ОтГеоргийОтветить на сообщение
КАдминистрация (Дмитрий Кропотов)Ответить по почте
Дата11.04.2004 11:09:47Найти в дереве
РубрикиТексты;Версия для печати

"Москва - не женщина, а старый богатый греховодник" (*+)




"МОСКВА - НЕ ЖЕНЩИНА, ЭТО СТАРЫЙ БОГАТЫЙ ГРЕХОВОДНИК"

[ 20:25 09.04.04 ]



http://www.izvestia.ru/capital/article53070

Столичные депутаты и исследователи имиджа провели "круглый стол", выясняя, какой он - имидж современной Москвы. Выяснили: столица
выглядит не лучше постаревшей кустодиевской купчихи - богата, самодовольна и ленится прилагать даже малейшие усилия для поддержания
формы. В итоге город, который должен быть лицом страны, выглядит несколько диковатым для рафинированных европейцев и слишком
вызывающим для простоватых провинциальных россиян. Собравшиеся так и не решили, что с этим печальным фактом делать, обвинив во всех
бедах, как водится, телевидение и прессу.

Под рокот кинопроектора полтора десятка солидных профессоров созданной год назад Академии имиджелогии серьезно обсуждали образ
столицы. Как выяснилось, имидж города надо кардинально менять: иностранцы боятся бандитов и дороговизны, а у отечественных студентов
при слове "Москва" возникает лишь одна ассоциация - старый богатый греховодник. И это в то время, когда Санкт-Петербург вовсю
позиционирует себя как "культурный центр", Нижний Новгород претендует на звание "кармана России", а провинциальный Ржев борется за
звание "первого города на Волге".

- Москве надо повернуться лицом к людям, - задал тему дискуссии профессор, доктор экономических наук Александр Панкрухин. - Для
примера можно сравнить виртуальные "лица" Москвы и Нью-Йорка. На сайте Москвы первая ссылка: герб, флаг, гимн столицы. Вторая -
телефоны и документы. На американском сайте все для потребителя: первая кнопка - жителям (куда сходить, как заплатить и т.д.);
вторая - бизнесменам (как начать дело и т.д.). Третья - гостям (как добраться до нужного места и т.д.).

В реальной жизни простого россиянина из Рязани или Саратова на столичных вокзалах встречает срамота. Александр Панкрухин включает
проектор, на экране появляется реклама красного пылесоса с надписью "сосу за копейки".

- Москва - это сплошной урбоцид (неологизм, образованный от слов "урбанизация" и "суицид". - "Известия"), - после демонстрации
фильма заметил сотрудник Института культурного и природного наследия Юрий Вешнинский. - Столица перестает быть узнаваемой, а это
губительно для имиджа. В городе не осталось мест, где можно было бы снимать кино о чеховских временах. Новая архитектура напоминает
то, что в годы моей юности называлось стилем сталинского репрессионизма. А это, между прочим, говорит и об общечеловеческих
приоритетах властей.

Под стать депрессивным архитектурным новоделам и сами москвичи.

- Лица кругом грустные, серые и пугливые, - переживает доктор психологических наук Николай Симонович. - А где улыбки? И откуда им
взяться, если по Тверской на 12-м троллейбусе приходится ездить вместе с асоциальными москвичами, которые спешат в построенный для
них рядом с мэрией приют?

- Лица веселыми указом не сделаешь, - грустно заметил кто-то из зала.

Все присутствующие фактически признали, что столичные власти своей политикой формируют существующий имидж, но критиковать сильных
мира сего не решились.

- Москва, показываемая в СМИ, не отвечает интересам общества, - прервал неловкую паузу заведующий кафедрой информационной политики
Российской академии госслужбы при президенте РФ Владимир Попов. - Москву подают как мегаполис для миллионеров, но никто не говорит,
что она - город пенсионеров или бедных. Мы говорим о терроризме, а надо говорить о существующих программах его предотвращения. В
прессе наконец-то должна появиться гуманистическая нотка.

Выход из сложившейся ситуации все восприняли с облегчением - до конца заседания обсуждалась только работа "недобросовестных" СМИ.

- Работа над имиджем не требует больших капиталовложений, - уже после мероприятия признался "Известиям" Александр Панкрухин. -
Восемнадцатитысячному американскому городку Кэнтон удалось прославиться благодаря фестивалю воздушных шаров. Теперь весь мир знает,
что Кэнтон - это город веселых воздухоплавателей. А придумали и раскрутили фестиваль четыре чиновника.

Пока же Москве придется довольствоваться Масленицей и Днем города. По мнению депутата Татьяны Портновой, говорить о серьезных
капиталовложениях в имидж-кампанию не стоит. По результатам вчерашнего заседания будет издана брошюра, которую отправят в столичное
правительство.


