В двух предыдущих вариантах данного продолжения ((1)) я рвался сразу дать устройство и описание возможного процесса реализации новой системы. Но сегодня утром решил, что эти вещи нужно предварить разъяснением моей главной идеи (МГИ). И потому, что это логически более верный шаг, и благодаря тому, что моя поездка в Россию пока откладывается (слава Аллаху), и у меня наступил относительно спокойный период деятельности. Я могу, наконец, сосредоточиться на своих идеях так, чтобы меня не отвлекали, не дергали. Ни другие люди, ни другие идеи.
Жена с ребенком уехала к матери, и я могу несколько дней побыть один, в спокойной обстановке. Какое счастье! Как редко выпадают такие благоприятные для работы моменты! «Давно, усталый раб, задумал я побег В обитель дальную трудов и тихих нег…»
1. НАЗВАНИЕ МГИ 1.1. Идея заработного права
В «Теории распределения» ((2)) я уже употреблял понятие «заработное право» и говорил, что «Понятие «плата» необходимо устранить, так как при социализме нет ни того, кто платит; ни того, за что платят». Но я там еще не называл МГИ идеей заработного права. К этому названию самой идеи я пришел позже. Когда конкретно – нужно устанавливать по моим записям.
Название «моя главная идея» я тоже не помню, когда начал использовать. Но активно, вне сомнений, именно во время работы в Сети. Потому, что мне нужно было называть эту идею, не указывая ее содержания. Не употребляя непонятных без разъяснения названий. ((3)) Поэтому сейчас пришла пора обнародовать название идеи не в общем виде, а конкретное. То, которое характеризует ее содержание.
Название «идея заработного права» не является у меня единственным. Хотя, может быть, оно является наиболее строгим логически. Я так называю эту идею потому, что после отказа от понятий «плата», «оплата труда», я стал искать им замену. Стал искать им замену, которая бы точнее называла то новое, что я вводил в оборот. И я пришел к слову «право». Почему?
В предыдущей цитате я не совсем точно выразился, что «при социализме нет ни того, кто платит; ни того, за что платят». Дело в том, что при советском социализме был и тот, кто платит (государство в виде чиновника), и то, за что платят. Этих всех вещей начинает не быть именно при новой системе. Потому, что человек начинает определять размер своего вознаграждения сам. А это значит, что он не может сам себе платить. Тут уже возникает нечто другое. И я решил, что это другое – право, которое человек берет себе сам. Конечно, пока под строгим надзором государства, и всегда – под контролем общественного мнения.
Ведь что такое деньги или стоящие за ними вещи и услуги, которые мы берем себе за наш труд? – Это есть ни что иное, как некоторые ВОЗМОЖНОСТИ, которые создаются в обществе трудом или другим источником и которые мы присваиваем себе. Чтобы реализовать самим или чтобы предоставить это право своим родственникам или друзьям. А заработным это право является потому, что мы эти права присваиваем себе именно за работу, а не за красивые глазки. Хотя, для некоторых и сияние красивыми глазками является работой. Но это исключение из общего правила. :).
Что интересно, в новой системе право, о котором идет речь, не является чисто юридическим правом, как оно было при зарплате. Потому, что здесь человек уже не является бессловесным винтиком государства, за который решают все толстопузые чиновники. Здесь есть двойственность. С одной стороны, это право будет поначалу устанавливаться государством или трудовым коллективом, а с другой – оно будет определяться самим человеком, корректироваться им самим, его совестью. В этой особенности я вижу факт перехода от юридических прав личности к ее моральным правам. Ведь коммунизм – это безгосударственное социальное образование. И в нем не будет юридических прав. Только моральные будут. Поэтому призвание новой системы ОБЕСПЕЧИТЬ такой переход, произвести такие изменения в психике, морали человека и в социальных институтах, которые сделают возможными жизнь общества без государственного надсмотра.
Значит, нужно сказать, что заработное право в виде самовознаграждения за труд является одновременно и юридическим, и моральным правом личности. Оно носит двойственный характер. В силу своей переходности. От капиталистического мрака к светлому коммунистическому будущему.
1.2. Идея самооплаты
Можно, вообще-то, употреблять и такое название. Но, только, при этом не следует забывать, что когда человек сам определяет свое вознаграждение, то тут уже нету в чистом виде буржуйского процесса купли-продажи. Тут уже нет дрожания одной стороны в желании, как можно меньше заплатить, а другой – как можно больше урвать. Здесь нет уже того базара, который был раньше всегда в деле вознаграждения труда. Здесь уже есть переход к принципиально иным отношениям человека и человека, человека и общества. Здесь начинается социальный обмен более высокого уровня, нежели обмен товарный, обмен буржуазный, обмен торговый, обмен в виде торговли.
1.3. Идея самовознаграждения
Это название, конечно, тяжеловеснее предыдущего. Но зато оно точнее определяет то новое, что есть в предлагаемой системе. Именно: факт способности человека самостоятельно регулировать свои отношения с обществом, самостоятельно регулировать обмен с ним, обмен с другими людьми. Ведь, по сути, труд – это то, что мы отдаем другим людям, а вознаграждение есть то, что мы получаем в обмен от других людей. А это значит, что мои предложения касаются самого главного, самого важного вопроса – вопроса о соотношении, о связи отдельной личности с обществом в целом.
Вывод
Я не гарантирую, что вспомнил все свои названия новой идеи. Из-за того, что еще не отошел полностью от ударов по моей психике, по моему сознанию, которые мне пришлось пережить в последние несколько дней. И не утверждаю, что эти названия являются наилучшими и окончательными. Потому, что собственно вопросу названия я не уделял главного внимания. Надеясь, что в ходе работы эти названия выработаются сами собой. Поэтому вопрос пока остается открытым и подверженным полемике. ((4))
2. БАЗА, ОСНОВАНИЕ МГИ
В конце предыдущей порции моих размышлений я уже акцентировал внимание на том, что идея заработного права может быть реализована только и только на базе НЕ ЧАСТНОЙ формы собственности. Только на базе общественной формы во всех ее видах.
