ОтPoutОтветить на сообщение
КselfОтветить по почте
Дата25.01.2003 21:36:02Найти в дереве
РубрикиКрах СССР;Версия для печати

Технологии создания"белого мифа" используют поршневские идеи


Поршнев рулез. Поршнев - фром бади ту дил директли. Без сознания.
В ответе Павлу "Как заговорить призрак" я говорил об этих
технологиях,использующих идеи Поршнева (не только из упомянутой книги)
как ядро.

"Красный ПиАр", или"создание конструкутивного белого мифа". Харитонова.

Сайт у нее , там отрывки ее разработок и программы-демоверсии есть, я
Сепульке рекомендовал


self сообщил в новостях следующее:84851@kmf...
>
> > >Тут бы Поутовский "бади фёрст!" наложить.
> > Чур меня чур. ;-)
> > Но зашифровал же... Нет чтоб сразу сказать - "В здоровом теле-
здоровый дух".
>
> это было понятно - как основа (писал после его второго
ответа-пояснения). Мне было интересно
> "побиологизировать", "попсихологизировать".
> но не в механистичном ключе, а как бы найти аналогии, проблески общих
законов развития сложных
> систем. От того и получилось коряво.
> Я всё нахожусь под впечатлением работы Бориса Поршнева - он изучал
становление человека,
> возникновение речи и труда, при этом ему пришлось осваивать массу
смежных дисциплин. Нам бы в
> библиотечку пару другую науч-поп статей по сложным системам.

Из книги Харитоновой "Заговор народа"М.КСП+. 2002. Основные
теоретические идеи

=======
(отрывки из первой главы"Сила слова. Языковая суггестия"


...
Можно идти к победе самостоятельно, выбирая модель терапевтического
политического воздействия, формируя позитивные мифологические образы в
общественном сознании. Это путь языковой суггестии. Как ступить на
него?
Обратимся сначала к теории. В лингвистике считается аксиомой, что
язык развивается благодаря двум устойчивым тенденциям: 1) стремлению к
наибольшей выразительности; 2) стремлению к экономии произносительных
усилий. Однако за этими тенденциями скрыта третья, определяющая
социальную задачу языка, которую подробно описал Б.Ф. Поршнев в работе
"О начале человеческой истории". Он отметил, что человеческий интел-лект
и язык совершенствовались благодаря желанию воздействовать на себе
подобных. Этот процесс и обозначен понятием "суггестия" (внушение).
Феномен суггестии традиционно относили к областям магии,
ре-лигии, медицины и психологии, поэтому именно представителям данных
на-правлений принадлежит львиная доля работ, посвященных указанной
проблеме. С развитием массовых процессов главный вектор исследований
переместился на проблему суггестии в политике (массового внушения).
К анализу суггестивных процессов обращаются многие исследователи.
Но настоящая проблема заключается в синтезе суггестии. А поскольку
"пророков в своем Отечестве" по традиции нет, российские политтехнологи
ориентированы исключительно на западные технологии, особенно "грязные"
(См.: Лукашев, Пониделко, 2001, с. 71-72; Борисов, 2001, с. 378).
Однако и американские специалисты, в свою очередь, высказывают сомнения
в эффективности применяемых или пропагандируемых методов воздействия на
подсознание (в том числе легендарного 25-го кадра) (Зимбардо, Ляйппе,
2000).
И все же, независимо от позитивного или негативного отношения
"пиарщиков", суггестия необходимо присутствует в повседневном
человеческом общении. Но может быть выделена и как особый тип
коммуникации.

....


Сегодня мы имеем и возможность "пощупать" эту незримую материю,
исследовать "психический микроб" - латентное воздействие текста.

...
Важной особенностью суггестии как сущности наряду с главенствующей ролью
языка, является ее непосредственная связь с областью бессознательного.
Проблема бессознательной (неосознаваемой) психической деятельности
своими историческими корнями уходит к началу психоло-гии и философии. На
Западе изучение бессознательного привело к созданию глубинной психологии
и психоанализа (Фрейд, 1989), тран-сактному анализу (Берн, 1988),
трансперсональной психологии (Ф.Капра) и др.
Связь Слова, Действия и результирующего эффекта этой связи взяли на
вооружение в первую очередь практики и теоретики гипноза, "магнетизма",
рефлекторного внушения
...

