ОтГеоргийОтветить на сообщение
КГеоргийОтветить по почте
Дата01.07.2004 22:40:39Найти в дереве
РубрикиТексты;Версия для печати

В. Шмелев. Казенный хаос и неофициальная система в наименовании российских органов власти (*+)


http://www.strana-oz.ru/?numid=17&article=823

Казенный хаос и неофициальная система в наименовании российских органов власти

Владимир Шмелев


Все, кому приходилось непосредственно наблюдать взаимодействие российских граждан с постсоветской государственной машиной -
участвовать в избирательных кампаниях, следить за политическими дискуссиями, оформлять дачу в собственность или регистрировать
приезжего приятеля, - неизменно сталкиваются с поразительным обстоятельством: подавляющее большинство граждан и даже собственно
участников политического процесса не понимают устройства демократического государства, функций органов власти и должностных лиц: кто
за что отвечает и к кому по какому поводу обращаться.

Конечно, это связано с низким уровнем политической культуры и только начинающей зарождаться традицией политического образования в
стране. Невнятность в представлениях о назначении институтов также усугубляется хаосом, царящим в области административных
наименований современной России.

Неупорядоченность этой сферы можно проиллюстрировать на примере трех субъектов РФ - Тюменской области и входящих в нее
Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов. В Тюменской области органы власти называются Администрация и Областная дума,
в то же время законодательный орган власти Ямало-Ненецкого округа - Государственная дума, а исполнительный орган власти
Ханты-Мансийского округа - Правительство. Простому обывателю или чиновнику районной администрации кажется, что Государственная дума
и Правительство более важные и влиятельные органы власти, чем Областная дума и Администрация, хотя ситуация, скорее, обратная.

Через изменение наименования должности руководителя в Санкт-Петербурге попытались продемонстрировать его конституционный статус
самостоятельного субъекта РФ, а не рядового города, такого же, как Новосибирск или Тольятти. Решение о переименовании мэра в
губернатора закрепляло в общественном сознании статус руководителя города, равнозначный статусу руководителей других российских
регионов, а не городов. Возможно, сохранение в Москве (которая также является отдельным субъектом РФ) должности мэра мешает
полноценному разделению функций между городской (региональной) и районной (муниципальной) властью. В современной неупорядоченной
системе официальных наименований сосуществуют термины из разных исторических периодов и политических традиций:

- из политического языка дореволюционной России (губернатор, дума);
- из политического языка СССР (совет народных депутатов, полпред);
- из политического языка западных государств (президент, префект);
- из языков и политических традиций народов России (хурал, кожуун).

Так, для наименования территориальных единиц одного уровня используются термины сельсовет и уезд, для глав региональных органов
исполнительной власти в разных субъектах РФ - Председатель Правительства и Премьерминистр.

Во многих случаях подобные терминологические различия можно объяснить только сиюминутной политической конъюнктурой либо прихотью тех
или иных региональных или местных властей. Однако в некоторых случаях определенную логику в различиях между административными
наименованиями выделить можно.

Например, существенно различаются терминологические системы республик и других субъектов Российской Федерации. Республики в своей
административной терминологии во многом копируют административную терминологию самостоятельных государств и менее всего используют
термины, восходящие к политической традиции Российской империи: ими руководят президенты, главы, парламенты, государственные советы,
палаты представителей, верховные хуралы, правительства и премьер-министры, в то время как во главе остальных субъектов Федерации
стоят губернаторы, думы и администрации.

Бессистемность административных наименований хорошо видна на примере законодательных органов власти в субъектах РФ, для которых
используются 22 различных термина. В 21 республике в составе РФ используются следующие официальные наименования:

Парламент - в восьми республиках (из них в двух республиках - как единственное название, в пяти - как одно из двух равнозначных
наименований),

Государственный совет - в пяти республиках (при этом в Адыгее - как часть составного наименования Государственный совет - Хасэ),

Государственное собрание - в пяти республиках (при этом в Республике Алтай как часть составного наименования Государственное
собрание - Эл Курултай, в Башкортостане - наряду с составным наименованием Государственное собрание - Курултай, в Якутии наряду с
наименованием Ил Тумэн),

Народное собрание - в трех республиках,

Народный хурал - в двух республиках,

Законодательное собрание - в одной республике,

Верховный хурал - в одной республике,

Верховный совет - в одной республике.

В 68 краях, (автономных) областях, автономных округах и городах федерального значения в составе России используются следующие
наименования:

Областная дума - в 22 регионах (в одном регионе это наименование обозначает одну из палат Законодательного собрания),

Законодательное собрание - в 22 регионах,

Государственная дума - в пяти регионах (в одном регионе как часть официального наименования Государственная дума автономного
округа),

Совет народных депутатов - в трех регионах,

Областной совет народных депутатов - в двух регионах,

Областной совет депутатов - в одном регионе,

Областное собрание (депутатов) - в трех регионах,

Собрание депутатов - Окружное собрание - в одном регионе,

Городская дума - в одном регионе,

Окружная дума - в двух регионах,

Дума (автономного округа) - в четырех регионах,

Законодательная дума - в одном регионе,

Губернская дума - в одном регионе,

Законодательный суглан - в одном регионе.

В то время как представители власти, казалось бы, должны стремиться устранить существующую путаницу в системе административных
наименований, они эту путаницу зачастую, наоборот, увеличивают. Например, в Москве с середины 90-х годов существовал институт
районных управ, к этому органу власти горожане привыкли обращаться при возникновении проблем местного уровня. В результате судебных
решений районные управы были признаны органами местного самоуправления и выведены за рамки исполнительной властной вертикали. Тогда
власти Москвы объявили о создании управ районов (местных подразделений исполнительной государственной вертикали). Одновременно с
этим бывшие районные управы были переименованы в муниципалитеты, а бывшие советники районных собраний стали депутатами муниципальных
собраний. Учитывая, что часть полномочий бывших районных управ (ставших муниципалитетами) была передана созданным управам района,
москвичи были окончательно дезориентированы - куда и по каким вопросам нужно обращаться.

