, кого он найдёт.
Раз наши молодцы не послушались совета стариков и поехали за добычей: им удалось добыть табун хороших коней; были они уж близко к дому и посмеивались, что им удалось провести Слепцова.
Но скоро смех обратился в слёзы: следы их были открыты; стали стрелять пушки, сделалась тревога... Как ураган, налетел на них Слепцов с казаками и, несмотря на то, что наши молодцы были близко от своих аулов, он отбил у них добычу; многих сам изрубил шашкой, и только трое, оставя своих коней, успели скрыться в лесу.
Лес — нам большая помощь; не давайте же его рубить русским и из лесу не показывайтесь; без леса нам с казаками не справиться.
Если бы Аллах помог нам убить Слепцова!

Песня третья
Отряд русских идёт к нам; надо убираться подальше в горы.
Берегитесь, братцы, с ними храбрый Слепцов!
Побьют нас они, берегитесь! Всем головы посрубят и увезут с собою.
У Слепцова шашка острая — с одного размаху голова долой! Он храбрый из храбрых, — берегитесь!
Беда нам со Слепцовым: от него никто не уходит.
Пострадай ты, Слепцов, чтобы шайтан тебя взял: ты нам не даёшь покоя!

(Терский сборник. Приложение к терскому календарю на 1891 год. Вып. 1. Отдел II. Владикавказ, 1890. С.151–153)

И.Пыхалов (04.05.2008 21:06:06)
ОтKonsnantin175
К
Дата05.05.2008 12:34:29

Скорее это "липа"


Исторический анализ дать не могу. А дедуктивный анализ говорит о том, что это не чеченские тексты.

«Генерала Граббе не удержат ни лес, ни канавы, ни реки наши топкие и глубокие, без мостов; для него нет ничего недоступного; зима и морозы ему нипочём» – чистый герой.

«Бегите же вы, женщины и дети, поскорее в лес и по долине, а нам что Аллах судил, то пусть и будет» – призыв к позорному бегству.

«Жаль, что самого генерала Граббе убить нельзя: говорят наши храбрецы – его пуля не берёт» – русский бессмертный герой.

«А в них, сколько наши ни стреляли – всё убитых нет. Пытались было наши шашками рубить, но – не подойдёшь. Все наши храбрецы на штыки их поганые попадали. Храбрый Джобай и сын его Актула погибли на штыках, а после них, наши захватили своих и разбежались» – без комментариев, такое мог написать русский, но не чеченец.

«Послушайте, братцы, перестаньте ездить в Кабарду воровать коней! Чёрт русских казаков надоумил поселиться на нашей земле и дал им начальника Слепцова» – «братцы» чисто русское выражение. Далее идёт прославление Слепцова: «От него, братцы, не уйдёшь и не укроешься. Он нюхом чует, где наши, и везде бьёт наших; он знает все места, где мы укрываемся, и беда тем, кого он найдёт».

«Раз наши молодцы не послушались совета стариков и поехали за добычей» – «наши молодцы» – чисто русское выражение.

«Отряд русских идёт к нам; надо убираться подальше в горы. Берегитесь, братцы, с ними храбрый Слепцов! Побьют нас они, берегитесь! Всем головы посрубят и увезут с собою. У Слепцова шашка острая – с одного размаху голова долой! Он храбрый из храбрых, – берегитесь!» –- восхваление врага, сеяние паники.
Нет, это не чеченские тексты. Это, скорее, "липа" 19-го века.

Konsnantin175 (05.05.2008 12:34:29)
Отsashas
К
Дата05.05.2008 12:55:58

Re: Скорее это...


>«Раз наши молодцы не послушались совета стариков и поехали за добычей» – «наши молодцы» – чисто русское выражение.
А потом и говорит: "у меня живот болит".(с) Маршак.
Чисто русское выражение. В оригинале будет: "и он еще жаловался, что желудок не полный". Вывод: а почему не особенности перевода? "В давние давние времена, когда дед моего деда еще не родился, джигиты не послушались совета аксакалов" - так пойдет?
>Нет, это не чеченские тексты. Это, скорее, "липа" 19-го века.
Я бы все-таки сравнил эти тексты с другими того же времени, потому уже утверждал нечто подобное.

sashas (05.05.2008 12:55:58)
ОтKonsnantin175
К
Дата05.05.2008 13:25:38

Re: Скорее это...


