ОтГеоргийОтветить на сообщение
КГеоргийОтветить по почте
Дата13.07.2004 22:26:11Найти в дереве
РубрикиТексты;Версия для печати

Почему сегодняшние школьники не умеют играть (*+)


http://www.ug.ru/?action=topic&toid=5390&i_id=64

Раз, два, три, четыре, пять. Я иду искать!

Подчинение правилам может доставлять ребенку огромное наслаждение

Мы продолжаем разговор с психологом Еленой СМИРНОВОЙ. Начало читайте в <?Учительской газете> ? 22 от 1 июня 2004 года.



- Вы повторили эксперимент Зинаиды Мануйленко, какие результаты теперь? - Мы в точности воспроизвели эксперимент с современными
детьми. Правда, заменили роль часового, поскольку такие игры совсем непопулярны среди наших дошкольников. Мы предложили мальчикам
стать охранниками, охранять банк от рэкетиров.

- Они понимали правила этой игры?!

- Конечно. У них сейчас игры такие...
Мы сравнили свои результаты с 1949 годом: дети почти в два раза меньше времени могут простоять без движения во всех возрастах и во
всех ситуациях, слабее могут управлять собой. А это очень серьезно.
Но главное в том, что разрыв в поведении в игре и вне игры, прежде характерный для пятилеток и исчезавший к шести-семи годам, теперь
не исчезает. То есть и в шесть лет ребенок может управлять собой - например, стоять на месте, долго сохранять одну и ту же позу -
только в игре. Вне игры ему по-прежнему трудно это делать.

- Почему?
- Современные дети не доигрывают. И родители, и воспитатели, не считая игру ценностью, очень рано начинают учить детей, учить за
партой. На игру остается 15-20 минут в день, и то они не играют, потому что не умеют.

Логика освоения той же произвольности - в постепенном сворачивании сюжетной линии, в переходе от внешнего действия к внутреннему,
что способствует возникновению представлений, фантазий, воображения, решению проблем в уме. Дети шести лет, например, могут играть,
вообще ничего не делая, только представляя себе, что надо делать. Когда они планируют игру, они долго договариваются, кто что будет
делать, кто куда пойдет, - и все, когда все это проговорено, играть уже неинтересно. Но этому должны предшествовать часы и часы
самозабвенной игры, нужна <?наигранность>.
И играют теперь иначе. Современные дети очень мало играют во взрослых. Прежде в игре они воспроизводили поведение родителей,
домашнюю обстановку. Например, игра в дочки-матери могла выглядеть совершенно по-разному: одна <?мать> стоит у плиты и стирает,
другая - сидит перед зеркалом и красится, третья девочка сажает куклу, читает и учит ее... И сразу понятно, что у ребенка происходит
в семье и какие у него отношения с мамой.

- Но про рэкетиров они знают...
- Это знания, почерпнутые в основном из телевизора. Сюжеты современной детской игры заимствуются из фильмов сейчас гораздо чаще, чем
из реальной жизни близких взрослых. Они играют в <?Санта-Барбару>, в Марию, Хосе-Игнасио, в <?Титаник>, в потерянных детей и найденных
отцов, в половые отношения - да-да, буквально. Вообще сюжеты <?мыльных опер> очень хороши для детских игр: они просты, там сразу
ясно, кто плохой и кто хороший, - вот это и становится сюжетом детских игр.
- С какого возраста?
- Да с любого.
- С пяти лет?
- Да это уж точно, в пять лет они играют уже вовсю: ты будешь Мария, ты - Игнасио, ты - Маркела.

Такая вот форма вхождения в общество - только совершенно непонятно, в какое общество они входят через эти мексиканские страсти.
Социологическое исследование, проведенное под руководством доктора психологических наук, члена-корреспондента РАО Владимира Собкина,
показало, что дети четырех-шести лет больше всего играют в подвижные игры с правилами (они обычно появляются после ролевых игр):
прятки, салочки, кошки-мышки. Раньше их набор был богаче.
Среди ролевых игр, занявших второе место, вперед у девочек вышли традиционные дочки-матери и их современная интерпретация - куклы
Барби; у мальчиков впереди, разумеется, игры в машинки. Все остальные сюжеты можно сосчитать по пальцам, как и их почитателей.
Компьютерные игры у дошкольников куда менее распространены, чем мы думаем: только три процента опрошенных детей назвали Денди,
Тэтрис и Марсиан...
Четыре процента детей вообще не знали ни одной игры.
А знаете, какие ответы получили социологи на вопрос о правилах игры? Почти половина (45 процентов) детей сказали, что они не знают
правил игры, в которую играют.
Только каждый десятый из опрошенных старших дошкольников мог более или менее содержательно назвать правила игры, в которую он любит
играть.
Подавляющее большинство (76 процентов) уверены, что правила игры нарушать можно.

- Но ведь игры действительно не получится без правил - ни пряток, ни Красной Шапочки. Они же могли убедиться в этом на собственном
опыте...
- Как видите, не убедились - потому что слишком мал и беден этот самый опыт. В результате из игры уходит <?правилосообразность>,
которая непосредственно связана с осознанностью и ответственностью поведения. А ведь именно это самостоятельное регулирование своих
действий превращает поведение ребенка из <?полевого> в <?волевое>.
Игра не приходит сама собой. Игре надо учить, дети нуждаются в образцах и сюжетах.
А в прежние времена было исчезнувшее ныне напрочь детское сообщество. Что принципиально - это были разновозрастные детские компании.
Образцы и сюжеты переходили от старших к младшим, которых сначала брали в игру на второстепенные роли, а потом они сами начинали
задавать тон. Самовоспроизводящаяся система, субкультура, которая не нуждается в подпорках извне. - В психологии, когда человек
соблюдает правила не по собственному выбору и разумению, а только из страха перед наказанием, говорят о преобладании внешнего
контроля над внутренним. Если они такими вырастут, граждан из них не получится, да и вообще такие взрослые, как правило,
асоциальны...
- И все потому, что не доиграли в детстве?
- Все можно компенсировать, можно найти новые формы детской жизни, чтобы не утратить детства, которое мы сегодня просто вытесняем
изо всех сил. Когда психологи в конце восьмидесятых боролись против того, чтобы отправлять шестилеток в школы, нам отвечали, что во
всем мире дети учатся с пяти лет. Так вы посмотрите, как устроена их начальная школа: занятия происходят на ковре, а то и в
бассейне, в свободной манере, программа на десять, наверное, порядков проще, чем программа нашего детского сада, на уроках дети в
основном играют, как бы ненароком узнавая что-то новое. А наш детский сад - это самая настоящая школа.

...Зато в самой школе нерастраченный пыл и игровой азарт овладевает ими, и наши дети начинают играть - тайком на переменах,
забравшись под парту. Так или иначе им приходится учиться уважать правила, только теперь эта наука не доставит им удовольствия,
какое могла доставить в детстве.




Ирина ПРУСС