Разнобой наименований, который некоторым политикам удается использовать для достижения своих целей, часто вызывает у современников
определенные неудобства. Однако он может представлять ценный материал для анализа общественных процессов.

Разнородность административных наименований, естественно, связана прежде всего с внеязыковыми процессами, происходившими в стране в
последние десятилетия. Переход от советской системы государственного устройства к новому - открытому и демократическому -
предполагал упразднение многих существовавших органов власти и должностей и появление новых, которые было необходимо как-то
именовать.

Можно отметить, что все активные языковые процессы в этой сфере - прямое отражение общественных процессов конца 80-х - 90-х годов и
того, как они воспринимались и воспринимаются среди разных групп элиты.

<?Интеграция в сообщество западных демократий>. Восприятие демократии как сознательно перенимаемой модели государственного устройства
предопределяет заимствование наименований из политических систем западных стран (прежде всего, США). В официальном и неофициальном
(СМИ, устная речь) политическом языке применительно к российским реалиям начинают употребляться слова парламент, спикер, мэр,
омбудсмен.

<?Восстановление преемственности>. Возврат к прерванной большевистским переворотом российской государственности предполагает
апелляцию к политическим институтам Российской империи и их наименованиям - дума, управа, волость. В противовес этому осознанное и
активное нежелание отказаться от советского периода, попытка представить систему государственной власти преемником советской во
многих регионах и населенных пунктах выражается в сохранении некоторых советских наименований (Совет народных депутатов, сельсовет).
Необходимо отметить, что в системе управления на федеральном уровне после принятия Конституции РФ 1993 года советская политическая
терминология практически не используется.



<?Децентрализация>. Самостоятельность регионов и <?возрождение> (или создание) государственности различных этнических групп,
проживающих в России, проявляется в появлении в разных точках страны хурала, суглана, курултая и т. д.

Продолжающиеся споры и дискуссии об использовании тех или иных наименований показывают, что эта терминологическая область для многих
носителей языка не является нейтральной. Так, один из лидеров государственного переворота в октябре 1993 года Альберт Макашов ясно
показал, что политическое противостояние имеет для него языковое и стилистическое измерение, когда требовал, <?чтобы никогда на
русской земле не было ни мэров, ни пэров, ни херов>. Спустя восемь лет, в ноябре 2001 года, в Астраханской области дебаты о
переименовании законодательного органа власти превратились в идеологический спор среди депутатов: коммунисты предлагали наименование
Областной совет, <?правые> - Областная дума, а независимые депутаты - стилистически нейтральное Законодательное собрание. А совсем
недавно, при рассмотрении в Государственной думе РФ проекта закона о местном самоуправлении, подготовленного комиссией Д. Н. Козака,
одним из вопросов, вызвавших наиболее горячее обсуждение, стал вопрос о наименовании муниципальных образований в России (один из
депутатов выступал с идеей <?возвращения традиционных наименований - волость и уезд>).

Интересно рассмотреть практику использования административных терминов в современных российских СМИ. С одной стороны, многообразие
используемых наименований увеличивается за счет использования дополнительных слов из разных политических традиций (так, в СМИ Совет
Федерации нередко называется сенатом, а его председатель - спикером). С другой стороны, у журналистов, стремящихся доступно донести
информацию до читателя, есть тенденция к унификации наименований. Например, термины губернатор и мэр стали использоваться для
наименования всех глав регионов и городов: <?Госсовет - это собрание губернаторов> (хотя официальные наименования должностей входящих
в него глав регионов - не только губернаторы, но и президенты, главы администраций и т. д.); <?мэры городов> (в том числе глава
администрации Калининграда).

Характерно, что для должностных лиц и органов власти прошлого (советского или досоветского) периода или иностранных государств в
последнее время в СМИ часто используются современные российские наименования. В некоторых случаях можно думать, что это -
журналистское незнание исторических или иностранных терминов. В некоторых - это элемент сознательной языковой игры (ср. у А. П.
Чехова - <?римский городовой>, у Михаила Светлова - <?Гренадская волость>). Но часто такое употребление выглядит как семантический
сдвиг, демонстрирующий постепенную универсализацию административных терминов (глава региона - губернатор, глава города - мэр,
назначенный представитель главы в районе - префект, законодательный орган - законодательное собрание или парламент и т. д.). Так,
про одного из государственных деятелей можно прочесть, что <?в советское время он был префектом одного из районов Чечено-Ингушетии, а
затем ее вице-премьером> (Время новостей. 6.02.2003), а аким одной из областей Казахстана в российской газете может быть назван
губернатором (КоммерсантЪ. 1.04.2002).

Такая универсализация терминов свидетельствует о постепенном закреплении в неофициальном языке некоторой новой системы наименований
должностей, органов власти и территорий, во многом не совпадающей с официальной терминологией, но значительно более упорядоченной и
последовательной. Возможно, система наименований, возникающая в СМИ, - прообраз естественно возникающей унифицированной системы
официальных административных терминов.



Изменения, происходившие в системе административных наименований в конце 80-х и в 90-е годы, отражали стремление к интеграции в
сообщество западных демократий, к восстановлению преемственности с досоветской Россией, а также сепаратистские настроения отдельных
территорий. Можно предположить, что наблюдаемая сейчас тенденция к унификации наименований органов власти и должностей, начавшаяся в
неофициальном языке, является отражением стремления общества к упорядочиванию революционного наследия, созданию на базе возникшего
многообразия единых и понятных для всех правил и форм.