ОтМихаилОтветить на сообщение
КС.Кара-Мурза
Дата16.06.2000 17:04:00Найти в дереве
РубрикиПрочее;Версия для печати

о чем думал студент


В конце 80-х -- начале 90-х я был старшеклассником и студентом младших курсов. Крушение советского строя воспринял с энтузиазмом, который был омрачен последовавшими позже безобразиями. Тем не менее, я не считаю свою логику той поры фундаментально дефектной (хотя и несколько наивной). Вот примерно ход моих мыслей (думаю, что молодой рабочий мог думать так же).
1. Очевидный маразм.
Я воочию наблюдал неэффективность и незаинтересованность. На производстве я не работал, см. реальные истории с www.anekdot.ru, чтобы ощутить колорит. Вот мелочи из моей жизни, навскидку, имя им легион.
Тихий час в детском саду (который я люто ненавидел, так как днем спать не мог, а читать в тихий час не разрешали). Воспитательница настежь открывает фрамуги и уходит. Удивительное ощущение: мне на лоб из открытой форточки падает хлопьями первый снег. Результат предсказуем: на следующий день приходит только треть группы, я, как и большинство, лежу дома с температурой.
Ощущения сюра было уже тогда, в 5 лет (отсюда острота впечатления). Понимание, что воспитательнице на меня плевать, присутствовало изначально. В зрелом возрасте восстанавливается вся картина: перегруженной воспиталке очевидно выгодно (по крайней мере, ничем не грозит) выморозить полгруппы и следующую неделю поработать относительно спокойно.
Тот же детский сад, покрытые льдом ступеньки лестницы и замерзшая лужа перед входной дверью. Во льду заметные вкрапления крови: множество детских носов его обильно орошили. Падение кого-нибудь не носом, а затылком, с сотрясением мозга или чем-то вроде, -- вопрос времени. Мама несколько раз при мне обсуждает вопрос с воспитательницей, результат нулевой. В конце концов мама за свои кровные 5 руб. нанимает соседа, который за полчаса ломом скалывает лед.
Поздний анализ: работнику госучреждения очевидно наплевать на детей и их родителей, и система ничего с этим сделать не может (спасибо тем, кто,
благодаря личной порядочности и доброте, делал жизнь сносной).
Школа, игра "Зарница". Меня заставляют маршировать, когда дома лежит недочитанный "Айвенго". Учится маршировать человек 200, полезным это занятие считает один военрук.
Школа, уроки труда. Мы делаем молотки: обстругиваем рукоятки тупым неотрегулированным рубанком, потом ножовкой по металлу вырезаем из бруска голоку молотка. Обтачиваем ее напильником до одурения (хотя в том же классе стоят станки, на которых это можно сделать за минуту). И вот, момент истины: пытаемся новым молотком забить первый гвоздь. От шляпки гвоздя в молотке образуется ямка -- металл слишком мягкий. Идиотизм всего проекта понимают все, ученики, родители и учитель труда. Все пассивно соучаствуют.
Старшие классы, производственная практика. На художественном комбинате нас учат инкрустировать по дереву, занятие, требующее, по-хорошему, глаза художника и руки скульптора. Никто из нашего класса не силен ни в том, ни в другом, и не имеет ни малейшего желания становиться инкрустатором. Наш учитель это прекрасно понимает, и требует посещаемости и тишины. Недоделанная работа лежит на столе, народ откровенно бездельничает, учитель ставит в журнал четверки и тройки. Все участники "учебного процесса" понимают, что никому этот
процесс нахер не нужен, но досточно хорошо понимают советскую систему, чтобы не протестовать и не создавать друг другу неудобств.
Ладно, хватит примеров, про универ не буду. Уверен, что любой из читателей может вывалить таких миллион, будь то в области образования, производства, армейской службы или охраны порядка. РЕЗЮМЕ: каждый из нас наблюдал и лично участовал в неэффективной, идиотской деятельности. Она была как на производстве, так и в быту (те же очереди, попытки что-то поесть в центре города в обеденное время, "охота" за одеждой, которую можно носить и книжками, которые можно читать). Идиотизм таких ситуаций был зачастую очевиден всем участникам, и был для многих оскорбителен.
