Алгоритм адаптации и развития организма. Аршавский по следам Фихте(*)
self сообщил в новостях следующее:80810@kmf...
> Pout пишет в сообщении:80796@kmf... > > > потом еще этот механизм, вспомнил,у Выготского подробно рассмотрен > > на примере удивительного развития ущемленных детей. Причем в самых > > разных формах. Гиперкомпенсация. Очень часто талант разивается и даже > > гении вырастают поэтому из тех,кому мучениями, усилиями воли и упорной > > перестройкой функций достается то,что обычным преподносится на > > тарелочке. ЭТО ПРАВИЛО,а не отклонение. > > да, именно. Правило. и я об этом. > > > Но это все сфера педагогической психологии, хотя и для разных > > когорт, а вы вели речь несколько о другом.Может, к нему тоже > > применимо,но надо смотреть точно как. К пед.психологии - точно > > применимо, не метафорически."Философия Фихте -это драматическая > > психология"(Гегель) > > да, вот я и интересовался какой вид преобретает этот закон или механизм в > сфере социологии. У меня, за неимением знаний и опыта в этой области могут > быть только аналогии. Но даже границы и степень их (аналогий) применимости я > не могу определить. >
В физиологии и теории развития организма применимо. Универсальный механизм адаптации и развития младенца, не больше не меньше.Это исследовал проф. И.Аршавский. На форуме был короткий разговор. Аршавский рассматривает механизмы физиологического стресса и адаптации. Коротко тут ниже по ссылкам.
Так что правильная философия - великая вещь. Эвристическая. "Это все придумал Фихте еще в ...надцатом году"! Я нисколько не преувеличиваю. Именно в отрывке о младенце, переведенном Ильенковым,Фихте(на своем языке)описывает особенности новорожденного с точки зрения адаптации, причем делает это ярко и художественно. Читать - одно удовольствие. Спустя 200 лет ученые развивают идеи философа
======================= Учение о стрессе И.А.Аршавского Кроме стрессовых реакций, изучены реакции организма на более слабые раздражители. Оказывается, что если раздражитель не сильный, не стрессовый, то при постоянном воздейсткии и постепенном увеличении его силы иммунитет возрастает и совершенствуются все системы, обусловливающие хорошую устойчивость организма к вредным факторам. Такую реакцию ученый-физиолог И.А.Аршавский определяет как "физиологический стресс" в отличие от повреждающего "патологического стресса". Исходя из исследований лаборатории И.А.Аршавского, организм в момент рождения хорошо справляется с перепадом температур. На протяжении внутриутробного периода ребенок развивается при температуре человеческого тела (около 37 градусов), а в момент рождения он попадает в среду, где температура вряд ли превышает 20- 22 градуса. По мнению И.А. Аршавского [2], жизнью организма, его ростом и развитием управляет двигательная активность.
...
===================== Книга АРШАВСКИЙ И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. - М.: Наука, 1982. - 270 с.
еще АРШАВСКИЙ И.А. Некоторые методологические и теоретические аспекты анализа закономерностей индивидуального развития организмов file://Вопросы философии. - 1986. - ? 11. - С. 95-104. =======================
определение ключевого понятия адаптации из книги(стр.81) "адаптация есть реакция физико-морфологического преобразования организма и его частей, в результате которой повышаются его структурно-энергетические потенциалы, т.е. свободная энергия и рабочие возможности, а тоакже общая неспецифическая резистентность. Реакция эта осуществляется на такие стрессовые раздражители среды, которые могут быть названы физиологическими, хотя они и требуют напряжения и обязательных энергетических трат. Эти стрессовые раздражения называем физиологическими потому, что вызываемые ими энергетические затраты окупаются приобретениями...осуществляется переход развивающегося организма на новый болеен высокий пуровень потенциальных рабочих возможностей...реакция, в результате которой повышаются"негэнтропийные возможности"организма...
Если же происходит обратный процесс(ди-стресса, патологического стресса),то организм в результате процесса адаптации теряет свою"свобожную энергию" и приближается к состоянию равновесия, а не удаляется от него
Интервью с профессором И.А.Аршавским Известный российский физиолог Илья Аршавский впервые в мире создал лабораторию физиологии развития. Он обнаружил, что с середины 60-х годов резким образом стал расти слой "пограничных", или физиологически незрелых, детей. Физиологическую незрелость нельзя сводить к недоношенности - это некая сумма объективно регистрируемых биологических показателей. Сейчас в Москве более 95% детей рождаются физиологически незрелыми! А это значит, что они несут в себе потенциал некоторых будущих болезней, но при этом существует возможность перевести их в "норму". Эта проблема сейчас остро встает не только в России, но и во всем мире: ...