ОтМихаил ЕдошинОтветить на сообщение
КIvaОтветить по почте
Дата02.12.2004 23:53:52Найти в дереве
РубрикиРоссия-СССР; Крах СССР; Образы будущего; Компромисс;Версия для печати

Вот и хорошо


>>но она ничего не определяла. Вы согласны с выделением этих двух противоположных сил или будете настаивать, что все советское общество было на одно лицо?
>
>Нет, не буду. Но отмечаю, что у разных лиц было и общее.

Было. Что это было за общее? «Желание халявы», то есть незаработанного? Так ведь это и есть та самая мораль господствующего класса, которая и должна преобладать в любом классовом обществе. (Кстати, по изменению общественной морали вполне можно отследить историю классообразования в СССР даже не обладая «инсайдерской» информацией о квартирах министров, их высказываниях в частных беседах и т. п. Хотя и это не лишнее. :)

Выскажу предположение, что это действительно специфическая черта советского общества (его паразитического класса); не то чтобы ни у каких других народов ничего подобного нет, но сформировавшийся в СССР класс находится в уникальной ситуации: он управлял огромным богатством, на которое формально не имел права. Как ему хотелось отщипнуть кусочек от такой громады — ведь от нее не убудет! В какую благодатную почву упала специально выкованная в перестройку мысль, что государство, оказывается, людям недоплачивает! :)

Так вот, то, что большинство антисоветски настроенных людей эмоционально не приемлет, как «советское» — это как раз этот паразитический класс и его, так сказать, «эманация». Странно, что при этом положительно оценивается перестройка — ведь провел ее и выгадал от нее именно этот слой общества, который, собственно, и повинен в отталкивающем облике позднего СССР. Спрашивается, чего ж тут хорошего?

С противоположной стороны находились носители, скажем так, трудовой морали, сформировавшейся во время революции и последовавшего за ней культурного и экономического подъема. Возможно, вы — ее носитель (я имею в виду «распределение по труду»). По мере усиления правящего класса эта мораль все больше и больше расходилась с «реальной жизнью», т. е. с господствующей моралью. Возникшее напряжение приобретало и антисоветские формы, и про-советские, вроде «больше социализма». Обе закономерны, но первая ложная и, соответственно, тупиковая; к сожалению, в перестройку ее усиленно подогревали и она в конце концов победила.

На этом пока закруглюсь. Согласны ли, что желание поднажиться за государственный счет имело корни в особом положении «номенклатуры» — давайте так ее называть, — что это определило ее мораль и что эта мораль оказала влияние на все остальные слои общества?