ОтА. РешнякОтветить на сообщение
КИ.Т.Ответить по почте
Дата14.07.2004 15:34:37Найти в дереве
РубрикиПрочее; Россия-СССР;Версия для печати

Информационное обеспечение государства


http://www.rbcdaily.ru/news/policy/index.shtml?2004/07/14/57130

Президент России Владимир Путин поручил МИДу улучшить имидж страны за рубежом

На этой неделе в МИД РФ прошло совещание послов и полномочных представителей России за рубежом, на котором с речью выступил президент России Владимир Путин. Главными темами пленарного заседания стали отношения России с другими государствами и проблемы реформ в стране. В числе основных приоритетов президент обозначил защиту национальных экономических интересов, повышение инвестиционной привлекательности России, противодействие дискриминации на внешних рынках. Интересно, что, несмотря на первостепенную стратегическую значимость сотрудничества с СНГ, президент отметил, что не стоит «увлекаться сентенциями о том, что никто, кроме России, не имеет права претендовать на лидерство на постсоветском пространстве». Еще одним заявлением, на которое обратили внимание как российские, так и западные независимые эксперты, были слова Путина о том, что МИД должен пристально следить за имиджем страны на Западе, а именно – достойно отражать все «спланированные кампании по дискредитации» России, а также налаживать поток «адресной и объективной информации» о стране. Однако, как отмечают эксперты, существуют большие сомнения в том, что МИД в короткие сроки сможет справиться с поставленной президентом задачей.

На заседании помимо обсуждения проблем внешней политики была утверждена новая структура МИДа, а также оглашены цифры по будущим зарплатам сотрудников министерства. В соответствии с новым президентским указом у министра иностранных дел будет семь заместителей, в том числе один первый замминистра и один генеральный директор МИД. В ведомстве будет 35 департаментов по основным направлениям деятельности (сейчас их насчитывается около 40). Предельная численность работников центрального аппарата составит 3 тыс. 28 человек (без персонала по охране и обслуживанию здания). Что же касается зарплат, то фонд оплаты труда работников министерства на квартал установлен в размере 161 млн 849,6 тыс. рублей до 31 декабря 2004 г. и 168 млн 79,5 тыс. рублей с 1 января 2005 г. Изменения коснулись и территориальных органов министерства иностранных дел. Подобные нововведения Путин объяснил необходимостью сделать аппарат «более компактным и эффективным». Об эффективности речь шла и во время обсуждения внешнеполитических задач. В своем выступлении президент сделал особый акцент на перспективах российской внешней политики, а также подчеркнул, что «российская дипломатия сегодня как никогда прежде должна помогать решению общенациональных задач», в числе которых «повышение конкурентоспособности экономики, кардинальное увеличение ВВП, интеграция России в мировую хозяйственную систему». При этом он обозначил несколько приоритетных направлений работы, среди которых на первом месте оказалось сотрудничество в рамках СНГ.

По мнению президента, в том, что касается постсоветского пространства, России еще предстоит сформировать целостную и долгосрочную стратегию, что само по себе будет весьма «сложной и концептуальной работой», поскольку отсутствие «действенной российской политики» в этом регионе приведет заполнению этого политического пространства другими, более активными государствами. «Никто, в общем, и не сомневался в том, что это будет обозначено в качестве приоритетной задачи. Вопрос до сих пор открыт – на территории СНГ сегодня действуют около пяти различных организаций, которые иногда друга дублируют или даже противоборствуют между собой. Однако лично меня поразил другой момент, – сказал RBC daily эксперт влиятельного Германского общества внешней политики Александр Рар, – а именно то, что Путин так мало говорил о ЕС, а среди стран, которые желали бы сотрудничать с Россией, выделил только Германию, Францию и Италию. Я склонен интерпретировать это как реакцию на то, что в европейском обществе и политических кругах до сих пор еще существует очень серьезное противодействие сближению с Россией, поскольку ее считают не соответствующей сложившимся на Западе нормам. Думаю, что Путин это чувствует и намеренно демонстрирует некоторую холодность».

