ОтПехота
КВасилий Фофанов
Дата29.11.2001 19:36:38
РубрикиСуворов (В.Резун);

Про агрессора, значит, хотите? Ну что ж....


Правда, не про Финляндию, но тоже про очень агрессивную страну.


ГЛАВА 3. ЗАЧЕМ ПОЛЬШЕ ТАНКИ


Принято считать что Польша была к войне не готова. Начиная с 1 сентября 1939 года все историки, все военные, все политики, освещавшие там или иным образом этот вопрос твердили в один голос: не готова.
В чем же проявлялась такая тотальная неготовность? А во всем отвечали нам историки. Танков у польской армии не было, а те что были – были устаревшие и никуда не годные, самолеты были устаревшие, а летчики вообще никуда не годились. Да и что можно взять с армии у которой в конце тридцатых годов основную ударную силу представляла кавалерия, отжившая свое еще в Первую Мировую. Насчет слабой боеспособности польской кавалерии мы с вами уже разобрались немного. Теперь самое время поговорить и о танках. Сначала о том какие танки были в то время у польской армии.
Основным танком на первое сентября 1939 года был 7ТР. Мало кто слышал об этом танке, кроме специалистов, да и те кто слышал, наверное не много вспомнят хорошего об этой машине. А зря. Танк этот был прорывом, новым словом в танкостроении, направившим течение конструкторской мысли в совершенно иное русло. Дело в том, что 7ТР был ПЕРВЫМ СЕРИЙНЫМ ДИЗЕЛЬНЫМ ТАНКОМ. Представляете?! В мире очень много стран, претендующих на звание первой в мире танковой державы. И каждой из них есть чем гордиться, глядя на свои достижения, но первой страной запустившей в серийное производство танки с дизельным двигателем была Польша.
Ну и что, возражают мне, дизельный двигатель это, конечно, хорошо, но ведь из одного двигателя танк не сделаешь. И мои оппоненты абсолютно правы. Дизель на 7ТР я привел в качестве примера того что к началу Второй Мировой войны польская конструкторская мысль в области танков вовсе не плелась в хвосте мировых лидеров, а сама выдавала решения заслуживающие внимания и подражания. К слову сказать немецкие конструкторы так и не смогли поставить на свои танки дизельные двигатели. Так чьи же танки были устаревшими?
Но пора вернуться к остальным частям танков. Для того чтобы понять хорошим или плохим танком был 7ТР предлагаю взять для сравнения основной танк противника , фашистской Германии, за тот же период - ТIII. Уступая по бронированию всего 13 мм, 7ТР имеет пушку такого же калибра – 37 мм. Разница в пользу немца, но она не велика. Более того: броня немецкого танка пробивается из пушки польского, равно как и наоборот немецкий танк может из своего орудия поразить 7ТР. Следует отметить что несмотря на несколько более мощное бронирование Т-III все же проигрывает в защищенности так как на нем стоит бензиновый двигатель который может загореться даже в том случае когда вражеский снаряд не пробивает броню. В то же самое время немецкий снаряд, даже пробив броню не обязательно подожжет польский танк. Двигатель 7ТР менее мощный, но и сам танк более чем в два раза легче следовательно выигрыша в динамических характеристиках у «немца» тоже нет. Кстати, на лицо еще один выигрыш польских конструкторов: на машину вдвое меньшую по массе им удалось установить артиллерийскую систему равной мощности.
Таким образом, казалось бы, налицо примерное равенство по трем основным характеристикам танка – защита, маневр, огонь, и превосходство польской конструкции по характеру конструктивных решений. Я тоже сначала поставил было знак равенства между этими танками. Но копнув немного глубже понял что ошибался.
Дело в том что на тот момент Т-III был самым современным немецким танком. Его ожидала долгая служба. Производство Т-III продолжалось до 1944 года. Последние экземпляры оставались на вооружении вермахта вплоть до мая 1945. Польская же машина, несмотря на те передовые решения, которые были заложены в ее конструкцию, представляла из себя уже вчерашний день польского танкостроения. На смену 7ТР шел новый танк – 10ТР, первые экземпляры которого появились в 1937 году. На этом танке стоит остановиться подробней.
