Re: Это можно
Уважаемый Лом!
Большое спасибо Вам за то, что разъяснили мне, что такое идеократия в СССР. Разумеется, я согласен, что марксизм-ленинизм представлял идеологию КПСС, а не всего советского народа. И в том, что роль духовной составляющей в советском обществе была очень велика, сомнений у меня нет. Это выражалось в том, что, как мне кажется, роль принуждения была крайне мала, а роль воспитания, обучения и убеждения велика. Такое положение дел, понятно, обеспечивалось, во-первых, общенародной собственностью на средства производства, и, во-вторых, тем, что КПСС руководила всеми сторонами жизни и везде проводила советские идеи. Вспоминая хронологию известных событий, хочу отметить следующее. Горбачёвы и Ельцин сами были крупнейшими партийными функционерами, вовсю пользовались образами борцов за социализм и народное счастье. Первый вообще перестройку проводил под лозунгами «Социалистическая Революция продолжается», «социализм с человеческим лицом (то есть более человечный социализм)», «прекратим насилие над другими народами» и т.д. Второй – под лозунгами свободы от бюрократии, увеличения благосостояния народа путём экономических реформ. И только получив власть, полностью разгромив оппозицию, они полностью раскрыли своё настоящее лицо. Начиная с 1991 года, происходит, во-первых, непрерывное чернение советского строя, во-вторых, непрерывная многообразная работа (и со стороны экономики, и со стороны СМИ) по лишению народа способности думать и понимать. И, несмотря на это, очень многие люди всё ещё относятся с симпатией к СССР. Поэтому я не согласен с тем, что говорит Сепулька:
«В этом-то и есть, наверное, причина разрушения СССР: он держался на идее, которая не соответствовала реальности (марксистский истмат). А пересматривать эту идею нельзя было, потому как именно на ней все и держалось. Или надо было пересматривать ее очень постепенно, но этого боялись (чтобы все не рухнуло)».
Наоборот, идеология (понимаемая как система ценностей советской цивилизации) оказалась самой устойчивой несущей конструкцией СССР (сначала явочным порядком был сменён политический строй, затем – экономическая система). Есть базовые идеи СССР, такие как Советская Родина, социализм, коммунизм, дружба и братство людей, пролетарский интернационализм, дружба и братство народов, советский патриотизм, принципиальная важность победы СССР над фашизмом и т.д. Эти базовые ценности буржуям стало безопасно в полную силу поливать грязью только после 1993 года, когда капитал окончательно прибрал к рукам экономическую и политическую власть. Причём буржуи пока ещё не рискуют критиковать эти ценности впрямую. Обычно поливание грязью сводится к тому, что эти идеи, мол, были искажены в СССР. И чем дальше будет идти приватизация базовых отраслей и земли, чем сильнее будет становиться зависимость России от международного капитала, тем сильнее и злобнее правящий класс будет ругать СССР. У меня сложилось мнение, что даже сейчас, даже в Москве, поставь правители РФ любой принципиальный вопрос на референдум - о социализме, о СССР, о частной собственности, о займах МВФ, о национализации, о приватизации, следует ли России остаться самостоятельной цивилизацией или стать частью Запада – неизбежно потерпели бы поражение.
Насчёт пролетарского интернационализма как краеугольного камня Советского Союза хотелось бы сказать два слова. Первое – именно пролетарский интернационализм через понимание большинством рабочих бывшей Российской Империи важности (для победы пролетариата) объединения в сильную страну позволил предотвратить отделение от России национальных и территориальных образований. Второе – именно пролетарский интернационализм (вместе с советским патриотизмом) рождал чувство братства с трудящимися всех наций в СССР и в то же время делал советский патриотизм особенно человечным, так как пролетарский интернационализм требует уважения к трудящимся всех наций.
С уважением, Олег.