ОтГеоргийОтветить на сообщение
КГеоргийОтветить по почте
Дата21.07.2004 23:21:06Найти в дереве
РубрикиТексты;Версия для печати

А. Колчак о фильме Н. Михалкова "Русский выбор": "Слава Богу, провозглашена наконец правда про революцию и моего деда" (*+)




РЕЗОНАНС

Живая вода

Полгода назад по Российскому телевидению прошёл документально-публицистический сериал <?Русский выбор> - об исходе Белой армии и
судьбе покинувших Родину эмигрантов. Письма-отклики на этот фильм продолжают идти в редакцию программ РТР и в Фонд культуры.

<?Настоящее уныло,
Что пройдёт,
то будет мило>.
А.С. Пушкин

Отклики, естественно, разные и в оценке, и по эмоциональному восприятию событий более чем 80-летней давности. Ждать однозначной
реакции было бы наивно.

Начну с письма - сердитого:

<?Смотрел новое диво Никиты Михалкова <?Русский выбор>. Протестные чувства вылились в открытое письмо к нему. Прошу напечатать на
страницах вашей газеты. Прошу прощения у знаменитого режиссёра. По праву старика, солдата Отечественной, буду называть его на <?ты> и
разговаривать с ним по-отцовски откровенно.
Михалков-младший, смотрю вот и слушаю твою дребедень, включая последний пасквиль на Советскую власть <?Русский выбор>, и удивляюсь.
Большевики и Советская власть отца твоего подняли на вершину славы, дали тебе всё, что ты по уму своему смог от неё взять, блудный
сын, в награду за это клевещешь на неё, на её историю, на её великие свершения.

О.Г. ГОРОДНИЧЕНКО,
ветеран ВКБ(б) - КПСС,
войны и труда, заслуженный юрист РСФСР.
РОСТОВ-НА-ДОНУ>.

Ну, во-первых, ни у старика (как себя называет респондент), ни у молодого нет права обращаться к человеку, с которым незнакомы
лично, на <?ты>. Во-вторых, пространное содержание текста сводится к оценке исторических реалий, которые происходили в период
Гражданской войны, Белого движения, этапам <?великого свершения> советской власти и перестройки. Оценки довольно банальны и мало что
добавляют к поиску истины. Хотя во многом и справедливы: кто спорит, страна наша испытала страшную трагедию, и многие завоевания
Советского Союза, особенно в социальном плане (не в пример нынешней демократии) очевидны. Но то, что стране удалось выстоять и
победить в Великой Отечественной войне, построить сверхдержаву и выйти в космос, - за это следует поклониться в пояс прежде всего
народу, который жил не благодаря, а вопреки идеологическим установкам партии. В чём же состояла загадка противодействия,
подчёркиваю, народа, а не страны, так истово её охранявшего? На этот вопрос пытались ответить многие умы отечественной интеллигенции
(вспомним Ильина, Бердяева, Розанова); пытаются и сейчас ответить - писатели, историки, художники, кинематографисты, публицисты.
Ничего удивительного нет в том, что за тему исхода Белой гвардии из России взялся Никита Михалков - личность знаковая в наше время.
Фильм его не претендует на всеохватность событий 20-х годов, да это и невозможно! Однако, судя по письмам, он будоражит сердца и умы
людей самых разных по возрасту, социальному положению, нет-нет да и беспокоящихся за судьбу России, а потому постоянно ищущих ответы
на <?проклятые> вопросы.


Вячеслав Афанасьевич ЛЯХОВ, из Свердловской области:

<?Я, старый артиллерист уже преклонного возраста, с плохим слухом и зрением, сидел все воскресения вблизи от телевизора и, не
отрываясь, смотрел Ваши передачи...
У меня столько мемуаров, воспоминаний участников <?Белого движения>, книг о них. Есть и материалы научной конференции генералов и
офицеров Белой армии, проходившей в 1937 г. в Нью-Йорке под руководством генерал-лейтенанта Данилова на тему: <?Причины поражения в
Первой мировой и Гражданской войнах>. Я впервые услышал голос русской певицы Надежды Плевицкой. Жаль, что только один куплет, слова
его у меня как раз есть. Она пела в сопровождении двух гитаристов в красных рубахах, опоясанных кушаками, в ресторанах Севастополя,
Новороссийска, а офицеры утирали слёзы. Мне кажется, она пела о сегодняшней России. Сколько раз я обращался к продавцам аудиокассет
достать мне песни в исполнении этого <?Курского соловья>, но предлагают безголосую <?канарейку Кристину Орбакайте>.
Малая толика неправды порождает большую неправду. Она может быть гласной и молчаливой, и не известно, какая из них горше. Да, мы
знаем об актах вандализма советской власти по отношению к церкви в 20-х годах, о насилии над крестьянством в бытность
коллективизации. Но мы знаем так же, как растаптывалась российская и советская история в приснопамятные годы перестройки. Когда мы
говорим о драме одного народа, расколовшегося по убеждениям на два лагеря, то митинговая лексика телезрителя из Ростова-на-Дону тут
не уместна. Фильм <?Русский выбор> не агитка за монархию и не плачь по ушедшему дворянству, не сочувствие к молодой тогда либеральной
демократии. Это судьба сотен и тысяч людей, распылённых по странам и континентам, сгинувших или рухнувших в небытие. Это судьба
новых поколений, отличных, может быть, от эмиграции первой волны (по жизнеустройству, укладу), но сохранивших <?русскость> в крови и
в душе. И, наконец, (может быть, и главное) - это моральное состояние общества после Первой мировой войны, накануне и во время
революции, в Гражданскую войну - прогнившее, продажное и - части его - военной интеллигенции, для которой такие понятия, как долг,
честь, любовь к Родине, наполнены пассионарным смыслом.

Что удивительно: фильм <?Русский выбор> очень добрый, в нём нет ни капли ненависти, злобы, мщения со стороны главных персонажей к
своим противникам. Иначе бы ответная реакция зрителя была бы адекватной. А тут - встречный порыв:


<:Прошло столько лет, а они остались молодыми душой, они не предали Родину, даже в мыслях, хотя Родина их предала, забыла, стёрла в
памяти: Ваша передача помогла мне, дала возможность по полочкам сложить мои мысли о родных, об одной из них, о судьбе моей родной
мамочки, хочу вам рассказать, вернее, не об её судьбе, а о людях, которых она вспоминала.

Вера Георгиевна СМИРНОВА,
<?Дитя Блокады>, все 900 дней была в Ленинграде,
мать четверых детей>.

Подобных обращений в нашей почте очень много, каждое второе письмо - это рассказы о дедах, прадедах, которые попали в горнило
Гражданской войны. Сколько мук и слёз испытали юнкера, подпоручики, прапорщики, казаки, их жёны и дети, пока добрались до Крыма,
выскобленные из России Красной армией. Что ни письмо, то роман, достойный не одного художественного произведения - в прозе или в
кино.


<?Уважаемый Никита Сергеевич!

После Вашей передачи по ТВ <?Русский выбор> и вскользь брошенной фразы в вечерней передаче <?Время выбора>, о возможном продолжении
темы сломанных человеческих судеб (так ли я поняла?) мне захотелось обратиться к Вам. Я не профессиональный литератор, пишу, если
можно так сказать, для внутреннего потребления, рассказы, повести на основе личного материала.
В настоящем пишу о близком нашей семье человеке повесть <?Триста писем расстрелянного есаула>. Его трагическая жизнь созвучна вашим
взглядам, прозвучавшим в передаче, на события двадцатых годов прошлого века. Сюжет документален: письма человека, прошедшего Первую
мировую войну, Гражданскую войну на Дону, бывшего, естественно, очевидцем <?великой революции> и сгинувшего в застенках ЧК. Свекровь
хранила эти письма всю жизнь и хотела, чтобы они ушли в небытие вместе с ней. Но судьба распорядилась иначе. На семейном совете было
решено в нарушение её воли попробовать дать этим письмам возможность высказаться вслух, благо, в настоящее время это можно
осуществить.

Елена Фёдоровна КОЛНИКОВА,
Московская обл.>


География откликов ширится, вовлекая всё новые и новые города и веси России, подкатывается к границам бывших союзных республик и
растекается по зарубежью. А уж там, <?за туманами>, особая боль, особые чувства, может быть, нам, россиянам, порой удивительны.


<?С большим интересом смотрю цикл ваших передач о белоэмиграции.