Первое отличие 10ТР от 7 ТР, которое резко бросается в глаза это ходовая часть. Увидев в первый раз 10ТР я подумал что где-то я уже видел подобную конструкцию. И память меня не подвела. Точно такая же конструкция ходовой части была и на знаменитых танках Кристи и на советских БТ. В этом плане все перечисленные танки были просто близнецами. Точно также как танки Кристи, БТ и автострадные танки 10ТР был способен, сбросив гусеницы, ринуться в тыл противника, громя штабы, склады и коммуникации. Оказывается польское командование тоже задумывалось о перемещении по автострадам. Надо сказать что к тому времени автострад в Польше не было. Да и по автострадам какой страны может планироваться перемещение польских танков, сосредоточенных на немецкой границе? 10 ТР был не менее выдающимся танком чем его предшественник. На колесном ходу он мог развивать скорость 70 км/ч. Если учесть, что расстояние от германо-польской границы до Берлина составляло около 240 километров, то получается что польские танки могли быть в немецкой столице менее чем через четыре часа после начала войны. Давайте задумаемся над этой цифрой и запомним ее.
Чтобы представить себе ситуацию, в которой танки противника находятся в двухстах сорока километрах от вашей столицы, давайте вспомним суровые дни сорок первого года, когда танки Гудериана рвались к Москве. Когда немецкие танки подошли к ____ считался уже чуть ли не национальной катастрофой. В Куйбышеве ударными темпами возводится новая резиденция для руководства страны. Весь мир гадает: Сталин уже покинул Москву или еще нет. Все кто мог, стремились покинуть столицу. В городе царила тихая паника. Сталин отдает приказ о немедленном расстреле без суда и следствия всех паникеров и дезертиров, а дезертирами считались все, кто выезжал из Москвы не имея на то особого разрешения. А в нашем случае Германия должна была спокойно сидеть и ждать, пока массы танков, перейдя границу и сбросив гусеницы ринутся на Берлин.
Когда я серьезнее занялся историей этого удивительного танка выяснилась одна не менее интересная деталь. Первые конструкторские проработки по 10ТР были аж в 1927 году. Именно тогда группа польских инженеров под руководством ______ приехала в США для того чтобы пронаблюдать за ходом работ Кристи над его танком, который тогда только создавался. Представьте себе 1927 год. До прихода к власти Гитлера еще целых шесть лет. Да и неизвестно еще что у него получится – как раз в это время Адольф Алоизович пребывал в тюрьме. А танки для германских дорог уже проектируются – ведь не для советских же дорог образца 27 года создавались эти машины. В 1927 году у Германии была единственная задача – подняться из руин Первой Мировой, а в польских штабах уже прикидывают применение отличным немецким дорогам.
Во всех вооруженных силах мира существует такая практика: стандартное армейское обозначение образцу вооружений присваивается обычно только после того как этот образец армия принимает на вооружение. И это делается не спроста. Как правило приемка нового танка или самолета или пушки проходит на конкурсной основе. В задачу испытателей входит выяснить насколько конкурсанты соответствуют требованиям армии, выдвинутым в тактико-техническом задании. Образец на испытаниях не щадят – подвергают его самым запредельным нагрузкам. Таким что и на настоящей-то войне не всегда встретятся. Иначе нельзя – танкист, летчик, стрелок должен быть уверен в своей технике на все сто процентов. От этого зависит его жизнь и жизнь его боевых товарищей. Такова цена победы. Понятно что победитель в конкурсе только один – вот ему то и присваивается армейский индекс. Военные таким образом убивают сразу двух зайцев. Во-первых избегают путаницы между образцами, а во-вторых здорово снижают затраты на документацию к новому образцу вооружений. Но ведь и те образцы, которые испытываются, тоже надо как-то называть. А именуют их просто: по задачам для выполнения которых они были созданы. Например: многоцелевое транспортное средство или перспективный истребитель для завоевания превосходства в воздухе.
Есть такое название и у танка 10ТР. Во многих польских документах, например задании на разработку, этот танк не называется по своему индексу. Оно и понятно – танка еще нет, что получится неизвестно, зачем зря бумагу переводить, документацию составлять. Но назвать танк все-таки было как-то надо. И вот это-то название сразу отметает все сомнения в том что польские военные готовились к оборонительной войне. Название это в переводе на русский язык звучит так: «танк преследования». Кого собрались преследовать польские танкисты, собранные на немецкой границе? Свою отступающую армию? Конечно же нет танкисты собирались преследовать отступающие немецкие части и на их плечах ворваться в столицу Германии чем и завершить победоносную войну. Что интересно: с началом Второй Мировой войны о 10ТР как то забыли и больше никогда не вспоминали. Сейчас это название известно лишь специалистам, а теперь и нам с вами. Этот удивительный танк оказался забытым, потому что начавшаяся война была не той войной для которой его создавали. Польская армия отступала с первых дней войны и ей уже не понадобились танки преследования.