От | Михаил Мухин |
К | Exeter |
Дата | 19.06.2000 15:48:50 |
Рубрики | WWI; |
Re: Да, о стоимости
Добрый день!
>В принятой в июне 1912 г. "Программе усиленного судостроения" из общей суммы 502,7 млн. руб. на строительство 4 броненосных крейсеров было выделено 124,4 млн. руб. Контрактная стоимость одного крейсера типа "Измаил" в первоначальном варианте с 3 башнями составляла 30 593 345 руб. без учета стоимости поставок Морского министерства (артиллерия, боезапас, ПУС, телефоны, радиостанции) и именно эта цена была в договорах с обоими заводами-строителями.
Очень интересно. Я выше приводил свой анализ раскладки этих 500 мил. р. Если на "Измаилы" только 124 – то куда же делись остальные? Кстати, Эксетер, я не в курсе, 37 мил.р. – это стоимость "Гангутов" с вооружением, или без?
>Затем, как известно, у легких крейсеров "урвали" еще 28 млн. руб, что позволило добавить в проекте "Измаила" четвертую башню и удорожило контрактную стоимость каждого корабля еще на 7 млн. руб. А общая стоимость полностью укомплектованного линейного крейсера с учетом доли поставок Морского министерства составляла 52 млн. руб. Эта цифра однозначно фигурирует во всех источниках, она есть и у Виноградова, и в книге Муженикова "Линейные крейсера Германии".
Честно говоря, мне это не очень понятно. Посудите сами. У "Николая I" некоторое утолщение ГП, в известной мере компенсированное уменьшением мощности машин, раздуло по сравнению с "Гангутами" стоимость на 5 мил. р. Теперь сравните "Николая I" с "Измаилом" – больше (и существенно!) всё: водоизмещение, мощность машин, главный калибр. К стыду своему не помню, что там было с бронированием, но "Измаилы", мнится мне, были бронированы, как минимум, не хуже. И вот все эти дорогостоящие навороты повысили стоимость судна всего на 10 мил. р.? Воля Ваша, у меня это вызывает сомнение.
>Мне вообще непонятны сомнения в оценке стоимости "Измаилов", и без того огромной. 52 млн. руб - это 104 млн. немецких марок по тогдашнему курсу. Для сравнения: стоимость "Байерна" - 49 млн. марок, стоимость "Макензена" - 66 млн. марок.
К моему глубочайшему сожалению, это нормальный уровень затратности русского судостроительного комплекса. В России всегда строили линкоры очень долго и очень дорого. Впрочем, не только линкоры. Сейчас пишу с работы, поэтому точных цифр привести не могу, но крейсер «Новик», купленный в Германии, стоил дешевле, чем его систершипы, построенные «по образу и подобию» в России.
> И ведь в России, в отличие от западных государств, все эти расходы несло государство!
То же очень интересный момент, в котором я плохо разбираюсь. А как это было организованно за рубежом? Кому принадлежали британские и германские верфи? Государству, частному капиталу, смешанные формы?
Дальнейшее я поскипал, потому что согласен.
С уважением
Михаил
Михаил Мухин (19.06.2000 15:48:50)От | Constantin |
К | |
Дата | 19.06.2000 16:23:15 |
Re: Да, о стоимости
>Честно говоря, мне это не очень понятно. Посудите сами. У "Николая I" некоторое утолщение ГП, в известной мере компенсированное уменьшением мощности машин, раздуло по сравнению с "Гангутами" стоимость на 5 мил. р. Теперь сравните "Николая I" с "Измаилом" – больше (и существенно!) всё: водоизмещение, мощность машин, главный калибр. К стыду своему не помню, что там было с бронированием, но "Измаилы", мнится мне, были бронированы, как минимум, не хуже. И вот все эти дорогостоящие навороты повысили стоимость судна всего на 10 мил. р.? Воля Ваша, у меня это вызывает сомнение.
В принципе Николай это развитие Екатерины а та - самостоятельный подтип отличавшийся от Марии. Но самое интересное от Екатерины он отличался не сильно а вот цена выросла здорово. Правда именно на нем перешли на броню со шпоночным креплением и увеличили ее толщину.
>>Мне вообще непонятны сомнения в оценке стоимости "Измаилов", и без того огромной. 52 млн. руб - это 104 млн. немецких марок по тогдашнему курсу. Для сравнения: стоимость "Байерна" - 49 млн. марок, стоимость "Макензена" - 66 млн. марок.
>
>К моему глубочайшему сожалению, это нормальный уровень затратности русского судостроительного комплекса. В России всегда строили линкоры очень долго и очень дорого. Впрочем, не только линкоры. Сейчас пишу с работы, поэтому точных цифр привести не могу, но крейсер «Новик», купленный в Германии, стоил дешевле, чем его систершипы, построенные «по образу и подобию» в России.
Жемчуг и Изумруд все-таки отличались от Новика и мачт больше и 120 мм пушек тоже на 2 больше. А что касается стоимости вообще - тут нехило сравнить с Англией и совсем тоскливо делается. Стоимость их линкоров от 1797497 (Дредноут) фунтов до 2,5 млн (Куин Элизабет). Так как фунт по золоту состовлял 9р 46 к. то получается стоимость одного Измаила как минимум соответствует двум Куин Элизабетам.
Попутно заметим что стоимость машин Нептуна состовляла 258000 фунтов а у Инвисибла 472000 вот Вам и относительный рост стоимости силовой установки. Применительно к Гангуту и Измаилу это должно вылиться в то что стоимость установки Измаила минимум в 1,5 раза больше.