Столичные депутаты и исследователи имиджа провели "круглый стол", выясняя, какой он - имидж современной Москвы. Выяснили: столица выглядит не лучше постаревшей кустодиевской купчихи - богата, самодовольна и ленится прилагать даже малейшие усилия для поддержания формы. В итоге город, который должен быть лицом страны, выглядит несколько диковатым для рафинированных европейцев и слишком вызывающим для простоватых провинциальных россиян. Собравшиеся так и не решили, что с этим печальным фактом делать, обвинив во всех бедах, как водится, телевидение и прессу.
Под рокот кинопроектора полтора десятка солидных профессоров созданной год назад Академии имиджелогии серьезно обсуждали образ столицы. Как выяснилось, имидж города надо кардинально менять: иностранцы боятся бандитов и дороговизны, а у отечественных студентов при слове "Москва" возникает лишь одна ассоциация - старый богатый греховодник. И это в то время, когда Санкт-Петербург вовсю позиционирует себя как "культурный центр", Нижний Новгород претендует на звание "кармана России", а провинциальный Ржев борется за звание "первого города на Волге".
- Москве надо повернуться лицом к людям, - задал тему дискуссии профессор, доктор экономических наук Александр Панкрухин. - Для примера можно сравнить виртуальные "лица" Москвы и Нью-Йорка. На сайте Москвы первая ссылка: герб, флаг, гимн столицы. Вторая - телефоны и документы. На американском сайте все для потребителя: первая кнопка - жителям (куда сходить, как заплатить и т.д.); вторая - бизнесменам (как начать дело и т.д.). Третья - гостям (как добраться до нужного места и т.д.).
В реальной жизни простого россиянина из Рязани или Саратова на столичных вокзалах встречает срамота. Александр Панкрухин включает проектор, на экране появляется реклама красного пылесоса с надписью "сосу за копейки".
- Москва - это сплошной урбоцид (неологизм, образованный от слов "урбанизация" и "суицид". - "Известия"), - после демонстрации фильма заметил сотрудник Института культурного и природного наследия Юрий Вешнинский. - Столица перестает быть узнаваемой, а это губительно для имиджа. В городе не осталось мест, где можно было бы снимать кино о чеховских временах. Новая архитектура напоминает то, что в годы моей юности называлось стилем сталинского репрессионизма. А это, между прочим, говорит и об общечеловеческих приоритетах властей.
Под стать депрессивным архитектурным новоделам и сами москвичи.
- Лица кругом грустные, серые и пугливые, - переживает доктор психологических наук Николай Симонович. - А где улыбки? И откуда им взяться, если по Тверской на 12-м троллейбусе приходится ездить вместе с асоциальными москвичами, которые спешат в построенный для них рядом с мэрией приют?
- Лица веселыми указом не сделаешь, - грустно заметил кто-то из зала.
Все присутствующие фактически признали, что столичные власти своей политикой формируют существующий имидж, но критиковать сильных мира сего не решились.
- Москва, показываемая в СМИ, не отвечает интересам общества, - прервал неловкую паузу заведующий кафедрой информационной политики Российской академии госслужбы при президенте РФ Владимир Попов. - Москву подают как мегаполис для миллионеров, но никто не говорит, что она - город пенсионеров или бедных. Мы говорим о терроризме, а надо говорить о существующих программах его предотвращения. В прессе наконец-то должна появиться гуманистическая нотка.
Выход из сложившейся ситуации все восприняли с облегчением - до конца заседания обсуждалась только работа "недобросовестных" СМИ.
- Работа над имиджем не требует больших капиталовложений, - уже после мероприятия признался "Известиям" Александр Панкрухин. - Восемнадцатитысячному американскому городку Кэнтон удалось прославиться благодаря фестивалю воздушных шаров. Теперь весь мир знает, что Кэнтон - это город веселых воздухоплавателей. А придумали и раскрутили фестиваль четыре чиновника.
Пока же Москве придется довольствоваться Масленицей и Днем города. По мнению депутата Татьяны Портновой, говорить о серьезных капиталовложениях в имидж-кампанию не стоит. По результатам вчерашнего заседания будет издана брошюра, которую отправят в столичное правительство.
Патриотичнее москвичей лишь ньюйоркцы
Социологический опрос "Душа города", проведенный в конце сентября компанией "Мониторинг.ру" совместно с американской The Gallup Organization, показал: 35% москвичей считают, что Москва - самый лучший город для жизни. Еще 41% респондентов абсолютно этим городом удовлетворены; сильнее москвичей довольны своим городом лишь ньюйоркцы - 57%. В Праге таких удовлетворенных лишь 27%, в Будапеште - 18%, зато в Багдаде - 26%.
