| От | С.Кара-Мурза | |
К | All | |
Дата | 14.03.2000 14:14:00 | |
Рубрики | Прочее; | |
20. Продолжим разговор о фильме С.Говорухина
Сергей Кара-Мурза
Винтовка рождает правду?
Моя критическая статья о фильме С.Говорухина "Ворошиловский стрелок" ("Завтра", № ) вызвала резкое и принципиальное неприятие. Были письма, статья в "Дуэли", упреки близких. В этом неприятии есть устоявшийся свод идей, я считаю их важными и ошибочными, поэтому хочу продолжить разговор.
Есть у моих критиков непонимание некоторых мест в статье, невнимательность, иногда несправедливая злоба ко мне лично. В чем-то принимаю вину на себя (плохо изложил свою мысль), остальное - в сторону. Я не диссертацию защищаю. Беру те мысли, что люди поняли правильно и выразили свой взгляд на них четко. Это - главное. Очень много людей, вроде бы согласных со мной в других вопросах, здесь резко разошлись. Они приняли сигнал Говорухина и посчитали его верным, и же считаю губительным. Сделаем еще виток рассуждений. Выражу мысли моих критиков, не оглупляя их, но доводя до полной ясности.
В следующем сообщении в этой нити конференции
помещщу краткое изложение содержания той статьи в "Завтра", которая вызвала полемику(как она изложена в моей книге "Манипуляция сознанием"). Тот кто читал эту статью, может сразу переходить к третьему сообщению, где я продолжаю разговор о фильме С.Говорухина и возникшей полемике.
Для тех кого затрудняет постраничное чтение в этой конференции, даю здесь последние абзацы статьи:
"Главный результат идеологической работы Говорухина и его сторонников - создание у наших терпящих социальное бедствие людей приятной иллюзии, что у них всегда есть простой и безотказный выход - индивидуальный террор. Это - утешение сродни вере в награду на небесах. То, что теперь называют "виртуальная реальность", а в психологии называли аутизм - подмену реалистичного мышления грезами. Раньше угнетенные люди придумывали себе легенды о благородных разбойниках, которые накажут "владельцев мерседеса-600".
У меня была статья "Революция или гибель". О том, что разрушение общества у нас зашло так далеко, что без революции из кризиса выйти уже невозможно. Мои критики ее, похоже, читали, но не желают о ней говорить, потому что я доказываю, что в современном обществе успешная революция может быть только ненасильственной, а потому более сложной. И такие успешные революции мы наблюдаем в мире - хотя бы палестинскую интифаду или общественные сдвиги в ЮАР. Но об этом и слышать не хотят, потому что ненасильственная революция - для "козлов", а не для героев. "Никакие передышки, примирения, пространственные или прочие уступки здесь невозможны", - пишет К.
В конце XIX века появились в России интеллигенты с горящими сердцами, которые решили жить "по Говорухину" - судить и карать нелюдей. Ответ был симметричным, и пошло-поехало. Возникла культура "справедливого" террора, который смогли утопить в его собственной крови лишь в 1937 г. Но даром он не прошел - на образе той крови вскормили перестройку, и опять с обеих сторон идут беззаветные герои раскрутить старое колесо. И ведь как все благородно звучит. Правда! Достоинство! Антисистема!
Скажут, что таких людей еще немного. А зачем их надо много? Дом и от одной спички загорается. А Говорухин даже в президенты выбирается. Худо-бедно, а несколько сот тысяч голосов наберет. Куда больше."