ОтИгорь Куртуков
КДилетант
Дата22.06.2000 02:00:03
РубрикиWWII; 1941;

Re: Отличия есть и весьма существенные


>>>Т.е. Вы полагаете, что документы издаваемые "во исполнение" содержание первичного документа существенно искажают?

>Порою да.

Есть примеры? Приведите пожалуйста. Первичный документ (например директива Ставки), вторичные документы (боевые приказы по фронтам и армиям), реальное исполнение. Продемонстрируйте существенные искажения и "след ногтя". До тех пор будем считаь малообоснованными фантазиями. Обратных примеров (точного соответствия вторичных документов исходным) могу привести сколько угодно.

К Вашему сведению - боевые документы по требованиям НЕ ДОПУСКАЮТ многозначного толкования.

>Вот и получается, что вторичные документы могут трактовать первоначальные замыслы вплоть до разворота на 180 градусов.

Хотя бы пару примерчиков. Жду.

>>>По моему, по "кругам" можно составить достаточно ясную картину замыслов. По крайней мере в военном отношении. Проблема-то в том, что даже вторичные документы систематически не публиковались.
>
>Я бы поостерегся говоритьо "ясной картине" до знакомства со всеми документами ГВС и ЦК/СНК за отчетный период. Там где "хотели и получилось", можно "интерполировать" с некой долей уверенности, например, с протоколми Молотова-Риббентропа и разделом Польши. А там, где "хотели, но не получилось", "наинтерполировать по кругам" можно что угодно, например, про Финляндию.

Там где имеется систематические публикации вторичных документов интерполяция вполне надежна. Но случай этот редок. Относительно удачный пример интерполяции "хотели - не получилось" - проваленные операции февраля-марта 1943.

> Я не уверен, что "правительство Куусинена" не собиралось обьявлять войну Швеции за спорные территории, например.

в богатстве Вашей фантазии я не сомневался.

>По моим соображениям, ЮФ (вернее, решение на создание фронтового управления) скорее всего уже было 27 мая.

Директиву на подготовку фронтового управления на базе МВО, а не фронтового управления ЮФ. Это не одно и то же. Еще раз - пока неясно куда тогда планировали направить это управление. Как и управление разворачиваемое на базе АрхВО.

> Иначе в 20-х числах июня ФИЗИЧЕСКИ не успели бы создать ЮФ и вывести управление МВО на КП.

Почему? В чем ФИЗИЧЕСКИЕ проблемы?

>Почему в записке Василевского, именуемой "Соображеньями", не было ЮФ?

Нет его также и в записке Ватутина, именуемой "Справка" от 13.6.41. Нет его и в мартовских (Ватутинских) "Соображениях". И в сентябрьских 40-го года (Шапошниковских) "Соображениях". Более того, в мобплане за ОдВО зарезервирована 9-я ОТДЕЛЬНАЯ армия.

> 2) "Соображения" от товарища Василевского были действительно рабочим документом

Во всех основных идеях совпадающим с "Соображениями" товарищей Шапошникова от сентября 1940 и Ватутина от марта 1941.

> то "Соображения" так и остались черновиком,

Тут Вы прямо в один голос с Анфиловым поете, он даже цитирует Жукова почему "Соображения" так и остались черновиком:

С "Соображениями по плану стратегического развертывания..." (рукописным текстом, схемами и картами, сложенными в отдельное дело, которое поборники "новой версии", не видевшие его, называют планом операции "Гром"), разработанными ориентировочно 15 мая 1941 г., я ознакомился в 1958 г. Тогда в Военно-научном управлении Генштаба мы приступали к разработке "совершенно секретного" труда "Стратегический очерк Великой Отечественной войны". Подписей и резолюций на документе не было. Мы обратились к начальнику Генштаба Маршалу Советского Союза Соколовскому. Ознакомившись со всем делом, он пришел к заключению, что это всего-навсего рабочий документ, и поэтому вводить его в научный оборот не рекомендовал. В 1965 г., будучи у Георгия Константиновича Жукова с рукописью книги о начальном периоде войны, я спросил его, помнит ли он об этом документе и какова его судьба.

- Как не помнить, если мы с Тимошенко получили за него серьезную взбучку, а тогда это могло иметь тяжелые последствия, - ответил Жуков. Маршал рассказал мне, почему они с наркомом решили предложить Сталину нанести по немецкой армии упреждающий удар. К середине мая 1941 г. они пришли к выводу, что Германия полностью отмобилизовала свою армию, сосредоточила значительную часть ее у границ Советского Союза и развернула тылы. Данные разведки свидетельствовали о скором вторжении врага. К тому же 5 мая Сталин выступил на приеме выпускников военных академий и, заявив о перевооружении и перестройке Красной Армии (в действительности этот процесс был в самом разгаре. - В.А.), сделал вывод, что она готова вести наступательную войну. Воодушевленные этим, Тимошенко и Жуков решили внести коррективы в мартовские "соображения по плану..." и предварить новый документ предложением об упреждающем ударе. Разработку его поручили заместителю начальника Оперативного управления генерал-майору Василевскому. В середине мая (дата не указана) рукописный текст, схемы и карты были изготовлены. "Учитывая, что Германия в настоящее время держит свою армию отмобилизованной, с развернутыми тылами, - указывалось в "Соображениях...", - она имеет возможность предупредить нас в развертывании и нанести внезапный удар. Чтобы предотвратить это, считаю необходимым ни в коем случае не давать инициативы действий германскому командованию, упредить противника в развертывании и атаковать германскую армию в тот момент, когда она будет находиться в стадии развертывания и не успеет организовать фронт и взаимодействие родов войск". "С этим документом, - продолжил Жуков, мы через день или два (судя по журналу посещения кабинета Сталина, это было 19 мая. - В.А.) прибыли к Сталину, рассчитывая на его одобрение. Услышав об упреждающем ударе по немецким войскам, он буквально вышел из себя. "Вы что, с ума сошли? Немцев хотите спровоцировать?" - прошипел он. Мы сослались на складывающуюся у границ обстановку, на его выступление 5 мая перед выпускниками. "Так я сказал это, услышали мы в ответ, - чтобы воодушевить присутствующих, чтобы они думали о победе, а не о непобедимости немецкой армии, о чем трубят радио и газеты всего мира". Предложенный план Сталин утверждать не стал, тем более и подписи наши на нем отсутствовали. Однако выдвижение войск из глубины страны и создание второго стратегического эшелона, в целях противодействия готовящемуся вторжению врага и нанесения ответного удара, он разрешил продолжать, - строго предупредив, чтобы мы не дали повода для провокации". Завершая разговор на эту тему, Георгий Константинович сказал: "Хорошо еще, что Сталин не согласился с нами, иначе мы, учитывая состояние войск и разницу в подготовке их с немецкой армией, получили бы тогда нечто подобное Харьковской операции в мае 1942 года".



> причем Василевский даже не стал себя напрягать использованием печатной машинки для его переписывания со всеми исправлениями...

Василевский многие документы писал от руки. Это дозволялось. Я Вам уже цитировал правила. Документы такого уровня секретности изготовляются лично исполнителем на пишущей машинке ИЛИ ОТ РУКИ.