Недавно в Туркмении была попытка заменить Баши на олигархию...
Батыр Мухамедов (Москва)
Так всё-таки, что же произошло 25 ноября 2002 года в Ашхабаде?
«Об уме правителя первым делом судят по тому, каких людей он к себе приближает»
Николо Макиавели. Государь.
В этот день мы сидели у моего приятеля, связанного с рядом ведущих газет России. Было около 16 часов пополудни, когда зазвонил телефон нетерпеливыми и требовательными звонками. Друг взял трубку, и лицо его мгновенно изменилось: «Только что в Ашхабаде покушались на Ниязова».
Who is the next? – Кто следующий?
Этот режим уже давно всем надоел. Но по известным причинам самым сытым – в последнюю очередь. Около года назад в аэропорту «Домодедово» я встретился с одним своим дальним родственником, и он мне, шепча на ухо, доверительно сообщил: «Шихмурадов у вас здесь. Ты об этом слышал?». Мне тогда было решительно наплевать, где находится посол Туркменистана в КНР и экс-министр Борис Шихмурадов. За два года до этого разговора я как-то зашел в знакомый по детству книжный магазин на кругу в 30 микрорайоне Ашхабада и обомлел. Книжный магазин превратился в роскошный по ашхабадским меркам «бутик». Помнится я, заинтересовавшись какой-то рубашкой, переспросил у надменной продавщицы, мол: «Не очень ли дорого за это отдавать 50 тысяч манатов-тугриков?». Смерив меня презрительным взглядом, продавщица поправила: «Не 50, а 500 тысяч манатов» и отвернулась. Магазин, как выяснилось потом, принадлежал господину Шихмурадову.
Cпустя некоторое время, мы в очередной раз посмотрели бесконечный сериал под названием «Великий башлык ругает своих шестёрок». За то, что Шихмурадов покусился на книжную торговлю, он был «жестоко осуждён» «великим башлыком», лицемерно возмутившимся цинизмом своего вице-премьера. Книжные магазины были вновь открыты и справедливость по-ниязовски восстановлена. На смех всем трудящимся нейтрального и независимого Туркменистана.
По-видимому, Шихмурадов в глазах Ниязова уже давно отработал свой ресурс. В марте 2001 года, воспользовавшись инцидентом, в котором были замешаны сын и племянник Шихмурадова, президент разыграл очередной спектакль под названием «Справедливое возмездие». Вряд ли этот спектакль утешил родственников погибшего Игоря Кустикова, но, упрятав за решетку племянника Бориса Шихмурадова, Ниязов дал понять, что на свободе ему осталось гулять считанные месяцы.
Непредсказуемость диктатора уже давно стала причиной для беспокойства туркменской номенклатуры. Чиновники не без основания считают, что, поскольку они сделали «феномен туркменбаши», включая даже термин, то вправе рассчитывать на все блага и комфортное существование. Они уже давно завидуют российской номенклатуре, гарантированной от влияния власти при переходе в бизнесструктуры и другие ниши реального благоденствия. При этом так называемая «туркменская номенклатура» забывает, что сама породила чудовище под названием «туркменбаши», и должна по справедливости испытывать все неудобства от непредсказуемости своего «кумира».
Интересный штрих к событию, незадолго покушения на «великого кормчего всех туркмен» в газете «Московский Комсомолец» (№ 266 от 26.11.2002г.) появилась весьма любопытная информация за подписью Марины Перевозиной, касающаяся другой бывшей союзной республики, под названием «Грузинская рулетка». Но как близка тема!
«Сегодня в глазах населения близость к правящей группировке для любого, кто претендует на голоса избирателей, хуже смерти. Это вовремя поняли Михаил Саакашвили и Зураб Жвания (последний долгие годы считался, чуть ли, не официальным наследником Шеварнадзе).
Сообразительные молодые люди сочли за благо дистанцироваться от тонущего патрона, которому были обязаны своей карьерой. Не исключено, что такой тактический ход им подсказали их западные консультанты.
Уход в оппозицию, борьба с коррупцией, разоблачение системы, которую сами же и создали. А в результате те силы на Западе, которые сделали и делают ставку на «младотурок», получит в Грузии после ухода Шеварднадзе людей, готовых продолжить прежний курс, только с новыми, не очень скомпрометированными лицами». Лучше не скажешь!
И ещё из той же статьи, один из оппонентов саркастически замечает: «…если один был председателем парламента, а другой лидером парламентской фракции правящей партии, потом – министром юстиции, то кто отвечает за то, что творилось в эти годы. Моя бабушка?».
Это только Алиевы, Ниязовы, Кравчуки и прочие уверяют, что уж у них то в странах полная уникальность, но в реалии события в так называемых странах СНГ подозрительно похожи в своих закономерностях. И закономерность эта, по всей видимости, происходит из одного и того же корня. Вся номенклатурная элита этих стран – выходцы из многочисленных партшкол московских, ташкентских, киевских и им подобных. Все они усердно зубрили «Краткий курс» и тщательно конспектировали передовицы из газеты «Правда».
Но вернёмся к нашим баранам, или «декабристам», вернее «ноябристам», как их иногда представляют в некоторых демократически настроенных российских печатных СМИ. Владимир Ильич, сам того не предполагая, уж очень точно подметил про других российских героев, но это определение вполне подойдёт и к нашим: «…страшно далеки они от народа».