>>Нет, это не чеченские тексты. Это, скорее, "липа" 19-го века.
>Я бы все-таки сравнил эти тексты с другими того же времени, потому уже утверждал нечто подобное.
Так я же и предупредил, что это не исторический анализ, а "дедуктивный", с намёком на Шерлока Холмса. Для исторического анализа нужны чеченские оригиналы. Русский текст мне показался подозрительным, и я не взялся бы его публиковать без исторического анализа. Текст вызывает подозрения. Такие же как план кого-то (Даллеса?) об "уничтожении СССР". Фразы "растлевать советскую мододёжь" в подлинном американском тексте не могло быть. Такую фразу мог придумать только Хрущёв, но не Даллес.
В приказе Жукова и Берии "О выселении из Украины всех украинцев" не могло быть термина "карательная дивизия НКВД". Такой термин могли придумать либо немцы либо бандеровцы, но никак не Жуков с Берия.
То же касается и чеченских песен. Тексты подозрительные. Надо проверять их всерьез.

Konsnantin175 (05.05.2008 13:25:38)
ОтKazak
К
Дата05.05.2008 22:51:10

"Бойцы и командиры карательных войск"(с) Троцкий, 1919 год (-)



Kazak (05.05.2008 22:51:10)
ОтKonsnantin175
К
Дата05.05.2008 23:12:30

Re: "Бойцы и...


Так это не тот год.
Да и то. Я раньше по этим годам "карбат" (советский) расшифровывал как "карательный", пока не оказалось, что это "караульный".
А в этом году у нас был чеченский отряд. Белый. Деникинский. Его разгромил, якобы, красный партизанский отряд Ромашки. Но потом этот Ромашка переметнулся к петлюровцам и был убит в пьяном виде в одном селе поэтом Шупликом, который уже в ВОВ у Фёдорова был. И в ВОВ к нам прибыл бывший из банды Ромашки и стал начальником полиции. Но его партизаны шлёпнули. Такова вот сложная история.

Konsnantin175 (05.05.2008 23:12:30)
ОтKazak
К
Дата05.05.2008 23:18:34

Ну правильно. Официально войска на Дону назывались экспедиционными.


Iga mees on oma saatuse sepp.

Карательной называл свою бригаду Городовиков, других примеров я не знаю:)

Извините, если чем обидел.

И.Пыхалов (04.05.2008 21:06:06)
ОтКтонибудь
К
Дата05.05.2008 01:02:45

Может спрашивали уже ? У вас все в порядке ?


Извините за оффтопик , не мог читать форум
Вот это прочитал

Лидер ингушской правозащитной организации «Машр» Магомед Муцульгов учел опыт соплеменников и настучал в местную прокуратуру, приложив к заяве интервью историка сайту Info-RM. Расчет оказался верным, и старший следователь по особо важным делам по городу Карабулаку Измайлов приступил к розыскам Пыхалова.

Ктонибудь (05.05.2008 01:02:45)
ОтИ.Пыхалов
К
Дата05.05.2008 01:05:55

Пока всё нормально


>Лидер ингушской правозащитной организации «Машр» Магомед Муцульгов учел опыт соплеменников и настучал в местную прокуратуру, приложив к заяве интервью историка сайту Info-RM. Расчет оказался верным, и старший следователь по особо важным делам по городу Карабулаку Измайлов приступил к розыскам Пыхалова.

То есть, дальнейшего развития история пока не получила

И.Пыхалов (04.05.2008 21:06:06)
ОтAlex Bullet
К
Дата04.05.2008 23:27:19

Мнение историка


Полтаблетки - от головы, полтаблетки - от задницы. И смотри, не перепутай.

«Благоразумные мероприятия людей, любивших свою родину, не имели, однако, между чеченцами успеха; сильные фамилии буйствовали и, не боясь никого, не исполняли приговоров адата. Воровство вошло у них в славу и доблесть, убивали и резали друг друга почти без причины, и, наконец, стали совершаться невиданные до того преступления… – стали похищать или силою уводить беззащитных людей – своих собратьев в неволю и продавать их в рабство в далекие страны. …Не имея над собой власти, дикий и воинственный дух чеченцев не дает никому отчета в своих поступках. В эти именно времена вошли в народе в поговорку возгласы… бывшие во всеобщем употреблении: свет наш, кроме нас, кто на свете. Этим возгласом они обрисовывали тогдашнее состояние своей страны, то есть что поступкам их нет ответа, преступлениям – возмездия… С шариатом у них последовало то же, что некогда с адатом: от чего страна ожидала всего лучшего, то на деле дало противное – беспорядки увеличились». Надо заметить, что эти строки писал не какой-нибудь русский националист, а первый чеченский историк, ротмистр русской армии Умалат Лаудаев в 1872 г.