внушение (СУГГЕСТИЯ) есть не что иное, как подача информации,
воспринимаемой адресатом без критической оценки, латентное (скрытое)
воздействие на человека, оказывающее влияние на течение
нервно-психических процессов. Путем внушения могут вызываться ощущения,
представления, эмоциональные состояния и волевые побуждения без
активного участия личности, без логической переработки воспринимаемого.
При этом форма суггестивного раздражителя (слово, вербальное
произведение дискурсионного характера) дипластична: она "определяет",
что незачем внушать человеку то действие или представление, которое
способны породить его собственные ощущения и импульсы. Более того, чтобы
временно парализовать эти ощущения и импульсы, внушающий фактор должен
лежать вне норм и механизмов конкретной сигнальной системы, "рожденной
как система принуждения между индивидами: чего не делать, а что делать"
(Поршнев, 1974, с. 450-451).
Дипластичность формы суггестивного раздражителя является, по Б.Ф.
Поршневу, выражением исходных для человека социальных отношений "мы -
они". Более того, у истоков второй сигнальной системы лежит не обмен
информацией, т.е. не сообщение чего-либо от одного человека к другому, а
особый род влияния одного индивида на действия другого - особое
суггестивное общение еще до прибавки к нему функции сообщения.
Суггестор действует в соответствии со своей прагматической установкой,
воздействуя на изменение "целостной установки личности" объекта внушения
....

Установку можно закрепить (легкая задача), создать (задача средней
трудности) и изменить (трудная задача). В случае суггестии речь идет,
прежде всего, об изменении установок общества или личности, так как
"суггестия добивается от индивида действия, которого не требует от него
совокупность его интеро-рецепторов, экстеро-рецепторов и
проприо-рецепторов. Суггестия должна отменить стимулы, исходящие от них
всех, чтобы расчистить себе дорогу. Следователь-но, суггестия есть
побуждение к реакции, противоречащей, противо-положной рефлекторному
поведению отдельного организма. Ведь нелепо "внушать" что-либо, что
организм и без этого стремится выполнить по велению внешних и внутренних
раздражителей, по необходимому ме-ханизму своей индивидуальной нервной
деятельности. Незачем внушать и то, что все равно и без этого
произойдет. Можно внушать лишь противоборствующее с импульсами первой
сигнальной системы" (Поршнев, 1974, с. 199).
Иными словами, конечной целью любого субъекта влияния является
коррекция, изменение поведения объекта этого влияния через воздействие
на мир личностных смыслов. "Вербовщики различных культовых организаций
хотят, чтобы новообращенные жили, работали и молились в изолированном
мирке секты или общины, а также тратили свои деньги и свое время на
церковные нужды. Доктор Кинг стремился к тому, чтобы черные и белые
жители Америки принимали участие в маршах протеста против насилия,
отдавали свои голоса в защиту его идей, а также проявляли терпимость по
отношению к представителям других рас. Производители сигарет тратят
миллиарды на рекламу и маркетинговые исследования, пытаясь добиться
того, чтобы потребители начали либо продолжили курить сигареты именно их
марки. Изменение поведения - самое подходящее название для всех игр,
связанных с влиянием" (Зимбардо, 2000, с. 44).


...
здесь вполне закономерен вопрос: каковы резервы языковой суггестии,
насколько однозначна реакция носителей языка на тот или иной
суггестивный текст-стимул? Можно ли ее предопределить? Разобраться в
этом поможет обращение к суггестивной лингвистике.
В.Н. Волошинов писал в работе "Марксизм и философия языка": "Мы
можем прямо сказать: лингвистика появляется там и тогда, где и когда
появились филологические потребности. Филологическая потребность родила
лингвистику, качала ее колыбель и оставила свою филологическую свирель в
ее пеленах. Пробуждать мертвых должна эта свирель. Но для овладения
живой речью в ее непрерывном становлении у нее не хватает ЗВУКОВ" (1993,
с. 78). А Б.Ф. Поршнев отмечал в книге "Социальная психология и
история": "Человеческие слова способны опрокинуть то, что выработала
"первая сигнальная система" - созданные высшей нервной деятельностью
условнорефлекторные связи и даже врожденные, наследственные безусловные
рефлексы. Она, как буря, может врываться в, казалось бы, надежные
физиологические функции организма. Она может их смести, превратить в
противоположные, разметать и перетасовать по-новому. : Нет такого
биологического инстинкта в человеке, нет такого первосигнального
рефлекса, который не мог бы быть преобразован, отменен, замещен обратным
через посредство второй сигнальной системы - РЕЧИ" (1978, с. 143).
Управляющая функция речи по отношению к физиологическим процессам не
только проанализирована современной наукой, но и включена в некоторые
специальные "практики": так, например, все известные "чудеса",
демонстрируемые "йогами", обнаруживают именно способность, опираясь на
механизмы второй сигнальной системы, сознательно управлять даже
генетически наиболее древними физиологическими функциями организма,
включая и те, которые находятся в ведении вегетативной нервной системы,
то есть являются общими для человека и растений.
...


2. ПРОСОДИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ.
ПРОСОДИЯ (от греч. prosodia - ударение, припев) - супрасег-ментный
уровень языка, так как соотносится со всеми сегментными единицами (слог,
слово, синтагма, фраза, сверхфазовое единство, текст). В языкознании
часто выделяют следующие элементы просодии: речевая мелодия, ударение,
временные и тембральные характеристики, ритм.
С точки зрения истории второй сигнальной системы, а, следовательно, и
суггестии, просодический уровень является таким же базо-вым, как и
фонологический. Так, Б.Ф. Поршнев утверждает: "По первому разу
интердикция могла быть отброшена просто избеганием прямого контакта -
отселением, удалением. К числу первичных физиологичес-ких механизмов
отбрасывания интердикции, судя по всему, следует отнести механизм
персеверации (настаивания, многократного повторе-ния). Он имеет довольно
древние филогенетические корни в аппарате центральной нервной системы,
наблюдается при некоторых нейродина-мических состояниях у всех высших
животных. Нельзя локализовать управление персеверацией у человека в
каких-либо зонах коры голов-ного мозга: как патологический симптом
персеверация (непроизволь-ное "подражание себе") наблюдается при
поражениях верхних слоев коры разных отделов, в частности, в лобной
доле. Но кажется веро-ятным, что на подступах к возникновению второй
сигнальной системы роль персеверации могла быть существенной. Инертное,
самовоспроиз-водящееся "настаивание на своем" могло выгодно послужить
как од-ной, так и противной стороне в отбрасывании или в утверждении и
закреплении интердикции, следовательно, в генезе суггестии. На
позднейших этапах это довольно элементарное нервное устройство
просыпалось снова и снова, становясь опорой всюду, где требовалось
повторять, упорно повторять, - в истории сознания, обобщения, ри-туала,
ритма" (1974, с. 434-435). Отсюда следует, что главным с точки зрения
суггестивного воздействия элементом просодического уровня можно
приз-нать РИТМ. Тем более что проблемы фоносемантики непосредственно
связаны с проблемами ритма, а звуко-ритмическое воздействие является
основой любой религиозно-магической системы. Еще великий лингвист
Гумбольдт утверждал: "Благодаря ритмической и музыкальной форме,
присущей звуку в его сочета-ниях, язык усиливает наши впечатления от
красоты в природе, еще и независимо от этих впечатлений воздействуя со
своей стороны одной лишь мелодией речи на нашу душевную настроенность"
(1974, с. 81).
Ритм "несет службу организующего начала"
...

