| От | Георгий | |
К | All | |
Дата | 15.07.2000 10:10:00 | |
Рубрики | Прочее; | |
68. Насчет того, о чем думали рабочие.
Вот цитата из последней "Правды":
О. Шеин, депутат Государственной Думы
Рабовладельческий КЗоТ
В феврале 2000 года исполняющий обязанности Президента РФ В. Путин наложил резолюцию на докладе вице-премьера В. Матвиенко: "Необходимо ускорить принятие нового Трудового кодекса". Ранее ликвидировать действующий КзоТ и заменить его но-вым пытались кабинеты Черномырдина и Кириенко. Причем требования провести та-кую реформу выдвигают отнюдь не профсоюзы и трудовые коллективы, а директора, которым мешают творить произвол прогрессивное трудовое законодательство и орга-низации рабочих. Более того, это является одним из основных требований Междуна-родного валютного фонда. В августе 1998 г. премьер С. Кириенко в обязательствах перед МВФ гарантировал, что "правительство внесет новый проект КзоТа, который приве-дет законы о труде в соответствии с требованиями рыночной экономики".
Что это за требования?
Главная задача нового Трудового кодекса — уничтожение под корень организаций наемных работников, профсоюзов. Об этом предельно ясно говорится в пояснительной за-писке к проекту: "Введение или сохранение обязательного согласования с профсоюзами большинства управленческих решений не может быть признано целесообразным. В проекте предлагается возложить на работодателя безусловную обязанность консультироваться с представительным органом работников и по возможности учитывать его мнение (а можно и не учитывать — О. Ш.), но при этом право принятия окончательного решения остается за ра-ботодателем".
Что это означает? С профсоюзами уже не будут согласовываться процессы увольнения, премирования, графики сменности, очередности отпусков, снижение зарплаты и изменение тарифов, пересмотр норм труда. В целом из почти 20 статей КзоТа, расшифровывающих пра-ва профсоюзов, остается лишь 4. Профсоюз теряет права на предоставление ему помещения, средств связи, проверку правильности расчетов по зарплате. Исключается ст. 227 КзоТа, пре-доставляющая работникам право участвовать в управлении предприятием. Полностью ис-ключается глава о трудовых коллективах, согласно которой приватизация государственных и муниципальных предприятий, внесение изменений в их уставы, выделение из них структур-ных подразделений разрешается лишь при согласии коллектива.
Более того, ст. 46 проекта впервые за всю историю трудового законодательства России предоставляет право штрафовать профсоюзы за непредоставление информации работодате-лю. Запросила, например, дирекция списки всех членов профсоюза, чтобы, как это часто во-дится, вызывать их поодиночке и угрожать административными преследованиями, — проф-ком обязан дать ей эти сведения, иначе он будет оштрафован.
Фактически профсоюзу оставляют лишь одно право — осматривать рабочие места и писать жалобы. Самое главное, что исключается ст. 235 КзоТа, которая сегодня обязывает администрацию согласовывать увольнения, перевод и взыскания в отношении членов выбор-ных профсоюзных органов. Теперь директора получат право в течение суток под вымышлен-ными предлогами выставить "по закону" на улицу весь состав профсоюзного комитета, а за-одно и активистов.
Теперь об условиях найма и увольнения. Ст. 55 проекта позволяет заключать т. наз. срочные контракты практически с любым работником и бесконечно продлевать контракты, постоянно держа работников "на крючке". Контрактников, как известно, увольняют, по исте-чении срока контракта. Если по достижении такого срока увольнения не происходит, кон-тракт продлевается на прежних условиях. По действующему КзоТу по истечении срочного контракта при продолжении работы работник переходит на бессрочный договор. Правитель-ство намеревается позволить работодателю заключать бесконечные срочные контракты, про-длевая их каждый раз на 2-3 месяца, чтобы люди чувствовали себя в постоянной зависимо-сти. (Если кто-то думает, что уж по крайней мере в течение контракта его не уволят, то зря: работника в соответствии с проектом уволить могут и не дожидаясь окончания контракта — Б. Г.).
Предусматривается увольнение за разглашение "коммерческой тайны", которую каж-дый работодатель устанавливает самостоятельно. "Коммерческой тайной" могут быть, на-пример, названы условия трудовых договоров, распределение прибыли, размер зарплаты ра-ботников и начальников (ст. 76).