2. Дефицит и низкое качество
Преобладание в быту товаров очевидно низкого качества. Вспомните, сколько вы чинили свой москвич. У вас была хорошо работающая электрокофеварка? Помните энтузиазм, когда удалось раздобыть электрокофемолку и миксер? Можете назвать хоть один приличный кассетный магнитофон советского производства (первого класса по советским стандартам)? Он у вас был?
Дело совсем не в том, что вам он был нужен позарез, и вы не могли прожить с вашей "Весной". Налицо была систематическая неспособность системы производить качественные потребительские товары (даже без сравнения с зарубежными аналогами). Хамство и убогость сервиса -- просто притча во языцех.
Эти вещи раздражали меня не только сами по себе, они демонстрировали неспособность страны решать каждодневные бытовые задачи. Я не понимал, почему я (и моя страна) должны ходить в сиротских болоньевых курточках и уродских тяжеленных пальто с воротником из искусственного меха. В этом было что-то оскорбительное, и создавало комплекс государственной неполноценности.
3. Патернализм.
В куче форм и проявлений, от синхронного вранья всей прессы ("... и примкнувший к ним Шепилов", одна тассовка во всех газетах) до персонального хамства долдона-начальника. Патернализм особенно раздражал при первых двух составляющих: очевидного маразма и дефицитов. "Отцы нации" явно утратили моральное право руководить, и вид политбюро по телевизору наглядно показывал, откуда маразм растет. Забывшие могут попробовать раздобыть записи речей Брежнева или Черненко, и взглянуть на них с медицинской точки зрения. Консервативного идиота можно было встретить на любом уровне руководства (вспомните директора вашего завода, института, не говоря уж про председателя парткома). При этом карьерный рост (или любая инициатива) зависела от этих шишек, и требовала активной демонстрации лояльности.
ВЫВОДЫ:
1) Каждый рабочий на своем рабочем месте и в быту наблюдал лично примеры расточительства, неэффективности и наплевательского отношения. Он сам часто в этих процессах участвовал (по лени или по принуждению), от чего испытывал чувство вины или обиды соответственно.
2) Результаты в производства повседневных товаров и услуг были весьма скромны. У рабочего были основания предполагать, что 1) имеет к этому непосредственное отношение.
3) Патерналистское государство брало на себя полную ответственность за 1) и 2), не признавая наличия фундаментальной проблемы и не производя заметных эффективных действий для ее решения. Персональный состав руководства всех уровней не оставлял надежд на улучшение качества управления.
4) Конечно, буржуазная реклама сделала свое дело, западное общество представлялось сплошной идиллией. Разоблачениям советской прессы никто не верил, так как она регулярно тенденциозно и однобоко освещала хорошо знакомую жизнь в СССР.
[Про страны Западной Европы сегодня могу с уверенностью сказать, что там стандарт потребления живущего на пособие по безработице (не говоря про занятого хотя бы на полставки) существенно выше, чем у рабочего в СССР (а тем более инженера на 120 руб.). Так что вывод о том, что развитая буржуйская экономика дает _своему_ рабочему больше "колбасы", верен.]
Из этого я сделал вывод о принципиальной порочности системы, существовавшей в СССР в течение всей моей сознательной жизни. Вывод, думаю, правильный. Другое дело, что то, что последовало, оказалось не лучшим, и мало похожим на зарубежные образцы (я регулярно бываю и в России, и в Западной Европе, могу предметно сравнивать). Никто не представлял себе с какой-либо степенью детальности переходного процесса. Мало кто пытался предсказать, где лежат грабли, и как их было избежать. Простая логическая модель свободного рынка так заполонила умы, что никто (я, по крайней мере) не пытался себе предметно представить, как конкретно колхоз "Знамя Ильича" станет передовой фермой, и что для этого должно произойти с пожилыми колхозниками и жуликоватым председателем...