Патриотичнее москвичей лишь ньюйоркцы

Социологический опрос "Душа города", проведенный в конце сентября компанией "Мониторинг.ру" совместно с американской The Gallup
Organization, показал: 35% москвичей считают, что Москва - самый лучший город для жизни. Еще 41% респондентов абсолютно этим городом
удовлетворены; сильнее москвичей довольны своим городом лишь ньюйоркцы - 57%. В Праге таких удовлетворенных лишь 27%, в Будапеште -
18%, зато в Багдаде - 26%.

Правда, почему москвичи так довольны Москвой, не совсем понятно. Разгадка кроется скорее в сфере психологии, нежели в области
городского хозяйства. Количество удовлетворенных Москвой "вообще" не очень-то коррелирует с количеством тех, кто доволен разными
аспектами городской жизни. Скажем, только 27% считают, что Москва - достойное место для воспитания детей (правда, среди жителей
других городов еще меньше этой уверенности: 8% в Будапеште, 9% - в Праге, 11% - в Варшаве, 21% - в Нью-Йорке). О московской медицине
граждане также отзываются весьма прохладно. Только 13% абсолютно удовлетворены лечением, полученным во время последнего обращения к
медикам (в других восточноевропейских столицах - от 26 до 54%, в Нью-Йорке - 52%).

Еще один показатель, характеризующий жизнь в мегаполисе, - чувство безопасности. Москвичей оно посещает не слишком часто. Скажем,
городская милиция, призванная "взращивать" и обеспечивать это чувство, гражданам не очень нравится. Только 16% жителей столицы
остались довольны ее действиями при своем последнем к ней обращении. Очень похожая ситуация в Багдаде (18%), Бухаресте (16%) и
Варшаве (14%). В других городах - от 29% (Прага) до 46% (маленький американский город Омаха).


"Может, что-то в архитектуре подправить?"

Мария АРБАТОВА, писатель:

- Говоря об имидже Москвы, сразу хочется сказать об испорченном центре. По нему сейчас страшно пройти - сгоревший Манеж, разобранный
Интурист, гостиница "Москва", окутанная строительными лесами и рекламами... Как поется в известной песне - "Вся Москва разрушена,
осталось только Тушино". По энергетике Москва больше всего похожа на Берлин. Но там дорожат любым куском истории, а в нашей ситуации
все испорчено и уничтожено. Кроме того, те лекала Церетели, что рассыпаны по столице, приводят меня в ужас. Даже если скульптурная
композиция принадлежит руке другого мастера, то она все равно выполнена в его стилистике, дабы понравиться городским властям. Может,
что-то в архитектуре подправить?

Зураб ЦЕРЕТЕЛИ, скульптор:

- Москва очень грамотно развивается, впрочем, как и ее имидж. Здесь любой человек чувствует себя как дома. Ни одна мировая столица
не развивается такими темпами, как Москва. И что самое главное, в Москве воссоздается духовность. Это в первую очередь храм Христа
Спасителя. Единственный минус - это терроризм, с которым нужно бороться. А то, что журналисты освещают проблемы столицы, это не так
уж плохо. Сальвадор Дали как-то сказал мне, что очень опечален отсутствием критики, ему казалось, что его забыли... Так что пусть
лучше критикуют, нежели забудут о существовании.

Валерия НОВОДВОРСКАЯ, политик:

- Имидж?! Москва - это город, управляемый мэром, у которого самые антигражданские методы. Город, который не готов, как в средние
века, пускать кого-либо на свою территорию. В основном это касается отношения городских властей к "брюнетам", особенно бесчеловечно
у нас обращаются с азербайджанцами. Москва - отвратительный с точки зрения архитектуры мегаполис, на него даже смотреть не хочется.
Это бездушный и холодный город, такой же, каким он был раньше. Подобное отношение властей к своему детищу не доведет этот город до
добра. "Третий Рим" неизбежно рухнет, так же как пали два его предшественника.

Анастасия ВЕРТИНСКАЯ, актриса:

- За последние годы имидж Москвы кардинально изменился, и, увы, не в лучшую сторону. Улицы заполняют старые разваливающиеся
особняки, за которыми никто не ухаживает. В то время как сносятся высокие старинные здания, на месте которых появляются чуждые
городу новостройки. Москва становится похожа на "незнайкинский городок" - с разноцветным оформлением фасадов, своим цветом скорее
напоминающих нижнее белье, чем архитектурное сооружение. Для такого города, как Москва, основной цвет - серый, он должен показывать
ее важность и чин. А тут сплошная радуга...

Александр ЛЕБЕДЕВ, депутат Госдумы:

- До 2000 года Москва менялась очень динамично. В этом была заслуга и москвичей, и городских властей. А в последние четыре года
ничего не улучшается, даже наоборот. В столице появилось больше машин, а город к такому количеству автомобилей, увы, не
приспособлен. К тому же есть большие проблемы и с архитектурным обликом города. В Париже или Вене городским властям не приходит в
голову строить в центре ультрасовременные здания. В Европе заботятся об архитектурном единстве центра мегаполиса, а у нас просто
хотят заработать денег. Это что, функция городских властей?! Естественно, все это сказывается на имидже столицы, который с каждым
годом падает все ниже.



Богдан СТЕПОВОЙ