Почему я делаю такой упор на этом? – Потому, что я не представляю себе, как идея сможет работать, если я, например, буду знать, что руководитель трудового коллектива или другие его члены получают не только по труду, но и по собственности. Вследствие того что они являются собственниками тех средств производства (СП), на которых работаю и я. А я сам являюсь только наемным работником у них. Ведь в этом случае будет наблюдаться вопиющая несправедливость, которую я, советский человек, оправдать НИЧЕМ не могу. Никакими идиотскими аргументами реставраторов капитализма, никакими теоретическими выкладками научных лизоблюдов этого живого трупа.
Если другие получают и по труду, и по собственности, а я только по труду, то это уже несправедливость. Это уже неравенство. И это уже создает неравные условия для нас. И делает невозможным применение моей идеи. Ибо часть произведенных мною возможностей без всяких на то оснований будет присваиваться другими людьми. Лишь потому, что они оказались бессовестнее и жаднее меня. Разве это такие качества, которые должны вознаграждаться в обществе? – Нет, это такие свойства, которые должны наказываться и искореняться. Ибо они ведут общество в могилу.
Следовательно, идея может быть применена только и только в таком трудовом коллективе, в котором все его члены находятся в ОДИНАКОВОМ, равном отношении к СП. А это возможно только в том случае, если последние являются или коллективной собственностью без выделения доли каждого в ней, или государственной собственностью.
По сути своей новая идея предназначена для ПОЛНОГО раскрытия тех возможностей, тех потенций, которыми обладает общественная собственность на СП. Советский социализм раскрыл только ничтожный мизер этих возможностей. В силу того, что использовалась несовершенная система распределения по труду. И мне становится жалко капитализм, когда я думаю о том, как он будет выглядеть на фоне социализма нового типа – социализма, использующего новый принцип распределения по труду – принцип самооплаты.
3. МОТИВИРОВКА МГИ
Как я уже неоднократно сообщал, моя главная идея возникла у меня спонтанно, интуитивно, без всяких сознательных усилий с моей стороны. Она возникла как догадка, пришедшая из глубин моей души. Она возникла как обыкновенное изобретательское предположение. Она возникла самопроизвольно. Я не ставил себе цель решить проблемы, которые поднимались в полемике «Кто чего стоит» на страницах «ЛГ». Мое решение было как соответ, сорешение. Я выдал свое решение потому, что другие пытались это сделать.
И уже потом, много после, я нашел и чисто логические мотивировки моей идеи. Логические основания для ее внедрения, ее логические оправдания. И о некоторых этих основаниях я уже упоминал.
Например, я уже показывал логическую связь факта собственности каждого члена общества на коллективные СП и то, что этой форме собственности противоречит НЕСАМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ члена социалистического общества. Разве может быть человек собственником, если он не определяет свое вознаграждение сам? Видели вы где-нибудь капиталиста, который бы не имел права сам себе определять вознаграждения за свой, так сказать, труд? И что такое собственность, вообще, без этого права если? Разве не это главное в любой собственности? Разве она сама по себе главное, а не то, что она дает?
Второй момент – это связь новой идеи с коммунизмом, с той целью, которое ставило себе советское общество. Я, к примеру, понимал всегда коммунизм как общество, в котором нет надсмотрщиков, которое составляют люди высокообразованные, высококультурные, люди, способные уверенно и твердо управлять собой.
И когда я видел советскую действительность, видел обжорство, пьянство, дикий вещизм, видел все это стяжательство, все эти уродливые обычаи, то я не мог себе представить, что такая действительность постепенно, как утверждали советские коммунисты, приведет нас к светлому будущему. Ведь каждый человек, не затуманенный марксистскими догмами, видел, что все далеко не так, что мы идем совершенно в другом направлении. Что построить таким способом коммунизм НЕВОЗМОЖНО.
Я думал обо всем этом, я мучился этим, и моя идея стала ответом на вопрос о том, КАКИМ ЖЕ образом мы можем перейти от статус-кво к желанному будущему, к строю, в который я верил всегда. И я пришел к выводу, что нужно поставить КАЖДОГО человека в такие условия, в которых бы полностью высветилось его настоящее нутро. Настоящее, а не лицемерно декларируемое. Пришел к мысли, что нужно его поставить в такие условия, которые бы с НЕОБХОДИМОСТЬЮ заставляли каждого думать, заставляли каждого заниматься самоанализом, самооценкой. Потому, что без этого нет ни саморазвития, ни самовоспитания. Нет воспитания личности. Нет ее развития.
Таким образом, идея заработного права является средством перехода от настоящего ко вполне определенному будущему. Она является средством воспитания людей, преобразования их в людей коммунистического типа.
Примечания: 1. Варианты см. по адресам: http://www.sovet14.narod.ru/NS/50/55PT.1V.htm и http://www.sovet14.narod.ru/NS/50/55PT.2V.htm 2. См. 53ПТ на ФМ или на моем сайте по адресу: http://www.sovet14.narod.ru/NS/50/53PT.htm 3. Название «МГИ» всегда не нравилось мне потому, что тут есть слово «моя», то есть, есть слишком большой напор на мою роль. А мне не хотелось бы, чтобы эта идея была только моей. Хочется, чтобы эта идея стала идеей каждого. Ведь она только возникла у меня, а отражает суть души каждого человека, суть устремлений любой личности 4. 14.07.2004 10:14. Вот, вспомнил еще два названия, которые употреблял: «идея самооценки, самоконтроля»