ОтГеоргийОтветить на сообщение
КГеоргийОтветить по почте
Дата21.07.2004 23:27:58Найти в дереве
РубрикиТексты;Версия для печати

И точно - непонятно... %-))) Директор Института рос. истории тоже не сторонник "норманнистов" (*+)


"НОРМАННСКАЯ ТЕОРИЯ - АБСУРДНОЕ ДЕЛО!"

[ 14:20 17.07.04 ]



http://www.izvestia.ru/community/article204674

Как известно, президент отправился в поездку в Новгород Великий и Старую Ладогу. С точки зрения тех историков, которые являются
противниками так называемой норманнской теории происхождения российского государства, именно в этих краях зародилась наша
государственность. А основателями ее были не пришлые варяги, а сами славяне. С директором Института российской истории
членом-корреспондентом РАН Андреем САХАРОВЫМ на эту тему беседует Наталья ИВАНОВА-ГЛАДИЛЬЩИКОВА.

- Интерес к российскому Северо-Западу, к таким городам, как Новгород, Старая Ладога, которые явились в этом районе центрами
начальной восточнославянской цивилизации, всегда был велик. Сохраняется он и сегодня, в пору, когда разговор идет о проблемах
укрепления российской государственности, когда мы возвращаемся к ее истокам. Для историков все это - единое целое: 2 тысячи лет -
очень небольшой исторический период. Когда мы говорим о Старой Ладоге, о Новгороде, мы неизменно возвращаемся к вопросу, который уже
несколько сотен лет тревожит научную и широкую общественность. Мы возвращаемся к вопросу о варягах, об их роли в истории нашей
страны, об их этнической принадлежности (поскольку с этим связан не просто интерес к тому, какой национальности были варяги, а
интерес к тому, какие процессы шли на просторах Восточной Европы, на просторах Северо-Запада нашей страны). Кто доминировал в них,
кто играл "первую скрипку"? И в этом плане для нас интерес к проблеме варягов является интересом не столько политическим (как это
пытаются изобразить), не столько вопросом, связанным с русскими или псевдорусскими амбициями; это вопрос чисто научного порядка -
расселение славянства, взаимодействие различных его ветвей на территории России...

- Известно, что на этот счет существуют две точки зрения, которые продолжают между собой бороться...

- Да. Бороться за влияние на историческую науку. Это точка зрения о том, что варяги - представители южнобалтийского, поморского
славянства, больших племенных конфедераций, которые в VIII-IX-X веках практически доминировали на южных берегах Балтики и определили
многое в истории, религии, культуре этого региона (и оказали огромное влияние на судьбы и на развитие восточного славянства). В
частности, на Северо-Запад, где развивались первые центры русской государственности - Старая Ладога и Новгород.
Есть и другая точка зрения, которую отстаивают уже больше 200 лет. Она появилась в момент шведской агрессии против русских
северо-западных земель, попытки захвата Новгорода и всех прилегающих территорий. Эта теория гласит о том, что варяги - это
скандинавы, викинги, что это - норманны. Эта теория является основой для политических, государственных претензий скандинавского мира
по отношению к славянским землям. Думаю, что тут вопрос стоит не о каких-то научных проблемах, а об интересах чисто политических и
общественно-амбициозных.

- Но сегодня появляются и достаточно серьезные работы историков, археологов в пользу норманнской теории...

- Я хочу сказать о серии работ молодых российских ученых - противников этой теории. Тема эта не закрыта, она обновляется новыми
аргументами, новыми источниковедческими наблюдениями. Эти работы говорят о древних связях между поморским славянством и
восточнославянскими землями, о языковой общности южнобалтийских и новгородских славян и о том, что дальнейшее пришествие сюда
варягов (возможно, по инициативе новгородских, ильменских славян и окружающих их народов) - это было призвание для того, чтобы
покончить с междоусобицами (не исключено, что под давлением немецкой крестоносной агрессии с берегов южной Балтики ушли какие-то
большие группы населения)... Во всяком случае, эти темы сегодня - в поле зрения историков.
Интерес к этому региону объясняется необходимостью постоянной идентификации российской государственности, российского этноса, роли
восточного славянства в судьбах Восточной Европы и мировой цивилизации.

- Но вы не являетесь сторонником норманнской теории...

- Конечно, это же абсурдное дело! Речь ведь идет о тех, кто не знает твоего языка, чужд тебе и приходит как завоеватель,
насильник... А у Нестора сказано, что славянский язык и русский язык (то есть варяго-русский) "суть един". И ученые отмечали, что
язык новгородских, ильменских славян очень близок по многим параметрам языку южнобалтийского славянства.

- При том, что южнобалтийских славян уже не существует, "отголоски" языка сохранились?

- Конечно. Они сохранились в системе древнерусского языка, языка приильменского славянства... Это прослеживают историки и лингвисты.

- А чем была тогда Старая Ладога?

- Это была одна из первых княжеских резиденций, которая, надо полагать, существовала и до варягов, и которая обрела какую-то жизнь с
приходом варяжских князей. Точно так же, как и другие города на этой территории, развивавшиеся на основе славянской
общественно-экономической и социальной жизни. А потом, когда в них появились варяжские князья и когда начался синтез, это дало
дополнительный импульс становлению этих центров. В этом смысле и Старая Ладога, и Новгород выполняли свою определенную политическую,
социальную и религиозную функции.
На исходе IХ века Олег, который объединил Новгород и Киев, для обеспечения безопасности северо-западных границ заключил договор с
варягами (как пишется в летописи), который действовал примерно 150 лет. То есть Олег платил им 300 гривен дани за счет новгородских
земель и так сохранял мир на северо-западных границах объединенного древнерусского государства. Но это был не только откуп, это была
и плата за постоянное участие варягов уже как союзников, как друзей Древней Руси в совместных походах. Это была долговременная,
150-летняя политическая связь. То есть это был договор с долговременным государственным объединением, которое существовало в районе
Прибалтики. В Скандинавии в IХ веке долговременных государственных образований еще не было. Поэтому такой договор там было не с кем
заключать.
Или еще характерный момент. Когда Нестор говорит о варягах, он пишет: есть норвежцы, шведы, есть датчане, а есть варяги - "русь". То
есть он перечисляет определенные этносы и среди них отдельно выделяет скандинавский и отдельно - варяго-русский этнос.

Справка "Известий"

Андрей Николаевич Сахаров - директор Института российской истории, член-корреспондент РАН, автор фундаментальных трудов по истории
внешней политики, идеологии и культуры Древней Руси, социально-экономических отношений Российского государства XVII века.






Наталья ИВАНОВА-ГЛАДИЛЬЩИКОВА