С уважением, Александр.

И.Пыхалов (04.05.2008 21:06:06)
ОтХорёк
К
Дата04.05.2008 22:48:26

а есть эти же тексты на чеченском?


я так понимаю что свою письменость они получили при соввласти и соответсвенно это кирилица.
Т.е мелодику языка оценить мы смогли бы.

И интересно у них есть боевые песни где они не воровать лезут и бояться старшего караула, самого злого русского, а что-то такое типа "Вставай страна огромная", или лирическое

Хорёк (04.05.2008 22:48:26)
ОтИ.Пыхалов
К
Дата04.05.2008 23:22:59

Не уверен


>я так понимаю что свою письменость они получили при соввласти и соответсвенно это кирилица.
>Т.е мелодику языка оценить мы смогли бы.

Песни записаны ранее 1890 года. Возможно, что сильно ранее (в первоисточнике про дату записи не сказано). В те времена письменности у чеченцев не существовало, немногие грамотные писали по-арабски.

Первая письменность у чеченцев появилась в начале 1920-х, на основе латиницы. В 1938-м была переведена на кириллицу.

И.Пыхалов (04.05.2008 23:22:59)
Отjohn1973
К
Дата05.05.2008 19:54:50

Re: Не уверен


>Песни записаны ранее 1890 года.

Сорри, а фонографические записи... или что-то подобное? Безвозвратно утеряно, или... ?

Я в том смысле, что перевод с современного чеченского - небольшая проблема.

john1973 (05.05.2008 19:54:50)
ОтИ.Пыхалов
К
Дата05.05.2008 20:59:05

Кое-что нашлось




При случае посмотрю.

>Сорри, а фонографические записи... или что-то подобное? Безвозвратно утеряно, или... ?

Теоретически может быть в каталоге фонограмм, хранящемся в Пушкинском доме. По крайней мере, осетинские записи там есть.

И.Пыхалов (04.05.2008 21:06:06)
ОтИ. Кошкин
К
Дата04.05.2008 22:21:52

Спасибо. Интересно, похоже штыки...


Я вас приветствую! Хррр. Хрррр. Ххуррагх!

- реальное вундерваффе против зулусов любой национальности и цвета кожи. При Куллоден Мур Красные Куртки тоже поколои джигитов штыками, не смотря на то, что те страшно вопили и бросались с палашами, которые покруче любых шашек будут.

И. Кошкин

И. Кошкин (04.05.2008 22:21:52)
Отpapa
К
Дата04.05.2008 23:45:08

Re: Спасибо. Интересно,


Я тоже это отметил.
Вообще наверное трудно,
толпой наваливатся на штыки.
Похоже кстати у турок теже проблемы,
да и у поляков-сепаротистов тож.
Короче, штык молодец.

И.Пыхалов (04.05.2008 21:06:06)
ОтPresscenter
К
Дата04.05.2008 21:55:39

Граббе и Слепцов, судя по песням, ...


- люди лихие и неординарные)

Presscenter (04.05.2008 21:55:39)
ОтKtulu
К
Дата04.05.2008 22:00:16

В черкесских сказках роль Граббе и Слепцова играли Засс и Безкровный (-)



