ОтФрицОтветить на сообщение
КScavengerОтветить по почте
Дата08.07.2004 18:26:10Найти в дереве
РубрикиКрах СССР; Идеология; Теоремы, доктрины;Версия для печати

Может, Бог даст, ещё что-нибудь наанализируем.


>Она живет под воздействием внешних условий. Как? Адаптируя и приспособляя их к своей среде. Можно даже сказать, что, начиная с Др. Руси у нас нет строя, который не был бы в той или иной мере навязан извне. Так при чем тут марксизм Семенова?
Вот так так. Мы обсуждаем-то что? Мы обсуждаем, что с СССР случилось. И в частности, версию Семёнова, его объяснение произошедшего на основе марксизма.

>Да, но согласитесь, что политархия предполагает почти неограниченную власть 1-го. Именно 1-го, на него никто не может повлиять. Но тогда это не политархия – это просто обобщение единоличных видов правления.
Думаю, это не совсем так. Да, в политархиях часто правитель не только имеет неограниченную власть, но и обожествляется. Особенно, когда политархия усиливается, идёт вверх. Но могут быть и слабые политархи, которые только сидят во дворце и ничего о жизни не знают. А всем заправляют чиновники во главе с визирем.
Главное-то в политархии не способ правления (СССР вообще был республикой), а производственные отношения. Т. е. собственность на только что произведённый продукт (первичное распределение) и т. д. При политаризме произведённое присваивается государством.
Некоторые говорят: это государственный капитализм. Да, государственный. Но почему капитализм? Где там капитализм? Мне кажется, это не подумав так говорят. От евроцентризма видят капитализм там, где его нет.

>Только тем, что мне не нравиться европоцентризм. Именно там возникла мечта о новом строе, который выдумают из головы и воплотят в жизнь по схеме.
Но самолёты Вам нравятся? А ведь их придумали на Западе. Выдумывают их из головы и воплощают в жизнь по схеме.
И футбол там придумали, и балет. Что, всё это нам запрещено? Этак Вы скажете, что и Иисус явился для одних евреев.
>Против такого марксизма все протестовали. В результате получился «реальный социализм» – советский строй.
В результате того, что все протестовали? :-))))
>Теперь Семенов предлагал к перейти от него в 80-е годы к «социализму», то есть к утопии, которой нет, которая даже недостаточно разработана теоретически!
Ну и что. И капитализм был недостаточно разработан теоретически, и феодализм. Во всех подробностях будущее и не предсказывается. Есть основная идея - этого достаточно. А уж потом можно изучать, что получилось.

>А я не вижу обоснования политаризма. В СССР был советский строй. Партия и Советы – вот его основные элементы, а не «элита».
Во всяком случае, всё произведённое считалось государственным. Государство полностью контролировало экономику. А это и есть политаризм.

>Вот это уже другое дело. Просто сейчас нет времени открывать дискуссию в ветке. Но в принципе вы мою точку зрения знаете. Трансформировать советский строй можно было бы как раз ослабив «социалистические», а заодно «политаристско-элитарные» начала в нем.
Честно говоря, не понимаю, как это.

>Я СССР люблю. Да, я считаю, что его убили, но это не значит, что общество было вполне здоровым. СССР после 1945 я бы сравнил с зэком из лагеря, который вышел на свободу и победил мучителей, но при этом весь слаб и болен. Кара-Мурза указал причины этой болезни – переход к урбанизму и разрушение общины в городах, переход от традиционного чувства традиции к рациональному, появления «голода на образы», появление мощного бюрократического аппарата и деградация СССР в сторону сословности, западничество интеллигенции и предательство группы лиц в верхушке партии. Все вместе это позволило убить СССР. Но не преодолеть проблемы и не поставить вопросы о его жизнеспособности.
Хорошо, но почему больной зэк не поправлялся? Он же отъелся при Хрущёве и Брежневе.
Переход к урбанизму? Но разве можно было без этого построить индустриальную страну? Разрушение общины? Но как её сохранить в городе?
Традиционное чувство традиции? Но ведь жизнь в корне изменилась, как пережитки старины законсервировать?
Появление мощного бюрократического аппарата? Семёнов объяснил причины этого. А как Вы хотите без этого управлять всем в стране?
Западничество интеллигенции? Оно отчасти необходимо, отчасти - следствие советского образования, ставившего во главу угла науку.
Предательство группы лиц? Да там не группа, а вся структура в целом предала. Семёнов объясняет, почему. А Вы?

>Монархист делает различие между социализмом и либерализмом. Назарова почитайте, если мне не верите.
Верю. Я о том, что убеждения у человека те, или иные, а делает он то, что нужно, если добросовестно работает. Поставьте менеджером в банк коммуниста, а на аналогичный пост либерала. Работать они будут одинаково, если честные люди. Разница только в том, кто ленивее, и кто честнее. Так и во главе государства человек делает то, что надо, либо делает глупое.

>//В этом сила марксизма - он позволяет анализировать необходимое. Вот необходим политаризм - и из толпы претендентов выделяется тот, кто способен и будет этот курс проводить. И Путин его проводит, и его взгляды ничего не могут изменить. Как и марксистские взгляды Сталина не помешали ему стать политархом.//
>Детерминизм чистой воды. Взгляды детерминируются самим «ходом истории». Путин проводит как раз политику олигархов. При этом ставит спектакли для вас, как для «политаристов».
Не взгляды детерминируются, а дела. Не полностью, но во многом. А олигархи - не единственная большая сила в стране. Госаппарат - тоже большая сила. Посмотрим, что получится. Народ, думаете, почему за Путина голосует? Видит в нём политарха, хочет, чтобы он навёл разумный порядок.