Указывается, что хозяин может уволить человека "в случае наступления чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению трудовых отношений". Под этим работодатель может подразумевать и изменение процентной ставки Центробанка, и дефолт, и финансовые трудности фирмы (ст. 77). Фактически такая запись означает полный произвол администра-ции и возможность в любой момент вышвырнуть на улицу любого человека, проявившего недовольство условиями труда.
Расширяется материальная ответственность работника перед хозяином. Полная имущественная ответственность, т .е. обязанность возместить весь причиненный ущерб и во-обще остаться без зарплаты на несколько месяцев без зарплаты на несколько месяцев или лет применяется за "административный проступок" (например, несанкционированную забастовку или блокировку) и "разглашение коммерческой тайны" (скажем, разглашение незаконных махинаций администрации) (ст. 215). Разумеется, договоры о полной имущественной ответ-ственности отдельных работников и целых коллективов уже не согласовываются с профсою-зом, как требует законодательство сегодня (ст. 216). Размер "ущерба" директор вправе взять с потолка — прямо указывается, что "фактически ущерб может превышать его номинальный размер" (ст. 218). Никаких ограничений удержания из заработной платы уже нет, т. е. адми-нистрация будет вправе полностью лишить работника не только зарплаты (сегодня — 20%, в исключительных случаях — 50%), но и выходного пособия, компенсации за неиспользован-ный отпуск, детских пособий и пр.
Разрешается широкомасштабное использование женского труда в ночных сменах, на-правление в командировки женщин с малолетними детьми (ст. 246). Оплачиваемый отпуск по уходу за новорожденным ребенком сокращается с 3 лет до полутора (ст. 243). Беременных женщин, подростков и женщин с малолетними детьми разрешается привлекать к работе в ночное время (ст. 96).
Полностью лишаются всех законных прав работники, нанимаемые "физическими лица-ми", т. е. отдельными предпринимателями. Контракты с ними могут предусматривать любые условия, которые выставляет хозяин, без всяких ограничений (ст. 271—277).
Целый раздел проекта Трудового кодекса посвящен праву директората создавать банки данных в отношении своих работников, включая сведения об их частной жизни, по-литических взглядах и профсоюзной деятельности (ст. 80 — разумеется, с оговоркой, что это допускается лишь в рамках "федерального законодательства"). Мы имеем дело с классиче-скими черными списками, востребуемыми для расправы с неугодными работниками, чтобы бунтарям был закрыт доступ в любые организации и фирмы.
Значительно расширяется право хозяев отстранять работников от работы. Если сегодня оно применяется только при нахождении в состоянии алкогольного опьянения на срок не бо-лее суток, то предлагается расширить этот перечень, в том числе и за "разглашение коммер-ческой тайны", и сделать это безвременным (ст. 90).
Рабочий день. Сегодня сверхурочные разрешаются лишь в исключительных случаях типа стихийного бедствия и серьезных аварий и к ним запрещено привлекать женщин с деть-ми, подростков, вечерников и тяжелобольных. Правительство предлагает "с согласия работ-ника" предоставить администрациям предприятий право хоть ежедневно отправлять людей на сверхурочные работы, притом без всяких исключений.
В новом Трудовом кодексе предусматривается, что "при согласии работника" зарплату можно снижать без всяких "изменений организации труда" (ст. 135). Если мы вспомним, в какие условия ставят работника, как хозяину дозволяют в любой момент вышвырнуть чело-века на улицу и включить его в черные списки бунтарей, то вряд ли найдется много людей, которые откажутся "добровольно" снизить себе зарплату по "предложению" начальника.
Но всего этого разработчикам нового КзоТа показалось мало. Идет речь уже о ли-квидации основного, главного завоевания рабочего класса России — предлагается лик-видировать 8-часовой рабочий день и 40-часовую рабочую неделю: "По заявлению ра-ботника работодатель вправе разрешить ему работу за пределами нормальной продол-жительности рабочего времени", а именно: до 12 часов в день и 56 часов — в неделю (ст. 98).
Мы знаем, что означают слова "по заявлению работника" в условиях разгрома проф-союзов и свободы увольнений.
Если сегодня мы не прибегнем к самому решительному и жесткому сопротивлению надвигающейся диктатуре, а речь идет именно о диктатуре и установлении абсолютно рабо-владельческих отношений между хозяевами и работниками, то завтра будет уже поздно.
("Правда", 14—17 июля 2000 г.)