Во-первых, потому, что Вы делаете - это интересно, во-вторых, потому что в какой-то мере эта тема имеет непосредственное отношение к
моей семье. Мои родители выехали из России в 1919 году. Отец 16-летним юношей вступил в добровольческую армию. Он был очень
талантливым музыкантом и играл в военном оркестре при конвое генерала Врангеля. Я родилась в 1935 году в Югославии и, конечно,
многое из того, о чём шла речь в передаче о Врангеле, мне знакомо из разговоров родителей и их друзей. Моя мать закончила Институт
благородных девиц, который был вывезен из Новочеркасска в Югославию, и была связана дружбой с людьми, носящими очень известные и
громкие фамилии.
Отец оставил очень интересные записи и воспоминания обо всей этой эпопеи, не от лица генералитета, а от лица простого молодого
музыканта военного оркестра конвоя Врангеля.

Галина Николаевна ИЛЛАРИОНОВА,
Украина, г. Сумы>.


Характерной особенностью писем респондентов стало то, что фильм кроме эмоциональной нагрузки несёт и смысловую печать: каждый
черпает для себя не только личное (перекличка с драмой семейной, родственной), но и задумывается о причинах и следствиях, породивших
трагедию России, и с тревогой думают о будущем страны.


<?Россию целенаправленно и умело разделили, а точнее - разрезали по живому, сначала общество, затем историю, а теперь территорию, но
главная граница прошла через сознание людей. Сериал <?Русский выбор> служит <?живой водой>, соединяющей части в единое целое, во
всяком случае, в моём сознании отрывочные детские воспоминания соединились в цельную картину. Мой отец рассказывал, как во время
Гражданской войны он со своим отцом и братьями скитался по Украине и Крыму. Говорил он об этом с юмором, со смешными подробностями,
которых - увы! - почти не помню.
Когда смотрела Вашу передачу о казачестве, я вдруг поняла, почему мой дед - участник Первой мировой войны, Георгиевский кавалер,
унтер-офицер царской армии, со своими тремя сыновьями - 15, 12 и 8 лет - оказался в Крыму. Думаю, что у него, как и у всех, была
надежда на то, что всё происходящее в России временно. Вы делаете нужное дело и очень вовремя. Ведь история с эмиграцией не ушла в
прошлое, она повторяется в другом варианте. Мы находимся в эмиграции в собственной стране. Мы живём среди чуждой нам культуры, нам
навязывают чужой образ жизни. Бесконечно кочующие с канала на канал, вызывающие аллергию <?звёзды> эстрады, клоуны от политики,
министры от культуры, аморальная среда, в которую ежедневно погружают наших детей, бандитизм, убийство, драки, пошлейший юмор,
демонстрация сексуальной <?свободы>, открытая реклама пива и скрытая реклама курения и наркотиков. То же в газетах, журналах и так
называемой художественной литературе.
И как приятно видеть героев <?Русского выбора> - умных, гордых, с благородной осанкой, с чувством собственного достоинства. Ваши
передачи - это прорыв, это надежда на то, что мы вернёмся на свою Родину, где существует такое понятие, как Честь - слово,
практически вышедшее сегодня из обихода, и где слову Любовь будет возвращён изначальный смысл.

Желаю успехов!

Нинель ЕГОРЫЧЕВА,
режиссёр, лауреат Государственной премии РСФСР им. Братьев Васильевых>.


Когда мы исследуем в художественном произведении судьбу рядового человека на острие трагедии (а в данном случае речь идёт об
офицерстве Белой армии), то редко касаемся состояния души таких <?одиозных> фигур, как Деникин, Врангель, Корнилов, Колчак. А ведь
они тоже люди - со своими слабостями, которым свойственны падения и взлёты человеческой души, подчас скрытой от глаз посторонних.
Яркий пример тому - киноновелла об адмирале Александре Васильевиче Колчаке.

<?Я прошу Вас о создании полнометражного фильма о А.В. Колчаке. Пусть моя просьба, совершенно Вам незнакомого человека, будет
капелькой и к Вашей душевной потребности о создании фильма. Возможно, Вы сочтёте нужным назвать этот фильм <?Честь имею>. Как бы
хотелось вернуть это чрезвычайно ёмкое понятие в наш лексикон или хотя бы напомнить о нём. Полтора или два года назад был создан
барельеф А.В. Колчака для размещения его в стенах Корпуса морских офицеров им. Петра Великого (бывшая <?дзержинка>), так в последний
момент командование корпуса отказалось это сделать.

Василий Васильевич ТКАЧЕНКО,
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ>.