С самого начала ВИС НДДТ зарекомендовало себя как номенклатурный ответ на ниязовский беспредел. Новоиспечённое движение вербовало своих сторонников из рядов проворовавшейся номенклатуры, весьма обеспокоенной своей будущностью. Справедливости ради следовало бы на пост почетного председателя этого подпольно-зарубежного братства чиновников выдвинуть лично «великого вождя всех туркмен» - Сапармурада Ниязова, как главного вдохновителя и организатора этого оппозиционного движения. Ведь не секрет, что именно благодаря самодурству и непредсказуемости восточного Калигулы ХХI века ряд чиновников – люди, в общем-то, не отличающиеся отвагой, решились на заговор против своего свихнувшегося пахана.
Бегство и подстрекательство на бунт бывшим вице-премьером Борисом Шихмурадовым своих коллег по ниязовской администрации, жестокая расправа диктатора над своими подручными из туркменского КНБ, непредсказуемые увольнения и расправы над ещё вчера всесильными чиновниками, а главное – предельная оскорбительность этих действий, которые Ниязов обожает превращать во всетуркменское шоу, предельно озлобили номенклатуру режима самодержавия и подтолкнули её к отчаянным действиям. Старая истина: «Крыса, загнанная в угол, становится опаснее льва».
«А поутру они проснулись»
«Бомбу взялись подложить начальник штаба армии резерва фон Штауфенберг. Приведённая в действие кислотным взрывателем бомба, оставленная в портфеле, была подложена под массивный стол в ставке Гитлера, в Растенбурге. Это произошло 20 июля 1944 года, когда Штауфенберг выступал с докладом у фюрера. Однако бомба была случайно задвинута генералом Хойзингером за широкую ножку стола. На фюрере от взрыва сгорели штаны. Он, в общем-то, не пострадал».
Лиддел Гарт – британский историк. Из книги «Вторая мировая война».
Покушение на диктатора Ниязова, произошедшее 25 ноября 2002 года, должно войти в анналы мировых спецслужб, как эталон бездарности и идиотизма. Номенклатурные заговорщики, вскормленные своим «великим вождём», проявили чудеса глупости, замешанной на самоуверенности и нерасчетливости. Им захотелось непременно арестовать тирана, уже в свою очередь, заставить его выступать с покаянными речами по национальному радио и телевидению. Методы и подходы у обеих команд до боли одинаковы.
Это уже не первый промах в стратегии ВИС НДДТ. Чуть менее года до известных событий Шихмурадов самоуверенно заявлял, что падение режима состоится в конце весны 2002 года, стоит ему лишь высадиться в Туркменистане со своими сторонниками, как власть Ниязова рухнет, словно карточный домик. За эти ожидания в Туркменистане поплатилось немало мечтателей.
А пока мы можем констатировать следующее: молодая генерация некогда единой банды проиграла схватку за власть со своим паханом. Ибо цели и задачи у этой молодой поросли были примерно те же, что и у германских генералов-заговорщиков летом 1944 года, а именно: не допустить прихода к власти подлинной оппозиции и народа. Программа ВИС НДДТ не оставляет на этот счёт никаких иллюзий.
В случае прихода к власти заговорщики намеревались установить в стране олигархический режим по рецепту российской СПС. Не случайно, что именно статьи господина Немцова так часто появлялись на официальном сайте ВИС НДДТ «Гундогар» и не случайно, что с резкими заявлениями на страницах либеральных «Известий» (31.12.-2г.) в адрес нынешнего руководства Туркменистана выступила одна из лидеров СПС госпожа Хакамада.
«А ведь есть и другая Туркмения»
«Шихмурадов всячески игнорировал наличие демократической оппозиции в Туркменистане, никого не признавал, называл себя единственным спасителем нации».
Авды Кулиев – руководитель Объединённой Демократической Оппозиции Туркменистана.
Как свидетельствует А.Кулиев в октябре прошлого года туркменская редакция радиостанции «Свобода» провела встречу в прямом эфире представителей туркменской оппозиции и спросила, готовы ли они объединиться ради демократии в Туркменистане. «Мы сказали: «Да» - вспоминает А.Кулиев – а ответ Шихмурадова и на этот раз был негативным и даже саркастическим. Он обещал в скором времени приехать в Ашхабад и встретиться с нами «за круглым столом» там».
Сразу после этой статьи официальный сайт ВИС НДДТ «Гундогар» исключил ссылку на сайт «Эркин Туркменистан», отражающего точку зрения Объединённой Демократической Оппозиции Туркменистана. Надо думать, задело за живое.
Демократическая оппозиция Туркменистана появилась не вчера. С начала девяностых годов она ведёт нелёгкую борьбу с антинародным режимом. В то время как многие нынешние руководители НДДТ активно осваивали лозунг Ниязова «Обогащайтесь!», настоящие демократы нашли мужество публично порвать, как с Ниязовым, так и с его режимом. Трудно поверить в чистоту помыслов членов ВИС НДДТ, учитывая их долголетнее сотрудничество с властью диктатора.
Объединённая Демократическая оппозиция Туркменистана ставит перед собой ясные цели: установление подлинной демократии в стране истерзанной десятилетним деспотическим правлением Сапармурата Ниязова и его окружения. В этой нелёгкой борьбе нет места мелочным обидам и шкурным интересам. Сегодня необходима максимальная мобилизация сил и ресурсов всех оппозиционных групп и движений, озабоченных положением дел на нашей многострадальной Родине.
Уроки 25 ноября 2002 года ясно показали, что в борьбе с ниязовским самодержавием крайне неуместны авантюризм и эгоизм какой-либо отдельной группы оппозиционеров, какие бы благие цели ими не декларировались.
Официальную позицию ООТ выpажает Главный pедактоp cайта.
За cодеpжание автоpcких матеpиалов и выcтуплений отвечают cами автоpы.
Фонд "Туркменистан", 2002