И.Пыхалов (04.05.2008 21:06:06)
ОтИ.Пыхалов
К
Дата04.05.2008 21:08:49

Немного этнографии


«Чеченцы — народ живой и страстный, — говорит г. Н.Семёнов, — спокойная и ровная жизнь им не по душе, и поэтому они вечно колобродят, вечно окружают себя атмосферой исключительных жизненных явлений. Только что летом они наскоро обработали свои поля, засеянные преимущественно кукурузой, как осенью, смотришь, уже начался сезон драк “джигитов” между собою из-за самых вздорных причин. Да каких драк! На кинжалах и пистолетах, обычный конец которых — смерть или увечье на всю жизнь. За этим сезоном, без передышки, наступает другой — сезон молодеческих подвигов джигитов в борьбе с принципом собственности, или, говоря проще, сезон воровства. Крадут не из нужды, а отчасти из любви к лёгкой наживе, но главным образом, по страсти к исключительным и сильным ощущениям. Безлунная ночь, проведённая в овраге, в густой траве, в камышах, осторожное и тихое перелезание через забор или уничтожение той или иной преграды, мешающей доступу к соблазнительному предмету, до того тихое, что слышится биение собственного сердца; завладение этим предметом и уход с ним по воровским балкам, заросшим густым кустарником; опасение погони, переплетённое с чувством злобно-отважной готовности ежеминутно встретить её и сразиться хоть с самим чёртом — вот те моменты сильных ощущений, в которых для истого чеченца таится вся прелесть ночных охот на чужую собственность. Этим развлекаются всю осень, но зимою охоты на чужих быков и лошадей поневоле прекращаются или, по крайней мере, доводятся до minimum’а. Зимою покушения на чужую собственность, во-первых, совсем не прибыльны, а во-вторых, чересчур рискованны. В эту пору года домашний скот — главный объект краж в Чечне — стоит во дворе своего хозяина, на конюшне, охраняемой очень злыми собаками; сам хозяин скота тоже сидит дома и бодрствует, а если и спит, то до того чутко, что при первом шорохе или шуме на дворе он, как из земли, вырастает перед непрошеным гостем, вооружённый очень острым кинжалом и начинённым крупною картечью пистолетом. Зимою встречаются и другие помехи к совершению воровских подвигов: ночи, чаще всего, ясные и светлые, а тут ещё этот коварный снег, который не мешает и не задерживает вора, но, дождавшись утра, преспокойно выдаёт его головою тем, к кому ему меньше всего хотелось бы попасть в руки. Вообще, зимою воровство — игра, не стоящая свеч. Но чем же, в таком случае, нашему горцу в это время года утолить свою непреодолимую жажду сильных ощущений? И вот он на досуге затевает разного рода тяжбы, подымает различные, нередко весьма странные, вопросы, а главным образом, бросается в политику, в ту своеобразную чеченскую политику, которая до сих пор создавала нам столько тревог и хлопот. Не весною, как принято думать, а именно зимою, в пору снега и холодов, изготовляются в Чечне сюрпризы общественно-политического характера, подносимые нам с наступлением тёплого времени. Зимою чеченцы перебирают прошлое, анализируют настоящее и фантазируют насчёт будущего. Зимою между ними разносятся всевозможные идеи. И если, напр., раннею весною в Чечне заговорили о переселении в Турцию или, под прикрытием одевшихся в зелень лесов, начали вытанцовывать религиозный танец, известный под именем “зикр” или “зикро”, то знакомый с народом не сомневается, что то или другое из этих явлений — ничто более, как осуществление фантазий, развившихся зимою».

(Терский сборник. Приложение к терскому календарю на 1891 год. Вып. 1. Отдел II. Владикавказ, 1890. С.11–13)

И.Пыхалов (04.05.2008 21:08:49)
ОтKonsnantin175
К
Дата05.05.2008 21:36:37

Re: Немного этнографии


>> Крадут не из нужды ... но главным образом, по страсти к исключительным и сильным ощущениям. Безлунная ночь, проведённая в овраге, в густой траве, в камышах...

Нечто подобное писал и о русских чеченец Авторханов. Точной цитаты нет, приблизительно так: "Русские покоряли Сибирь и пр. не как западные конкистадоры, не в поисках золота или прянностей, а чисто из любопытства, посмотреть: а чево там за горизонтом?"...

И.Пыхалов (04.05.2008 21:08:49)
Отjohn1973
К
Дата05.05.2008 19:40:01

Re: Немного этнографии


>«Чеченцы — народ живой и страстный

Да уж, гуманистами великими были русские цари, Сашки второй и третий... Это ж можно было Сахалинскую каторгу за год укомплектовать чеченами...

И.Пыхалов (04.05.2008 21:08:49)
ОтПаршев
К
Дата05.05.2008 12:20:46

Хе-хе


начинённым крупною картечью пистолетом

И.Пыхалов (04.05.2008 21:08:49)
ОтДобрыня
К
Дата04.05.2008 21:54:12

Нда... Украл, выпил - в зиндан. Романтика... (-)



И.Пыхалов (04.05.2008 21:08:49)
ОтDervish
К
Дата04.05.2008 21:48:20

Спасибо, очень познавательно. Особенно песни. (-)


-