>А вспомним, в каких понятиях объясняли крестьяне свое неприятие реформы Столыпина. Удивительные по нынешним временам дальновидность и здравый смысл. Вот как обосновал свое несогласие с Указом о начале реформы волостной сход Рыбацкой волости Петербургской губ. в мае 1907 г. в своем наказе в Госдуму:
>«По мнению крестьян, этот закон Государственной Думой одобрен не будет, так как он клонится во вред неимущих и малоимущих крестьян. Мы видим, что всякий домохозяин может выделиться из общины и получить в свою собственность землю; мы же чувствуем, что таким образом обездоливается вся молодежь и все потомство теперешнего населения. Ведь земля принадлежит всей общине в ее целом не только теперешнему составу, но и детям и внукам.
>Всей землей правила вся община и за таковую землю вся община платила подати, несла разного рода повинности и распоряжалась землею, убавляя от многоземельных и прибавляя малоземельным, и потому никто не может требовать себе выдела земли в частную собственность и потому наша волость этого допустить не может. Она не может допустить и мысли, чтобы малосемейные, но многоземельные крестьяне обогащались за счет многосемейных, но малоземельных крестьян... Государственная дума, мы думаем, не отменит общинного владения землей».
>Этот довод, согласно которому земля есть достояние всего народа и ее купля-продажа нарушает права будущих поколений, в разных вариациях звучит во множестве наказов и приговоров крестьян. Насколько же мы сегодня стали глупее! Земля? Да хрен с ней, берите!
Этот довод вроде бы указывает на пронятную ограниченность и инерционность мышления крестьян-общинников. Что не могло не беспокоить правительство.
Об таком сказал Д.И.Писарев, любимый публицист гимназиста В.Ульянова:
"Мы видели и до сих пор видим перед собою два громадных факта, из которых вытекают все наши отдельные неприятности и огорчения. Во-первых, мы бедны, а во-вторых, глупы. Мы бедны, потому что глупы и мы глупы, потому что бедны: змея кусает свой хвост и изображает собою эмблему бесконечности..." (с) Д.И.Писарев
Проблема, которую пытается поставить автор, ИМХО, закладывалась не в последнее десятилетие, и несколько в иной плоскости.
А как автор относится к адекватности целей советского общества: понятию "коммунизм", перспективе его достижения за 20 лет и т.п. Возможно, народу сложно держать под контролем соответствие предвыборных лозунгов и процесс их реального исполнения. Но что здесь удивительного?
До 1991 г. народ в принципе не располагал механизмами контроля за курсом правительства, а декларируемые им (правительством) цели по своей адекватности и рациональности даже с Заславской сравниться не могли.
По-моему, в истории России было нечто схожее по схеме и механизму развития. Есть нашумевшая работа Юрганова А.Л. Категории русской средневековой культуры (осн. положения в его статье "Опричнина и страшный суд".//Отечественная история, 1997, № 3). По этой работе, общественные настроения, мировоззрение и жизненные ожидания народа России в конце 15 - 16 вв. определялись ожиданием конца света (по достижении 7000 г. от сотворения мира), трактовавшимся на основе специфического истолкования библейских пророчеств. Отсюда и "странные" действия Ивана Грозного, опричнина и т.п. К концу 16 в. вся доктрина потерпела крах: конец света не наступил, а действия Грозного на этом фоне дискредитировали государственную власть "до ручки". Плюс Ливонские войны, активность Крыма и прочее. Понадобилось Смутное время.
Так и сейчас. Коммунизм не наступил. Мировоззренческая парадигма (извиняюсь за выражение) дискредитированна. А КПРФ и тот же С.Г.Кара-Мурза не могут дать народу вразумительного объяснения: почему Россия не может достичь приемлимых стандартов жизни, которые народ может наблюдать к западу от государственной границы? Кто-нибудь полагает, что образ пьяного общинника в черной избе, точащего топор на зажиточного соседа способен воодушивить массы? Сомнительно.
Мне кажется большей патологией чем розовые обещания Заславской призыв ставить глобально любой действительно технический вопрос. Как приведение в порядок тех же льгот.
Re: А где... - Сепулька26.07.2004 16:21:47 (32, 1452 b)
Ре: А где... - SITR26.07.2004 18:54:17 (24, 857 b)