В театр, кино (сами по себе) - нельзя
>Стремиться уйти в другой мир можно только от полной безысходности, когда ничего исправить нельзя в принципе.
>Можно согласиться, но почему уходить от действительности необходимо в фэнтэзи? Есть ведь настоящие литература, музыка, театр, кинематограф...
Кино тоже бывает фэнтезийное (тот же "Властелин колец"). Дело-то не в художественном СРЕДСТВЕ, а в художественных ПРИЕМАХ. Возьмите наше российское современное кино. Можно в него "уйти"? Или от него еще тошнее станет? : )
Режиссер сейчас может поставить спектакль "о вечном", но этим жизнь не заполнить. Вечные вопросы - они сами по себе, от жизненных обстоятельств человека или общества не зависят. И потом, любой нефентезийный спектакль или фильм - это высказывание о нашей жизни. А если от этой нашей жизни человека уже воротит? И ее "вечные вопросы" обрыдли? Все достало?
А фэнтези - это ну совсем другой мир. С совсем другими законами. Возьмите того же Толкина. У него в Средиземье добро, зло и власть - абсолютны. Добро и зло воплощено в конкретных личностях, а власть - в конкретном предмете. Вроде бы такая же травка-деревца растут, лошадки-коровки пасуться. А моральные ценности не просто другие, а вообще ничего общего...
>Я бы предпочел другое объяснение - в отличие от перечисленных фэнтэзи - это явление массовой культуры. Между фэнтэзи и подлинной фантастикой общего столько же, сколько между "мыльным" сериалом и, скажем, "Войной и миром". "Массовокультурность" (суррогатность) его происхождения объясняет и распространенность фэнтэзи, и его подчеркнуто национальную обезличнность, и его популярность в эпоху массовизации (последние 50-70 лет)