Виктор Петрович МАКСИМЕНКО из Новосибирской области своеобразно и довольно въедливо размышляет о тех событиях и знаменитом адмирале:

<?Вкралась ошибка. Остров Колчак назван по фамилии другого Колчака, который в северной экспедиции 1900 - 1903 года занимал скромную
должность гидролога.
Так вот, адмирал Колчак - трагическая фигура на российском небосклоне. Его появление в Сибири было встречено восторженно. Он
символизировал возврат к доброму, старому времени. Большевики в Сибири занимались в основном тем, что отбирали хлеб у крестьян для
голодного Питера. Колчаку с его армией тоже нужен хлеб, солдаты, фураж для коней. Вместо красных продотрядов - пошли белые. Они были
укомплектованы всякой <?дрянью>: бывшие полицейские, чиновники, мещане (то есть те, кто не хотел сражаться на фронте). Возглавляли
продотряды, как правило, офицеры, у которых крестьяне в европейской России успели уже сжечь имения. В каждом крестьянине они видели
врага. <?Пороть всё село!> - такие приказы были не редки. К таким экзекуциям свободолюбивый сибирский крестьянин не привык. Началось
массовое дезертирство из армии. Начали создаваться партизанские отряды. Ленин потом писал: <?Колчак явился повивальной бабкой,
повернувшей сибирского крестьянина в сторону советской власти:>.
И от этого никуда не денешься. Колчак и многие думающие военачальники, государственные деятели России, к несчастью, оказывались в
цепких лапах политики (неважно, какой), которая, естественно, вступала в противоречие с нравственными принципами, не отделимыми от
<?горячего чувства Родины>. Но - вот слова, искренние, исторгнутые адмиралом в порыве бессилия и отчаяния от пришествия молоха:
<?Служить Родине, служить России>.


Что же касается <?ошибки>, отмеченной автором письма, то, простите, Виктор Петрович, никакого другого Колчака, связанного с
географическими экспедициями в России конца XIX века, кроме как Александра Васильевича, не было.

И вот письмо внука Александра Васильевича - тоже Александра, живущего в Париже. Помните его по сериалу <?Колчак>?

<?Почти всю мою жизнь мне в руки лезли то беззастенчивые панегирики, то сплошное, ненавистное пропагандистское враньё, то
воспоминания тех, кто наставлял моего деда, как надо было победить:
Слава Богу, провозглашена наконец правда про революцию и моего деда.

А. КОЛЧАК,
ПАРИЖ>.


<?Господин Михалков!

Что вы стараетесь проповедовать об армии Деникина, Колчака, которые бежали, как трусы, в рабство к болгарам и в другие республики.
Но главное - от кого? Даже кадеты тоже бежали с ними и хвалёные казаки. А бежали они не спасать армию, а от того, что им было стыдно
и позорно, что их победили русские крестьяне, вооружённые вилами, граблями, косами, топорами и главное, что они были обуты в самую
прочную в армии обувь - лапти. И хватит позорить коммунистов - вы живёте за счёт них, они вас спасали от фашистов. А теперь мы
посмотрим, кто вас будет спасать - ваша Новодворская?

Анатолий Петрович КАЗАРИН,
Алтайский край>.


Я воздержусь от комментария, разве что по поводу последней эскапады: это что-то новенькое. Неистовую р-р-революционерку она уж точно
позабавит!..


<?Хотелось бы продолжения её, тем для этого много. Например, передача о героях Сопротивления в годы ВОВ, в том числе о княгине
Оболенской, о людях, покинувших Россию через восточные границы. Вы вскользь коснулись имён атаманов Краснова П.Н. и Шкуро А.Г., и
совершенно не прозвучало имя атамана Каледина А.М. (может быть, я ошибаюсь). Какой бы выбор они ни сделали, но это трагичнейшие
фигуры нашей истории. А Корнилов Л.Г.?

Мария Зиновьевна КОШКАРОВА,
НОВОКУЗНЕЦК, Кемеровской области>.


<?Что касается всех Ваших передач, то я не мог не отметить одно замечательное свойство наших соотечественников: многие из них даже
отказывались принимать гражданство страны проживания. Насколько же выгодно они отличаются в этом отношении от переселенцев из
Ближнего и Среднего Востока в Швецию, которые на вопрос: <?Кто вы?> - отвечают обязательно <?швед>, и для которых наверняка самым
счастливым днём в жизни был день получения полноценного шведского паспорта (в отличие от вида на жительство, который в Швеции
называется ). Ну если они шведы, то я точно китаец или монгол. А в одной из Ваших передач (<?Версальские кадеты>)
рассказывается об одном русском, который до сих пор имеет гражданство Российской Империи.

