Кризис позади, благополучие - впереди Владимир Новиков
А сейчас, как показывает публикуемый на 4-й странице отчет Петербургкомстата, мы находимся где-то посередине
Экономика - дело важное, но у общественности постоянно находятся темы поважнее. Ленинградская область получила всероссийскую известность не как один из лидеров по росту промышленного и аграрного производства, а как регион, заморозивший Тихвин. Главная петербургская тема января - гололед, на котором пострадали полтысячи человек. А то, что за год городом получено два миллиарда долларов прямых инвестиций, сбор налогов в бюджет увеличился на 30 процентов, промышленное производство выросло на треть при той же численности работающих, - об этом даже сами петербуржцы нередко не знают.
Дело не в какой-то предвзятости или пресловутом обывательском подходе. Человека, который на Невском проспекте сломал себе руку, экономические достижения мало утешают. Тысячи граждан, сидевших на Новый год без света, кое-где и без тепла, могут с полным правом сказать, что итоги года, озвучиваемые сегодня Петербургкомстатом, их "не греют". И по-своему они правы, хотя не менее права и статистика, которая свидетельствует, что темпы экономического развития Петербурга и Ленинградской области почти вдвое превышают общероссийские.
Противоречивость впечатлений порождается тем, что экономический рост, в котором никто не сомневается, сам по себе не гарантирует отсутствия болезненных экономических диспропорций, которые как бы обесценивают успехи. Ввод в строй 1 миллиона 200 тысяч квадратных метров жилья омрачен обрушением нескольких аварийных домов. Ударные темпы ремонта дорог не смотрятся достижением, потому что впечатление портят автомобильные заторы и снежные валы. Петербург по-прежнему "город контрастов": одни предприятия осваивают технологии "стеллс", в работе используют лазеры с электронным управлением и платят рабочим в месяц от одной до полутора тысяч долларов (разумеется, в рублях), в других фирмах осваивают технологию разбрасывания лопатами песка, выплачивая за этот труд людям по три тысячи рублей. Недаром во многих зарубежных городах уровень комфорта проживания намного выше питерского. У них нет и сотой доли богатств Петербурга, но нет и присущих нам перекосов - их промышленность, социальная сфера и городское хозяйство находятся в состоянии равновесия.
Впрочем, статистика 2002 года свидетельствует, что перекосы, разрывы в уровне развития разных отраслей, накопившиеся в девяностые годы, постепенно выравниваются. Несколько лет назад уровень заработной платы в коммунальной сфере был вдвое ниже, чем в промышленности. Теперь в городе коммунальщики, как видно из публикуемого отчета, получают даже больше среднестатистического заводчанина. В результате и поэтому Петербург пережил холода без серьезных аварий. В области уровень зарплаты в этой сфере в полтора раза ниже, чем в промышленности, - отсюда и результат. Но в целом за минувший год разрывы в уровне финансового обеспечения различных отраслей, судя по данным о заработной плате, уменьшились.
Что бы там ни говорили о Петербурге, какие бы ужасы ни показывали про Ленинградскую область, статистический отчет свидетельствует, что экономика наших регионов год за годом увеличивает темпы роста. Новая и очень обнадеживающая тенденция минувшего года - постепенное восстановление отраслей "второго эшелона". Если раньше деньги зарабатывали в основном экспортно ориентированные отрасли - судостроение, энергомашиностроение, металлургия, транспорт (в первую очередь морские порты), то сейчас начали рост деревообрабатывающие комбинаты (то есть уже не весь лес идет на экспорт в виде бревен), химические предприятия, по отдельным видам продукции начался рост и в легкой промышленности. Другая "экономическая радость": в городе более 30 процентов налоговых поступлений в бюджет обеспечивает (и занимает соответствующую долю в общем производстве) малый бизнес.
Если бы город и область были благополучными, в европейском смысле слова, регионами, нынешние темпы роста всех вполне бы устроили. Но Европу нам предстоит догонять, а с нынешними темпами этого не сделать и за десять лет. Средняя заработная плата в городе в пересчете на доллары по официальному курсу - меньше 200 "зеленых". В пересчете по методике МВФ, которая учитывает реальную покупательную способность рубля, она равна 600 долларам. Если зарплата будет расти нынешними темпами - по 17 процентов в год, когда мы догоним европейцев с их 2,5 тысячи долларов (сейчас уже евро) в месяц?
Но ведь статистика не только ставит проблемы - она сама и дает на них ответы. К примеру, она показывает, что банковские кредиты составляют лишь 10% от средств, направляемых компаниями на свое развитие, тогда как за рубежом этот показатель не менее 50%. Если обновлять промышленность только на собственные деньги предприятий, о коренной модернизации можно забыть. Придется вместо приобретения современных "малолюдных" технологических комплексов завозить дешевую рабсилу из Украины, как и происходит сейчас.
Каков же общий вывод? 2002 год стал рубежом, за которым остались последние признаки кризиса конца девяностых годов. Но и до благополучия нам еще далеко - как по уровню доходов, так и по уровню комфорта жизни, который определяется, как уже сказано, не только доходами. Наступивший год дает надежду, что достигнутые темпы роста сохранятся, но пока нет оснований считать, что они увеличатся.