Реальная альтернатива западнизму может возникнуть только заново. Причем, она не может возникнуть сама по себе, стихийно. Она может возникнуть только как результат сознательно-волевой деятельности людей. И началом этой деятельности должно стать создание новой идеологии. Подчеркиваю: именно новой. (Александр Зиновьев. Идеология партии будущего)
В данной, концептуальной, части темы я обещал излагать, по возможности, материал в строгой логической последовательности. В той последовательности, которую диктует научный подход к делу. При этом, разумеется, поставленную задачу я смогу выполнить только в той мере, в которой я наделен способностями для такой работы. И в той мере, в которой мне позволят это сделать мои знания и обстоятельства моей бренной жизни. Поэтому свои мысли, свои утверждения я не рассматриваю, как истину в последней инстанции. Я остаюсь открытым критике и с благодарностью приму все замечания и предложения по логике изложения темы «советизм».
После рассмотрения значений слова «советизм» я считаю логичным перейти к определению советизма. Причем, под его определением я понимаю определение именно ПОНЯТИЯ советизма. И употребляю словосочетание «определение советизма» как сокращенный и более благозвучный вариант сочетания слов «определение понятия советизма».
Кроме того, я должен здесь указать на специфику моего понимания понятия «понятие». Ибо в литературе я не нашел удовлетворяющего меня определения этого феномена и поэтому был вынужден, как часто бывает, ввести свое определение.
Под понятием я разумею именно слово или сочетание слов, а не мысль, суждение или их совокупность. Или, даже, как это есть иногда, само содержание, которое вкладывается в понятие. Понятие – это слово или их сочетание, но такое слово, значения которого строго определены, строго ограничены, введены в строгие рамки. Просто слово отличается от понятия именно нестрогостью своих значений, их расплывчатостью, подвижностью. А понятие – это слово, значения которого строго закреплены. По крайней мере, в определенной системе знаний, в той или иной теории.
Именно поэтому после разговора о слове «советизм» я перехожу к понятию этого явления. Для того чтобы строже, четче, яснее указать то значение данного слова, которое будет использоваться в излагаемой теме. В этом логика изложения, в этом суть этой логики.
И здесь же, для полноты картины, я должен высказать свое мнение о понятии «термин». Чтобы исключить путаницу в применении этих слов. Мое понимание термина близко к общепринятому. То есть, я понимаю его тоже как слово, словосочетание или другой знак, которые строго обозначает ту или иную часть мыслимого нами содержания. Но термин я отличаю от понятия тем, что понятие может иметь несколько значений, а термин – только одно. Например, понятие «советизм» не является термином. Потому, что оно имеет, по крайней мере, три значения.
Ясно, что понятийная строгость и точность нужны мне для того, чтобы в сознании тех, кто читает мои сочинения, возникали ТЕ ЖЕ САМЫЕ образы, что возникают и в моем. Когда я свои тексты излагаю. Те же самые в ТОЧНОСТИ. Иначе взаимного понимания быть не может. После прочтения моих текстов читатели будут приходить не к тем результатам, к которым пришел я. В их сознании возникнут не те образы, которые возникли во мне. Как результат исследования. И, стало быть, я своих целей не добьюсь.
Вопрос правильности моих выводов – это уже другое дело. Для меня важно, чтобы меня правильно понимали, даже если я объективно неправ. Потому что таким образом меня будет легче вывести на чистую воду. Избавить от заблуждений. К чему я всегда искренне стремлюсь. И всегда благодарен тем, кто исправляет замеченные у меня ошибки.
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОВЕТИЗМА
Так как понятие советизма не является философским, то его можно определить традиционно – через указание ближайшего рода и видового отличия. И начать нужно, конечно же, с отыскания ближайшего рода. Ибо это дело более легкое. Ведь на общем уровне всегда легче работать. Хотя, это, может быть, только для меня. Но излагаю-то я!
1.1. Указание ближайшего рода для советизма
В разговоре о слове «советизм» ближайший род, по сути дела, был уже указан. Там было сказано, что под советизмом понимается «коммунистическое мировоззрение, комплекс идей, объясняющих устройство мира и доказывающих, что будущим человечества должен быть только коммунизм». Таким образом, указанием того, что советизм является именно коммунистическим мировоззрением, сразу отметаются мировоззрения антикоммунистические, буржуазные по сути своей. Ибо именно они являются альтернативой коммунистическому мировоззрению.
Далее нужно сказать, что советизм является не просто коммунистическим, но еще и НАУЧНЫМ мировоззрением. Так как он во всем основывается на науке, разрабатывается научными методами, и науку ставит превыше всего остального идейного багажа человечества. Это значит, что в качестве ближайшего рода советизма не могут рассматриваться различного рода ненаучные формы мировоззрений. Сюда входят религиозные, мифологические, футурологические и утопические учения.
Теперь нужно отметить, что советизм является именно СОВРЕМЕННЫМ научным коммунистическим мировоззрением. Потому как он разрабатывается в наше время и для нашего времени. Для решения проблем нашей жизни. И здесь нужно помнить, что советизм не является ЕДИНСТВЕННЫМ коммунистическим учением. И, более того, не единственным учением, разрабатываемым на научной основе. В качестве примера альтернативного коммировоззрения можно привести попытку моего виртуального друга С.А.Гайворонского – http://www.gaivoronsky.narod.ru – а создать такое учение. Следовательно, все указанные признаки являются общими и для советизма, и для мировоззрения С.Гайворонского, и я должен указать в качестве видового отличия для советизма именно то, что отличает его от учения Гая и от других современных научных коммунистических мировоззрений.