воспользуемся лишь несколькими нетради-ционными идеями, высказанными
В.В. Налимовым:
1) многообразное употребление синонимических слов делает ритмичным даже
прозаический текст. Синонимическое богатство прозаиче-ского текста,
может быть, есть мера его ритмичности (1979,с. 242);
2) парадоксально построенные высказывания размывают смысл слов и тем
придают тексту ритмичность (с. 243).
Любопытно, что такой оригинальный подход к ритмичности текста физика
В.В. Налимова совершенно согласуется с историческим взглядом на развитие
суггес-тии: "Полустершимся следом для демонстрации природы дипластии
могли бы послужить метафоры, еще более - речевые обороты заклинаний.
Дипластия - это неврологический, или психический, присущий только
человеку феномен отождествления двух элементов, которые одновременно
абсолютно исключают друг друга. На языке физиологии высшей нервной
деятельности это затянутая, стабилизированная ситуация "сшибки" двух
противоположных нервных процессов. При "сшибке" у животных они, после
нервного срыва, обязательно снова разводятся, а здесь остаются как бы
внутри суггестивного акта. Оба элемента тождественны в том отношении,
что тождественно их совместное суггестивное действие, а их
противоположность друг другу способствует их суггестивному действию.
Дипластия - единственная адекватная форма суггестивного раздражителя
центральной нервной системы: не-зачем внушать человеку то действие или
представление, которое по-рождают его собственные ощущения и импульсы,
но, мало того, чтобы временно парализовать последние, внушающий фактор
должен лежать вне норм и механизмов первой сигнальной системы" (Поршнев,
1974, с. 450-451).
Имея в виду правополушарную ориентацию суггестивных текстов, то есть
ориентацию на образы, особенно интересен взгляд на ритм текста как
способ включения человека в чувственный (сенсорный) ди-алог с
суггестором или миром: "...внутреннее удвоение, образ, раз-вивается в
антропогенезе лишь после появления внешнего удвоения - подражания,
копирования, хотя бы самого эмбрионального. Поясню та-ким примером:
"неотвязчивая мелодия" преследует нас не просто как звуковой (сенсорный)
след, но как наши усилия ее воспроизвести беззвучным напеванием,
отстукиванием ритма, проигрыванием на инс-трументе, голосом. Вероятно,
еще до того, еще только слушая эту мелодию, мы ее почему-то связывали с
неуловимостью, ускользанием - словом, с некоторой недоступностью. Чаще
образ бывает не слуховым, а зрительным. Образ не образ, если нет
всматривания в него, вслу-шивания - словом, рецепторной или двигательной
нацеленности на не-го. Образ обычно неволен, непроизволен, нередко,
навязчив, но все же он есть активное нащупывание двойника (копии)
оригинала.
Собственно, к физиологическому антагонизму возбуждения и торможения
восходит всякое явление функциональной оппозиции в челове-ческой
психике, включая речь (фонологическая и синтаксическая оп-позиция). Но
это не значит..., что человек в дипластии может сли-вать торможение и
возбуждение, - он может сливать в дипластии два раздражителя
противоположного знака. Эта спайка - явление особого рода: в глубоком
прошлом бессмыслица внушала священный трепет или экстаз, с развитием же
самой речи, как и мышления, бессмысленное провоцирует усилия осмысления.
По афоризму Н.И. Жинкина, речь есть не что иное, как осмысление
бессмысленного". Дипластия под углом зрения физиологических процессов -
это эмоция, под углом зрения логики - это абсурд" (Поршнев, 1974, с.
466-472). Хотя и в языке встречаются оксюмороны типа "женатый холостяк",
"живой труп", "правда лжи" и внутренне противоречивые высказывания: "Я
не я, и лошадь не моя", "Анна красива и безобразна одновременно" как
специальные приемы (они и способствуют вызыванию состояния транса).
Рассуждая о гармонии и ритме, нужно также иметь в виду, что в
действительности буквальной повторяемости (тождественности) ни событий,
ни состояний нет и быть не может.
...

4. ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ.
Следующим этапом анализа является определение соотношения различных
частей речи в суггестивных текстах. Так, Б.Ф. Поршнев выделял особую
роль глагола в истории суггестии. Многие лингвисты также полагали, что
глаголы древнее и первичнее, чем существительные. Именно глагольную фазу
Б.Ф. Поршнев предлагал представить себе как всего лишь неодолимо
запрещающую действие или неодолимо побуждающую к действию. В таком
случае древнейшей функцией глагола может считаться ПОВЕЛИТЕЛЬНАЯ. И
действительно, повелительная функция может быть осуществлена не только
повелительным наклонением (например, начинайте!), но и инфинитивом
(начинать!) и разными временами - прошедшим (начали!), настоящим
(начинаем!) и будущим (начнем!), даже отглагольным существительным
(начало!) (См.: Поршнев, 1974, с. 426).

