"В литературных и научных описаниях сельские ремесленники: кузнецы, бондари, печники и др. никогда не представали чем-то серьезно отличающимся от прочих крестьян." Не раз я невольно пытался анализировать скудную историческую информацию и сегодняшние мнения по поводу средневековых цеховиков , смысла кастового разделения в Индии и сельского уклада в разные периоды времени . Общее в них это четкое соблюдение внутренних норм и правил поведения , изолированность от других сообществ , всестороння защита интересов клана , цеха , касты и наконец , возможно и первостепенное , относительно небольшая численность членов в каждой конкретной группе . При всем кажущемся различии между тружеником крестьянином , цеховиком , членом касты - между ними существует больше глубокого родства , чем внешних различий . В этих небольших группах трудно утаить нарушения правил и норм морали ,нравственности , некомпетентность и тунеядство , здесь трудно подавить чью либо волю демогогией - все на виду . Четкая иерархия и схема подъема в табели о рангах дает мало возможности выдвинуться никчемным людям . Продвижение это очень сложное , связанное с массой лишений и осознанного самоподчинения , поэтому своими успехами ,правами и положением в касте крайне дорожили . Япония и сегодня самый яркий пример результатов такого подхода в общественном разделении . Здесь действительно на первом месте стоит нравственная оценка человека ( конечно в соответствии с тем как представляет себе набор нравственных и моральных принципов эта каста ). Погоня за беспредельным богатством самаи по себе тут не приветствовалась и не могла не вызвать отторжения , отстранения от коллектива - достаточно было обеспеченности , стабильности и высокого нравственного рейтинга . Под этот же принцип были подстроены и религии , все догмы . Сегодня же мы наблюдаем совершенно иной подход . Деньги любым путем , мораль стала ненужной обузой и религиозные понятия тоже колят глаза , личные профессиональные качества ( именно способность произвести реальный качественный продукт ) не важны - важно найти лазейку , деньги делаются , а не зарабатываются . Коллектив работников нужен только на момент 8 часового рабочего дня как слаженный механизм - духовная , нравственная связь членов коллектива даже нежелательна и опасна для хозяина . Поэтому после завершения работы коллектив должен распасться не оставив в головах работников ничего более , чем мысль как удержаться еще дольше и не оказаться на улице , где есть масса таких же рабочих ждущих своего шанса занять твое место . Ведь при сегодняшнем разделении труда мало кто может произвести какой -либо конечный продукт полность самостоятельно , используя природные материалы и свой труд , сам обеспечить свою семью . Это еще один успех современной экономической теории эксплуатации . В Японии мы наблюдаем редкий случай интуитивно верного ( хотя наверное и у них есть идеологи и есть труды на эту тему )использования консерватизма на современной промышленной почве , когда кастовые по своей нравственной сути , но современные по технологии предприятия гарантируют работнику пожизненное рабочее место при условии соблюдения правил и норм поведения независимо от его уровня квалификации . Исключением является лишь банкротство фирмы . Тотальная мораль и еще раз мораль плюс кастовость - вот успех японской эконимики . Можно конечно найти минусы в таком подходе , но здесь стоит вопрос снова о морали . Что моральнее ?