В качестве общего признака современных комвоззрений можно указать еще то, что разрабатываются они именно советскими людьми – людьми, которые родились и выросли при советском строе. И не просто выросли, а впитали в свою плоть и кровь идеалы советского социализма. Они не отказались от этих идеалов в период капиталистического маразма, сохранили им верность, и свою работу рассматривают именно как средство возрождения социализма, как средство возобновления движения к коммунистическому идеалу. Примеры разработки современных коммунистических учений не советскими людьми мне неизвестны.
Итак, в общем виде, можно сказать, что советизм есть современное научное коммунистическое мировоззрение, разрабатываемое советскими по рождению и духу людьми.
1.2. Указание видового отличия советизма
Наверное, тут нужно было бы говорить не о видовом отличие, а об отличии единичном, элементном. Так как определение дается не виду предметов, а ОДНОМУ предмету. Единичному предмету. Определяется понятие единичного предмета. Ведь советизм существует, и будет существовать только в единственном числе. Второго советизма нет и не будет. (Ой ли?)
На роль специфического отличия советизма от других форм коммунистического мировоззрения настойчиво напрашивается то отличие, которое существует между советизмом и учением Гая - ГАИЗМОМ. (Назовем его так. Потому что сам автор специфического названия своему учению не дает.) Это различие заключается в том, что автор гаизма все свои выкладки, все свои построения основывает НА марксизме. Видит свое учение как РАЗВИТИЕ марксизма. Как развитие ИСТИННОГО марксизма. Считает, что в Советском Союзе марксизм был искажен, что это не был настоящий марксизм. Что настоящий марксизм в Союзе не был понят. И не был развит должным образом.
Впрочем, гаизм можно было бы охарактеризовать как новую, одну из новых, форм марксизма. И тогда мне не нужно было бы с ним противопоставляться. Тогда нужно было бы отмежевываться, просто, от марксизма во всех его формах, новых и старых.
В принципе, можно было бы в качестве специфического отличия советизма от всех других мировоззрений вообще указать то, что оно разрабатывается конкретной личностью, то бишь мною. Однако, я не считаю себя единственным автором этого учения. Я считаю, что мне в нем принадлежит только одна, но самая главная мысль. Многие же другие идеи, хоть и были получены мною независимо, имеются и у других людей, не изменившим идеалам коммунизма. Например, к самым значительным произведениям советизма я отношу некоторые труды Александра Александровича Зиновьева, Сергея Георгиевича Кара-Мурзы и некоторых других ученых и публицистов. А в качестве своего вклада в советизм я хочу предложить мою философию взаимодействия, соотносительную теорию стоимости, мой Проект новой системы распределения и некоторые другие мои идеи.
1.3. Предварительная формулировка определения советизма
В результате изложенного в этой порции темы экспромтного рассуждения я не пришел к окончательным выводам относительно определения советизма. Поэтому даю здесь только его предварительную дефиницию. С расчетом либо подтвердить ее в будущем, либо дать более точное словесное выражение.
В результате таком я не вижу ничего унизительного, неприятного для себя. Предмет сложен, не нагляден, нов, поэтому трудно с первого же захода решить поставленную проблему. Даже если человек обладает приличными способностями к этому делу. Скромненько замечу.
Предлагаю пока считать так: советизм есть современное научное коммунистическое мировоззрение, разрабатываемое советскими по рождению и духу людьми на основе диалектического преодоления, на основе диалектического отрицания марксизма. Это учение, которое создается на основе не марксистского представления о мире. Не марксистского восприятия мира.
2. НАЗНАЧЕНИЕ СОВЕТИЗМА
Этот вопрос тесно связан с вопросом определения советизма. Ведь возникновение советизма в тесном множестве мировоззрений должно было чем-то стимулироваться (а вот это уже вопрос о причинах его возникновения, а не вопрос о назначении), и это учение должно иметь определенное назначение – такое назначение, которое не могли иметь существующие виды учений. Советизм должен решить некоторые задачи, которые оказались не под силу концепциями, претендовавшим на роль решателей этих проблем.
И, конечно, в качестве ближайшего своего противника советизм должен видеть именно марксизм. Как то учение, которое претендовало на ТЕ ЖЕ функции, которое претендовало на решение ТЕХ ЖЕ задач. Не может же советизм претендовать на роль, скажем, ЗАПАДИЗМА (см. прим.), совсем не ставящего себе целью построение коммунистического общества.
Назначение советизма – заменить устаревшую форму коммунистического мировоззрения, которая носит название МАРКСИЗМ. Заменить это учение во всех его формах – в форме чистого, исходного марксизма, в форме марксизма-ленинизма, которая может быть еще названа СОВЕТСКОЙ ИДЕОЛОГИЕЙ; а также во всех современных разновидностях марксизма, во всех формах неомарксизма. Типа гаизма, и других.
Главное задача советизма – указать истинные причины крушения советского социализма и дать четкие и ясные рекомендации для выхода общества из кризиса путем возрождения социализма и подъема его на новый уровень развития. С целью наиболее быстрого и наименее затратного способа построения коммунистического общества.
Советизм призван заменить марксизм потому, что марксизм во всех его формах НЕ В СОСТОЯНИИ объяснить причины гибели советского социализма и неспособен указать путь выхода из создавшейся ситуации.
П р и м е ч а н и е.
ЗАПАДИЗМ - современная буржуазная идеология. Пишу название ее без «н», так как отличаю данное понятие от зиновьевского слово «западнизм». Понимаю под западизмом не социальный строй, а именно идеологию этого общества. А лучше бы писать это слово без «н», но с «л»: «за падл изм». Или так: «за падлизм». В таком виде оно очень хорошо отражает моральную суть этой идеологии.