Определяя миф как объективную, реальную, образную, символичную
вербальную сущность, эмоционально "проживаемую" и творчески закрепленную
в тексте, философы, поэты, этнографы, лингвисты уже обнаружили метод
вербальной мифологизации и, более того, продемонстрировали его
универсальность в общности своих подходов. Нам осталось только
обозначить данную общность в качестве особого метода Вербальной
Мифологизации (ВМ) - метода Со-творения Мифов.
Рассматривая акт политического суггестивного воздействия, следует прежде
всего иметь в виду изменение установки какой-то одной личности, группы
или сообщества, так как суггестивный характер такого воздействия
позволяет добиваться от объекта внушения тех действий, которые не
обусловлены интеро-, экстеро- или проприорецепторными факторами.
Суггестия должна отменить стимулы, исходящие от названных факторов, и
открыть себе путь при помощи Текста.
Задача терапевтической суггестии - вызвать эмпатию
(вчувствование) - способность эмоционально откликнуться на переживания
другого человека. Суггестивная эмпатия есть не что иное, как
эмоциональный ответ или отзывчивость, сформированная говорящим субъектом
и обусловленная применением особых языковых средств, обладающих
суггестивной направленностью. При этом суггестия как явление
принудительной силы слова определяется как возможность навязывать
многообразные и в пределе "даже любые действия", а также возможность их
обозначать (Поршнев, 1974, с. 416).
Воздействие на установки происходит непрерывно. "Нас постоянно
пытаются в чем-то убедить, хотя многие из подобных попыток нам досаждают
или исходят от людей, мнение которых не имеет особой ценности в плане
социального сравнения. Мы неизбежно сталкиваемся с подобными попытками,
когда смотрим телевизор или включаем радио, когда совершаем воскресную
автомобильную прогулку или даже когда после работы пропускаем
рюмочку-другую с коллегами. Количество одних только рекламных сообщений
ошеломляет. Промышленные и торговые кампании ежегодно тратят 50
миллиардов долларов на рекламу своих товаров по телевидению, по радио,
на придорожных щитах, а также в газетах и журналах. Каждый ребенок в
среднем наблюдает 20.000 одних лишь телевизионных рекламных роликов в
год. Кроме коммерческой рекламы, существует реклама политическая и
социальная, не говоря уже о более тонких формах идеологического
воздействия при просмотре комедий, мелодрам и документальных фильмов,
отражающих взгляды и позиции сценаристов и режиссеров. В конце концов,
даже ни к чему не обязывающий дружеский треп, повседневные разговоры с
членами семьи, воркование влюбленных могут включать в себя убеждающую
информацию. Ежедневный обмен чувствами и оценочными суждениями -
неотъемлемая часть привычного нам вербального общения, в котором
большинство из нас находит удовольствие (а люди застенчивые страдают от
его отсутствия). :Согласно одной оценке, если сложить их вместе, в день
на нас изливается около 1500 убеждающих сообщений. Многие из этих
сообщений влияют на нас, несмотря на то, что мы практически не уделяем
им внимания, когда пролистываем газету, проезжаем мимо рекламных щитов
или наливаем себе еще одну чашку кофе во время очередной рекламной паузы
в телепрограмме. Пропустить через себя хотя бы сотню подобных - уже
немало. Если бы каждое из них оказывало на нас какое-либо влияние, наши
убеждения менялись бы каждый раз, когда такому сообщению удавалось
привлечь наше внимание. Или же мы, испытав информационную перегрузку,
впали бы в своего рода "установочный паралич" не зная, чему верить и в
чем сомневаться. И очень скоро наша нерешительность лишила бы нас всякой
способности действовать" (Зимбардо, 2000, с. 152-153).
Американские социальные психологи выделяют шесть этапов в
процессе убеждения:
1. ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ СООБЩЕНИЯ АДРЕСАТУ (ЦЕЛЕВОЙ ГРУППЕ).
Если объект убеждения не увидит или не услышит сообщение, оно не окажет
на него влияния.
2. ОБРАЩЕНИЕ ВНИМАНИЯ НА СООБЩЕНИЕ. Убеждаемый должен
обратить внимание на сообщение, иначе цель сообщения не будет
достигнута.
3. ПОНИМАНИЕ ИНФОРМАЦИИ. Чтобы сообщение могло оказать
влияние, убеждаемый должен как минимум понять его суть.
4. ПРИНЯТИЕ ВЫВОДА, ДИКТУЕМОГО СООБЩЕНИЕМ. Чтобы
установка изменилась, объект убеждающего воздействия должен принять
продиктованный сообщением вывод.
5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОЙ УСТАНОВКИ. Если новая установка
забывается, сообщение теряет способность оказывать воздействие на
будущее поведение объекта убеждения.
6. ПЕРЕВОД УСТАНОВКИ В ПОВЕДЕНИЕ. Если целью сообщения было
оказание влияния на поведение, то в релевантной ситуации поведением
должна руководить новая установка.
....
=========
ссылки если нужны -выложу