Откуда всё пошло?
Я думаю, чтобы ответить на этот вопрос, нужно взглянуть на проблему смеха несколько в другом аспекте.
Какова реакция людей на человека, почитающегося за святого, если вдруг он оказывается вруном и бабником? Гнев, насмешки, гадливость. Верно? Возможно нечто подобное и произошло в Советском обществе. По верному замечанию Ольги, сакральность распространялась всё шире, захватывая всё большие участки повседневной жизни. Это, однако, не воспринималось народом как нечто настоящее, а скорее как наносное, формальное. Формально оно и чтилось. Выражение настоящих чувств открыто было невозможно, приходилось держать "фигу в кармане". Таким образом само государство воспитывало циничное отношение к ценностям советского строя.
Далее. Над чем смеялись Жванецкий, Хазанов и другие, ну скажем до 89-го года? Над очередями и хамством в магазинах ("И танки наши быстры" Жванецкого, к примеру), над низким качеством советской продукции и т.д. Это было смешно, поскольку люди сталкивались с этим каждодневно, а средства массовой информации об этом умалчивали или не акцинтировали внимания. Обратная связь между народом и правительством была нарушена. Таким образом сатира была даже скорее не "анти-советская", а "анти-правительственная".
Призывы к высокой моральности сочетались с аморальным поведением власть-держащих. Не случайно, что шпион Штирлец стал героем эпохи.
Короче, строй уничтожал сам себя. Он уже сам плодил хохмы, даже без участия сатириков. Чем ещё можно было назвать запрет Залотухину играть Лже-Дмитрия в тельняшке, поскольку в этом усмотрели подколку Андропову начинавшему карьеру на флоте. Именно в этом надо искать зачатки вольнодумства и "анти-советских" настроений.
- О качестве - Максим 22.01.2003 01:19:03 (94, 252 b)