Возможно, поэтому речь также шла и о борьбе с негативным информационным полем, которое сегодня существует на Западе, а также о противостоянии откровенно заказным кампаниям по дискредитации российского имиджа за рубежом. «Путин прав, когда говорит о том, что этот негатив наносит ущерб не только самому государству, но и деятельности российского бизнеса, – продолжает Александр Рар. – Но здесь нужно учесть и специфику самого бизнеса в России. Одна из его главных проблем сегодня заключается в том, что практически никакого внимания не уделяется ведению грамотных PR-кампаний, а акцент делается исключительно на финансовой выгоде. Именно по этой причине, например, Дерипаска проиграл тендер на покупку огромного завода на юге Мюнхена. В Европе сегодня не работают по принципу «купить-продать», и, чтобы бизнес был успешен, необходимо проделать огромный объем подготовительных работ, которые включают в себя детальное изучение рынка и психологии потребителей, открытие представительств, создание собственной марки и подготовку ее продвижения на рынок, проведение конференций и различных мероприятий, налаживание связей и контактов и еще массу других моментов. Только после этого западный рынок будет готов принять эту фирму, и только в этом случае она будет иметь успех. В России этого пока понимать не хотят».

По этой причине, очевидно, МИДу и будет поручена миссия посредника между российским бизнесом и Западом, что, по мнению экспертов, в целом правильно. Достаточно обратиться к примеру США, чьи посольства активно поддерживают американских бизнесменов, когда те выходят, например, на рынки Каспийского региона, в Азербайджан, Грузию, Узбекистан или Казахстан. Госдепартамент США почти силой открывает дорогу американскому бизнесу, и это тот самый пример, следовать которому было бы полезно и российским посольствам. Вопрос заключается лишь в том, смогут ли они с этой задачей справиться. «Здесь есть риск столкнуться с другой проблемой, а именно с непрофильностью образования МИДовских чиновников, – полагают представители самих дипломатических кругов. – В России есть блестящие дипломаты, однако для решения конкретно этой задачи они должны быть как минимум еще и хорошими экономистами. Поэтому необходимо постепенное формирование кадров, которые были бы ориентированы именно на такого рода работу». Однако эксперты в Европе полагают, что это будет довольно сложно. «Подобной деятельностью должны заниматься люди новой ментальности, – уверен г-н Рар. – Они должны иметь не только техническое образование и опыт работы в спецслужбах, но и быть очень открытыми, должны уметь раствориться в Западном обществе и быть в нем своими. Я бы назвал их торговыми атташе нового типа. Нынешние российские дипломаты не готовы к этому. Они слишком обременены многочисленными политическими задачами и не могут открыто влиться в западное общество».

Таким образом, успех МИДа на новом поприще многими ставится под сомнение, по крайней мере, в краткосрочной перспективе. Более того, прежде чем взяться за защиту российских интересов и позитивного образа России за рубежом, будет необходимо более четко определиться с тем, что именно представляет из себя наше положительное «лицо». «Формирование позитивного образа России за рубежом может пониматься и, к сожалению, многими понимается как вопрос чистого пиара, имиджа, то есть это та проблема, которая может решаться при помощи политтехнологий. Отчасти это верно, но с моей точки зрения, такое восприятие слишком поверхностно, – сказал RBC daily председатель общественного движения «Партия Россия» Юрий Крупнов. – На самом же деле вопрос о позитивном образе – это вопрос о нашей идентичности, о том, кто мы такие и куда идем, по какому сценарию собираемся развиваться. И главным здесь является то, какой видят страну сам Путин и правящая элита, потому что при отсутствии у них ясного понимания образа России непонятно, кто и как его может дискредитировать». По мнению эксперта, поставленная перед МИДом задача – вопрос весьма долгосрочной перспективы, и в этом смысле сыграть на руку смогут реформы в самом министерстве. «МИД меняется, в нем вызревают все более четкие и сформированные позиции России в мире, появляются люди со стратегическим мышлением. Старая парадигма внешней политики полностью дискредитировала себя, идет выработка новой, – говорит Юрий Крупнов. – Поэтому вопрос не в том, справится МИД или нет, а в том, что ему надо помогать выходить на уровень решения задач, поставленных президентом». И помогать, очевидно, будет сам президент Путин.