Правда, почему москвичи так довольны Москвой, не совсем понятно. Разгадка кроется скорее в сфере психологии, нежели в области городского хозяйства. Количество удовлетворенных Москвой "вообще" не очень-то коррелирует с количеством тех, кто доволен разными аспектами городской жизни. Скажем, только 27% считают, что Москва - достойное место для воспитания детей (правда, среди жителей других городов еще меньше этой уверенности: 8% в Будапеште, 9% - в Праге, 11% - в Варшаве, 21% - в Нью-Йорке). О московской медицине граждане также отзываются весьма прохладно. Только 13% абсолютно удовлетворены лечением, полученным во время последнего обращения к медикам (в других восточноевропейских столицах - от 26 до 54%, в Нью-Йорке - 52%).
Еще один показатель, характеризующий жизнь в мегаполисе, - чувство безопасности. Москвичей оно посещает не слишком часто. Скажем, городская милиция, призванная "взращивать" и обеспечивать это чувство, гражданам не очень нравится. Только 16% жителей столицы остались довольны ее действиями при своем последнем к ней обращении. Очень похожая ситуация в Багдаде (18%), Бухаресте (16%) и Варшаве (14%). В других городах - от 29% (Прага) до 46% (маленький американский город Омаха).
"Может, что-то в архитектуре подправить?"
Мария АРБАТОВА, писатель:
- Говоря об имидже Москвы, сразу хочется сказать об испорченном центре. По нему сейчас страшно пройти - сгоревший Манеж, разобранный Интурист, гостиница "Москва", окутанная строительными лесами и рекламами... Как поется в известной песне - "Вся Москва разрушена, осталось только Тушино". По энергетике Москва больше всего похожа на Берлин. Но там дорожат любым куском истории, а в нашей ситуации все испорчено и уничтожено. Кроме того, те лекала Церетели, что рассыпаны по столице, приводят меня в ужас. Даже если скульптурная композиция принадлежит руке другого мастера, то она все равно выполнена в его стилистике, дабы понравиться городским властям. Может, что-то в архитектуре подправить?
Зураб ЦЕРЕТЕЛИ, скульптор:
- Москва очень грамотно развивается, впрочем, как и ее имидж. Здесь любой человек чувствует себя как дома. Ни одна мировая столица не развивается такими темпами, как Москва. И что самое главное, в Москве воссоздается духовность. Это в первую очередь храм Христа Спасителя. Единственный минус - это терроризм, с которым нужно бороться. А то, что журналисты освещают проблемы столицы, это не так уж плохо. Сальвадор Дали как-то сказал мне, что очень опечален отсутствием критики, ему казалось, что его забыли... Так что пусть лучше критикуют, нежели забудут о существовании.
Валерия НОВОДВОРСКАЯ, политик:
- Имидж?! Москва - это город, управляемый мэром, у которого самые антигражданские методы. Город, который не готов, как в средние века, пускать кого-либо на свою территорию. В основном это касается отношения городских властей к "брюнетам", особенно бесчеловечно у нас обращаются с азербайджанцами. Москва - отвратительный с точки зрения архитектуры мегаполис, на него даже смотреть не хочется. Это бездушный и холодный город, такой же, каким он был раньше. Подобное отношение властей к своему детищу не доведет этот город до добра. "Третий Рим" неизбежно рухнет, так же как пали два его предшественника.
Анастасия ВЕРТИНСКАЯ, актриса:
- За последние годы имидж Москвы кардинально изменился, и, увы, не в лучшую сторону. Улицы заполняют старые разваливающиеся особняки, за которыми никто не ухаживает. В то время как сносятся высокие старинные здания, на месте которых появляются чуждые городу новостройки. Москва становится похожа на "незнайкинский городок" - с разноцветным оформлением фасадов, своим цветом скорее напоминающих нижнее белье, чем архитектурное сооружение. Для такого города, как Москва, основной цвет - серый, он должен показывать ее важность и чин. А тут сплошная радуга...
Александр ЛЕБЕДЕВ, депутат Госдумы:
- До 2000 года Москва менялась очень динамично. В этом была заслуга и москвичей, и городских властей. А в последние четыре года ничего не улучшается, даже наоборот. В столице появилось больше машин, а город к такому количеству автомобилей, увы, не приспособлен. К тому же есть большие проблемы и с архитектурным обликом города. В Париже или Вене городским властям не приходит в голову строить в центре ультрасовременные здания. В Европе заботятся об архитектурном единстве центра мегаполиса, а у нас просто хотят заработать денег. Это что, функция городских властей?! Естественно, все это сказывается на имидже столицы, который с каждым годом падает все ниже.