смех смехом, но...
...вот тов. Крапоткин (приписывают во всяком случае ему) говорил: если у власти поставить даже
ангела, то и у него со временем вырастут рога.
Есть исключения (Сталин) подтверждающие, однако, правило (сонм номенклатурщиков).
Нет ли тут глубинного противоречия между содержанием, заявленной идеей (социализма, руссой идеи) -
равенство возможностей - и формой (вынужденной, правда не ясно чем вынужденной - объективной
реальностью развития или моментом) - иерархическим устройством общества?
Возможно ли совмещение равенства и иерархии? На Западе такого противоречия не наблюдается - так
кто смел, тот и съел (ближнего своего, иначе он тебя). Иерархия органично вписывается в их
идеологию. Ранее церковь охраняла иерархию, Реформация возвела в ранг божества Мамону,
социалдарвинизм стал новой религией.
Т.е. к члену иерархии (при социализме) должно предъявлятся доп.требования по наличию иммунитета
против вырастания рогов. А реально ли это? Не противоречит ли это природе человека, его
психологии, житейской логике, вытекающей из практики жизни? Соблазн шибко велик. Недаром медные
трубы (правда несколько в ином контексте) - гораздо большее испытание, чем вода и огонь.
Возможно ли отсутствие сословий при иерархическом устройстве общества. Власть - универсальное
средство, которое меняется на многое и ограничение обмена неустраивало властьпридержащих.
Если быт (культура, как часть быта) формирует сознание, то общинное сознание крестьян - плод их
тяжёлой жизни. Формируя культуру общежития они ковали инструмент оптимальной затраты усилий на
выживание. Почему номенклатура не должна поступать аналогично? Это было бы противоестественно,
если бы она этого не делала. Тот же КГБ, обладая властью, менялся.
Но жизнь в иерархии несколько отличается от жизни рабочих или крестьян.
Даже жизнь крестьян с сохой отличается от жизни рабочих. Рабочие от сохи были за большевиков,
городские рабочие были за меньшевиков. Отчуждение продукта труда сказывается. Что же говорить о
других сословиях?
Советы были нужны крестьянам. Нужны ли они в таком же виде их детям и внукам, выросшим в других
условиях? внуки меняли культурную среду под себя, под свой быт. Культура меняла их. См. историю
превращения Рязанова. Закономерный финал. Неустойчивая система вернулась на круг назад.
- Извольте попробовать ещё раз, господа товарищи, - говорит история. - Правда условия не совсем
подходящие. Но теперь вы стали умнее, впредь будете пошустрее отслеживать изменение быта и его
влияние на умы. Если не вымрете.
Смех не изменял общества сам по себе, только помогал и не столько изменять, сколько осознавать эти
изменения, иллюстрировал, делал видимыми. Общество изменялось по более глобальным причинам, чем
хохмы Райкина.