| От | Pout | |
К | All | |
Дата | 03.09.2001 08:23:50 | |
Рубрики | Прочее; История; | |
Последний Генеральный Конструктор СССР(*)
Подарок в День знаний.
В сети появился мемориальный сайт Побиска Георгиевича Кузнецова.
Выкладывается последняя обобщающая итоговая монография.
Пардон за высокие слова, но это - наиболее продвинутая "Общая теория
Всего".
"Система Природа -Общество -Человек"
Пока можно читать не все главы(сайт в процессе разработки), но первые
уже читабельны. Часть глав(про экологию, политику)написаны двумя другими
соавторами. Главы "Экономика" ,"Финансы"пока без картинок, графиков и
формул. Но основной массив - авторский, и красной нитью проходят основы
"побискологии", энергетического подхода. Поскольку я уже неоднократно
упоминал эти разработки, часто прямо относящиеся и к нашей проблематике
(мне посчастливилось несколько лет работать с П.Г.), соберу и выложу
ссылки с короткими аннотациями из сетевых источников.
Сайт П.Кузнецова. Глава"Физика"
...
ни один <?нотариально заверенный марксист> не заметил, что весь <?Капитал>
Маркса написан в терминах
МОЩНОСТИ, а термин Kraft - был переведен, как <?сила>. В этом смысле и не
существует <?марксизма>, как <?идеологии>. Отношение к Марксу можно
выразить следующим образом - этот очень
образованный человек ставил себе задачу описать закон исторического
развития
человечества, но так и остался на уровне постановки этой задачи... После
фундаментальных работ И.Канта и Г.Ф.В.Гегеля - такая задача уже не
казалась
чем-то из ряда вон выходящим. Но эта задача неразрешима на уровне закона
сохранения энергии, а принцип СОХРАНЕНИЯ МОЩНОСТИ появился только после
работ Дж.К.Максвелла.
...
=======================
Некролог
Информационное агентство "Славянский мир"
06.12.00 (А.О.; Москва)
Память
ПОСЛЕДНИЙ ГЕНЕРАЛЬНЫЙ КОНСТРУКТОР СССР
4 декабря умер Побиск Георгиевич Кузнецов - последний из плеяды
Генеральных конструкторов СССР (с 18 ноября 1977 года в соответствии с
Постановлением и ГКНТ за N 480/278 он был Главным конструктором системы
управления страной в "особый период"), крупнейший отечественный
специалист по системам целевого управления и планирования, один из
последних представителей подлинной научно-конструкторской элиты СССР.
Вместе с ним уходит не только великая эпоха борьбы за глобальное
стратегическое лидерство, вместе с ним отдаляются возможности
возрождения державы, связанные с интеллектуальным наследием ВПК
советского периода.
Его биография не была "карьерой" - он жил не благодаря, а вопреки
обстоятельствам. Имя - Побиск, данное ему отцом, который был его первым
наставником в науке, расшифровывается как: "Поколение Октября - борцов и
строителей коммунизма". Окончив перед войной военно-морскую спецшколу,
он не попал на фронт по возрасту. Поступил в танковое училище, был
командиром разведвзвода. Под Ржевом в рукопашном бою лично заколол
штыком немца, был тяжело ранен. После войны за создание
политико-философского кружка был осужден "за терроризм" на десять лет
лагерей. И прошел лагеря и "шараги" от звонка до звонка, совместив
заключение с научной работой.
Побиск Кузнецов известен, как один из основоположников альтернативного
монетаристскому физического подхода к экономическим системам (физической
экономики). Сегодня ученики его заокеанского единомышленника Линдона
Ларуша (с которым покойный был знаком лично) формируют экономическую
программу нового президента США.
Но в нашем отечестве пророков при жизни не жалуют. Написанное в августе
этого года письмо П.Кузнецова к В.Путину с предложением использовать
уникальный отечественный опыт по созданию лучших в мире систем
управления крупномасштабными структурами сгинуло в недрах президентской
администрации бесследно.