>//Ну хорошо. Значит, наука - основа прогресса? И те, кто опередил, сожрут отставших или навяжут им свою культуру?//
>Как сильный здоровяк победит умного, но слабого. Да.
Вы на место производительных сил, как основы прогресса, ставите науку. Я, признаться, тоже к этому склонен - объяснять прогресс свойством знания накапливаться. Но, думаю, Семёнов лучше нас с Вами разобрался.

>Социально-экономические отношения параллельны прогрессу науки, хотя и зависимы от него и даже скорее не от него, а от научной парадигмы от идеологии науки. Но эта зависимость проявляется по-разному в разных обществах.
Параллельны и зависимы? Да, вероятно. Но и наука в свою очередь от этих отношений зависит, не так ли? Остаётся только выяснить, что первично, курица или яйцо. Но мы с Вами можем и открытым этот вопрос оставить.

>Теперь поговорим ОПЯТЬ о варианте Семенова. Что мне не нравится в этом варианте изложения мировой истории?
Э, не мировой истории, а СССР. Если хотите мировую историю - это надо обсуждать "Философию истории" Семёнова.
>1) Рационализм Семенова и его детерминизм. Каждая социально-историческая формация независимо от желания людей приводит к прогрессу или регрессу независимо от их взглядов.
Да, думаю, это так и есть. Вам это не нравится? "Смеагорл не хочет, чтобы такие звери существовали".
Но на самом деле это так или нет? Если мы будем рассматривать этот вопрос как объективные исследователи?
>2) Для Семенова определяющим фактором мировой истории является социально-экономический. Поэтому другие факторы присутствуют как бы побочным образом в истории. Есть магистральный путь исторического развития (Европа), а есть латеральный (Россия). То, что Кара-Мурза описывает как миф европоцентризма – составная часть доктрины Семенова.
Тоже думаю, что Вы правильно в целом понимаете. Хотя, конечно, магистральный путь - не одна Европа. Возьмём хоть древний Вавилон.
Но давайте не обижаться, что наш путь не магистральный. Да, допустим, мы несколько отстали в том, что касается прогресса. Да, нам трудно быть такими же сильными, как Запад. Ну и что? Мы что, хуже их от этого? Может, прогресс это не главное по сравнению с царством Божиим.
Стоит перестать обижаться на факты, и проблема решена - мы не хуже, и готовы смотреть правде в глаза.
>3) Политаризм или азиатская формация – все это можно было бы принять у Семенова, если бы не экстраполяция азиатской формации на СССР после 1917 года (пусть это и неополитаризм). При этом игнорируется именно массовость строя, его мобильность в 30-е годы и даже позже.
Вы читали интервью Семёнова, которое взяли я и Алмар? Я там несколько раз возразил Семёнову, что вывод о наличие в СССР политаризма мне не кажется очевидным. Но в этой ветке мы рассматриваем вариант Семёнова. Видите здесь главную слабость? Так аргументируйте, почему в СССР не было политаризма.
>4) Т.к. политаризм связан с ролью государства в экономике и массовыми репрессиями, Семенов видит политаризм во всех укладах с единоличной властью. Гитлер – это ставленник крупного капитала Германии и тем не менее «политарист». При таком смешении социал-экономической сферы со сферой политики можно доказать что угодно.
Нет, единоличной власти мало. Если есть диктатор, но продукт производится как собственность капиталиста - это капитализм. Если бы гитлеровское государство не взяло под контроль промышленность, отодвинув капиталистов на второй план, там бы был капитализм.
>5) Семенов не видит, что политаризм, феодализм, рабовладения – это аграрные, а не индустриальные общества. СССР не мог быть политарным именно в результате развития науки и индустриализации.
Вы в самом деле думаете, что он не видит? Я уверен, что видит. Но не видит, как из этой двучленной классификации вывести что-то ценное. Марксисты рассматривают социально-экономические (производственные) отношения, и в первую очередь первичное распределение. Это позволяет им делать нетривиальные выводы, даёт богатую пищу для анализа. А количество типов таких отношений весьма ограничено. Почему бы такой универсальной формации, как политарная, не повториться на новом уровне развития производительных сил?
>6) Все положения Семенова ведут к выводу о том, что СССР как социально-экономическое целое к 80-м годам был неэффективен, что это был стагнирующий строй, загнивающий в результате господства чиновников. Это прямо противоречит ФАКТАМ, говорящим обратное.
Я думаю, СССР был на пике могущества. Да, быстрое эффективное развитие времён Сталина кончилось. Но по инерции страна ещё развивалась, всё медленнее. А уж уровень был самым высоким в истории России. Это по Семёнову. Каким фактам это противоречит?
>7) Вывод: семеновский марксизм – это вариант евромарксизма, который адаптировал под себя национальную специфику и учел данные (отвергнув выводы) цивилизационного подхода). Он рассматривает Россию как страну неспособную к самостоятельному развитию, а курс Путина в конечном итоге – меньшее зло, т.к. Путин обречен восстанавливать Россию (как политарх).
Да, согласен - это настоящий марксизм. При всём том новом, что внёс Семёнов, это лишь развитие учения Маркса-Энгельса-Ленина.
К самостоятельному развитию Россия вполне способна. Как и 17-летний юноша, окончивший школу, способен к самостоятельному развитию. Но юноша будет развиваться быстрее, если будет развиваться общаясь с умными людьми и перенимая от них умные мысли. Например, учась в университете. Почему бы России не перенимать достижения других народов?
>С чем я категорически НЕСОГЛАСЕН.
Ну, это не беда. Я, может, тоже не вполне согласен. Нам главное истину найти, хоть в той степени, в какой сможем.