Научные интересы Побиска Кузнецова были всеобъемлющи. В его лице мировая
наука потеряла настоящего энциклопедиста, не просто знакомого с
различными областями знаний, а добившегося в этих областях выдающихся
результатов.
В официальном документе - "Характеристике научной значимости работ
Кузнецова Побиска Георгиевича", подписанном в 1975 году тремя
академиками АН СССР: В.Глушковым, В.Семенихиным и В.Афанасьевым,
написано буквально следующее: "П.Г.Кузнецов обладает способностью
использовать при решении сложных научных проблем в одних областях знания
аппарат других наук, зачастую очень удаленных. Это затрудняет
немедленное и широкое восприятие, признание и реализацию его идей, но
это же и является ценным в научном исследовании, так как именно такой
широкий синтез способствует прокладыванию новых путей в науке".
Закрытый характер работ П.Кузнецова (даже биография никогда не
публиковалась) и разбросанность его научного наследия по сотням
различных работ и рукописей привели к тому, что он еще при жизни стал
легендой.
До 4 ноября это не имело особого значения - был жив сам ученый. Теперь
же мы остались наедине с безгласными документами, осмысление которых,
как и наследия других научных гениев, займет десятилетия, если не века.
==============
Еще к теме
см. также чуть ниже постинг"Системный анализ" со ссылкой на лекции
Чернышева с упоминанием работ ЛаСУРС
...
В то время в Москве существовала некая загадочная организация под
руководством Побиска Георгиевича Кузнецова. Называлась она "Лаборатория
систем управления разработкой систем" (ЛаСУРС). Там на ряде семинаров
книга С. Оптнера была изложена. К ней подготовили подстрочник, и с его
помощью был сделан новый перевод этой книги, причем человеком, который
не знал английского - С.П. Никаноровым. Он написал вводную статью к
книге. После этого данная книга стала заметным фактом нашей духовной
жизни.
...
Эпизод идейной борьбы.
"Правда"(там тогда работал Побиск, и он же выступил в газете)против
Ю.Афанасьева.
Система [L,T]
http://eksr.narod.ru/EKSR.htm
- 60К
Ларуш
http://www.larouchepub.com/russian/bulletins/sib8/sib8b.html
===========================
вводная публикация по Побискологии.
"Числа, которые преобразовали мир"
таблица законов природы
к теме"физической экономики"
. ...
XX век распространил сферу применения физических величин на процессы
экономической жизни, в которой потребовались надежные критерии оценки
работы промышленных предприятий и транспорта. И оказалось, что здесь
тоже действуют законы сохранения. Первый из них был сформулирован Р. ди
Бартини и П. Кузнецовым к 1973 году, как закон сохранения мобильности -
так
они назвали скорость переноса мощности L6 · T-6.
Чтобы понять смысл этой величины, рассмотрим работу экскаватора.
Приведение в действие его ковша и поворот стрелы характеризуются
некоторой
- иногда весьма значительной - мощностью. Но, пока он не у дел, о
ней нет
и речи, здесь требуется другая мощность - на транспортировку
автомобильной
или железнодорожной платформы, доставляющей экскаватор к месту
работы. Это обстоятельство и учитывается мобильностью - критерием с
размерностью
L6 · Т-6.
...
Таблица позволила открыть еще один закон сохранения. Известно, как
важно найти объективный критерий для оценки эффективности работы
транспорта. Сейчас для этого используют произведение веса
перевозимых
грузов на длину пути - так называемые тонно-километры L4 ·
Т-2. Из этой величины логично выводится размерность часовой
производительности транспорта - L4 · Т-3 - произведение веса на
скорость. Нетрудно видеть: в этом критерии неявно предполагается, что
если вес поезда увеличить в 2 раза, то скорость его
при той же мощности должна уменьшиться во столько же раз. В
действительности этого не происходит, а скорость уменьшается всего
в
21/3, то есть в 1,26 раза.
Причина такого сильного расхождения - некорректность выбора критерия
для оценки транспортных услуг, и таблица позволяет предложить для
этой
цели иную величину. Работа транспортного средства пропорциональна
произведению мощности на время - кубу скорости и массе. Поэтому
легко
убедиться, что критерием оценки работы транспорта должна быть
величина
L3 · T-2 · L3 · Т-3 · Т = L6 · Т-4.
В 1980 году П. Кузнецов и Р. Образцова предложили использовать в
экономических расчетах эту величину, которой они дали название .
Что же нового дает применение трана по сравнению с
тонно-километрами?
Из размерности трана можно усмотреть, что он учитывает массу груза,
длину пути и квадрат скорости, в то время как в тонно-километры
скорость
вообще не входит. Поэтому оплата труда, скажем, в железнодорожном
транспорте при оценке с помощью тонно-километров совершенно не
учитывает
скорости доставки грузов и пассажиров, то есть не поощряет
строгого
соблюдения расписания. Применяя траны, мы приходим к такой системе
стимулирования, которая требует точного выполнения графика
движения
поездов...
До сих пор все наши рассуждения ограничивались кругом понятий,
выводимых из поведения движущихся точек, наделенных массами.
Введение в
рассмотрение представлений о гравитационном поле, о динамике
твердых,
жидких и газообразных тел требует включения в таблицу новых
механических
величин, не имеющих применения в динамике точки. Учтя некоторые
более
сложные и тонкие детали, можно включить в таблицу
электромагнитные,
тепловые и световые величины.
Вот почему расширение поля физических представлений ведет как к
заполнению пустующих клеток таблицы, так и к уже
заполненных.
В последнем случае мы сталкиваемся со своеобразными, попадающими в
одну и
ту же клетку таблицы величинами.
Выработка новых физических понятий на основе теории размерностей, а
также осознание глубинных связей между еще
далеко
не завершены, и не исключено, что до окончания нашего столетия
наука будет обогащена открытием новых, пока еще не обнаруженных в
природе законов сохранения.
http://www.n-t.ru/tp/iz/chm.htm
===========
Основная публикация моя по этой теме - на резервном Форуме, "Труд. До и
после Подолинского" . Прямо оттуда - зацепка к главе"Физика"
Date Posted: 07:30:47 11/20/00 Mon
Author: Pout
Subject: Труд. До и после Подолинского (1)
Теория труда. До и после Подолинского.
===================================
часть 1
1.Подолинский в Интернете
2.4ый закон термодинамики
3.Кара-Мурза о теории Подолинского
4.Классическая термодинамика и т\д неравновесных процессов
5.Формальная и прикладная теория
6.Законы природы
7.Мера движения
8.Способность к действию
=============
....
Я уже вкратце показал,
что происходило с термином сила и как "живые силы"вплоть
кажется до
Майера служили основным эквивалентом величины с
размерностью
энергии. Майер сделал акт выбора и закрепил понятие силы только за
силой в ньютоновском смысле.
Еще интереснее (это прямо относится к сути нашего дела)обстоит дело с
понятиями "производительные силы"и "рабочая
сила"(РС)(Arbeitskraft) в политэкономии, напр. у Маркса. На этом примере
можно проследить, как у _одного_ автора термин приобретает понятийное
содержание по ходу развития _одной_теории. Этому помогает и немецкий
язык, благодаря гибкости, развитости и давно отмеченной за ним
способности к более точному отображению строгих, скажем философскиХ.
понятий. РС в итоге оказывается тем, что именуется "способностью
производить работу",Arbeitsfahigkeit(иногда Arbeitsvermogen). Это
величина, имеющая
смысл и размерность _мощности_(в физическом смысле). А не силы.
Как только это достигнуто, все начинает становиться на свои места.
...
==============
В Копилке - файл из двух частей
1)отрывок из книги"Эффективность научно-технического прогресса".
2)отрывок из книги СМОУ. М.Совесткое радио 1978г. т.1
Физическая экономика по Побиску Кузнецову. Скан Константина (спасибо
ему).
http://vif2ne.ru/nvz/forum/files/Presnja/pobisk2.zip