Александр Иванович АНДРЕЕВ,
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ>.


И как нам тут не вспомнить торжества по случаю 60-летия высадки союзных войск в Нормандии. Президент Российской Федерации встретился
с ветеранами, в частности с Андреем Шмеманом, едва ли не единственным, кто, слава Богу, живёт и помнит те далёкие годы, когда
мальчиком был вывезен из Таллина, сначала в Чехию, а потом в Париж. Это тот самый Шмеман, высокий, с гордой осанкой и седой
бородкой, которого мы видели в сериале <?Версальские казаки>. Он никогда не принимал (как и многие его соотечественники) чьё-либо
гражданство, а остался верен милой своей Родине. И вот наступил тот исторический для него момент - В.В. Путин вручил Андрею Шмеману
российский паспорт. При этой процедуре он сказал простые, но ёмкие слова: <?Я хотел быть русским до конца. Я старый человек
(вслушайтесь, читатель, внимательно в эту певучую фразу), но, может быть, и мне удастся послужить своей Родине>. Скажете - чудак. Да
нет! Вот таких бы нынче побольше, да в нашей стране, откуда бегут в поисках счастья за тридевять земель. Ведь из таких, как Андрей
Шмеман, выкристаллизовывалась русская интеллигенция, подпитывалась она всем ходом исторического развития России - со всеми её
ошибками, горечью поражений и радостью побед. Нельзя же, согласитесь, долдонить, как это делалось на протяжении советского периода,
что Советский Союз победил во Второй мировой войне благодаря усилиям <?родной коммунистической партии>. А вспомним времена Александра
Невского, Дмитрия Донского, адмирала Ушакова, Александра Суворова, Михаила Кутузова! По этим фигурам измерялась <?система координат>,
о которой говорил Никита Михалков. Отвага, честь, сознание, за что ты борешься и что отстаиваешь - вот чем наполнялась душа воина на
протяжении многих поколений. И вот эту национальную харизму пытались выкорчевать из сознания народа. Легче всего это было сделать
путём уничтожения тех, кто противится или сочувствует коммидеям: нет человека - нет сознания, а значит, и нет проблем. Большевики
лишь только в Крыму (заметьте, не в бою!) расстреляли около 30 тысяч офицеров и юнкеров.

Елена Петровна КИРИЛЛОВА из Москвы, кандидат педагогических наук, обращает внимание на <?другую сторону той трагической схватки,
которая потрясла Россию в начале XX века>:


<?Исход из России представителей самых разных слоёв общества и все те переживания, которые выпали на их долю, как видно, до сих пор
неадекватно воспринимаются в современной России, - порой по незнанию, порой - по другим причинам. Поэтому <?Русский выбор> не только
интересен, но и актуален. Нельзя же воспитывать молодое поколение России на одностороннем понимании таких сложных исторических
событий, как революция и гражданская война!.. Я не историк, но пишу эти строчки не просто как телезритель. Судьба моя сложилась так,
что я, родившись в Харбине, была живым свидетелем жизни эмигрантов в Китае. Подтверждаю: всё, что Вам так ярко удалось выразить в
отношении духовной стороны жизни русского зарубежья, - это чистая правда! Была свидетелем многих запомнившихся с детства эпизодов в
жизни <?русского Харбина>, особенно когда началась Великая Отечественная война: Кстати, история дальневосточного зарубежья -
материал, не вошедший в серию, тоже хранит немало глубоких поводов для размышления на тему о <?русском выборе>. Нынче даже китайские
исследователи интересуются русской темой: вот в 2002 г. издали пятитомник в переводе на китайский язык Серию литературы русских
эмигрантов в Китае>.
<:Я много лет работала на телевидении 9 (в Казахстане) и помню, как цензор потрясывал рукой и твёрдо говорил: <?Ни одного царского
солдата на экране, увидим - выгоним. И вдруг Ваши передачи: почему я так взволнована: мой отец 25 лет был на каторге в Инте, хотя
это был выдающийся энергетик. Это он строил Каширскую и Шатурскую электростанции, мать сидела в Мордовских лагерях, муж моей
свекрови есаул Упорников сгинул в ЧК, дядя сидел 20 лет в Туруханском крае. Весь наш мужской клан от прадеда - среднее офицерство -
служил в Польше (тогда это была Россия), мой отец и его братья были юнкерами до революции. Вырублены, замучены, расстреляны почти
все. Та Россия живёт в нас. В их детях и внуках. И вот поэтому низкий Вам поклон от живых и мёртвых, не доживших до светлого дня.
Должна сказать Вам, что прадед мой был выкрест: и это ничуть не мешало ему быть русским и нам тоже. А дед по материнской линии за
войну 1914 - 1917 гг. получил три Георгиевских креста (полный кавалер). Вернулся без ноги. В 1933 году утопил в Чистых прудах свои
награды, т.к. боялся НКВД. Вот так:

Елена Федоровна КОЛПИКОВА,
[email protected]>.

Да, <?вот так>:

Отклики на сериал раскрыли такие качества наших зрителей, которые, казалось бы, приглушены ходом современной истории. Не единожды
звучит тема примирения с <?классовым врагом> как с той, так и с другой стороны, ибо, взглянув на хотя бы одну серию, просто
невозможно не дрогнуть сердцу старца и юноши:

<?Уважаемый Н.С. Михалков, - обращается Ю. БУКИН из Углича. - Ваш <?Русский выбор>, как мне представляется, мог бы стать своего рода
катализатором окончательного примирения и объединения всех поколений россиян, как в России, так и за рубежом, в понимании прошлого,
а главное, будущего России. За Вами право и обязанность помочь обществу сделать практический шаг к окончательному примирению. Таким
шагом и, на мой взгляд, символом такого примирения могло бы стать создание Государственного Мемориального Музея Гражданской войны:>

Далее автор подробно описывает, каким он себе представляет его.

Предложение Ю. Букина перекликается с точкой зрения К.М. ВОСКОБОЙНИКОВА, он, кстати, тоже, как и Ю.Г. Городниченко, чьё письмо мы
привели вначале обзора, ветеран Великой Отечественной войны, полковник юстиции в отставке:

<?Впоследствии многие из <?побеждённых> приняли советскую власть и успешно трудились на благо Родины. А в годы террора кровавый
диктатор истребил значительную, во всяком случае, не худшую часть из уцелевших участников той войны, как белых, так и красных. Было
бы неплохо в знак примирения участников Гражданской войны соорудить в Москве (может быть, на Лубянской площади?) памятник:>

Не знаю, как с памятником и музеем будут продвигаться дела, но <?живая вода>-то пошла. И то, слава Богу!

Хотел было на этом закончить обзор. Но вдруг вспомнил о письме Сергея КОРОЛЁВА из Москвы, которое ну просто не могу не привести,
хотя бы частично:

<?Уважаемый Никита Сергеевич, я как человек (пусть и молодой), несоразмерно сердцу любящий Родину и безоговорочно ценящий всё её
тысячелетнее историко-культурное достояние, уже не один год, как окончательно и бесповоротно укоренился в тематике Белого движения,
случайным образом взяв с полки книгу воспоминаний белого офицера: Я чрезвычайно сокрушался безразличию своих соплеменников и
сограждан к этим животрепещущим во мне вопросам. Поэтому вы не представляете, какой благодарственный отклик во мне вызвал цикл ваших
документальных фильмов <?Русский выбор>. И пусть они, фильмы, не такие жёсткие и бескомпромиссные, как лично мне представлялось, но я
от себя и от лица всех своих единодушных друзей до невероятия признателен Вам просто за то, что внимание уделили этой теме в наш век
тотального забвения: Я знаю немало (по сегодняшним меркам) людей, чьи слёзы на глазах от репортажей в ваших фильмах могут служить
полным оправданием всех Ваших усилий:>

Сергей ЛУКОНИН

====================

P.S. О том, насколько сильное впечатление произвёл фильм <?Русский выбор> на русскую общественность, живущую за рубежом, шёл разговор
на пресс-конференции в Российском Фонде культуры. Поводом для этого было волнующее событие недавних дней: в Париже состоялся
торжественный акт передачи российской стороне документов, посвящённых истории Русского флота и пребывания Русской эскадры в
Тунисском порту Бизерта (военно-морской базы Франции в 1920 - 1924 гг.). Часть Морского архива (сборник приказов, переписанные
фрагменты из вахтенных журналов кораблей, воспоминания офицеров) уже доставлена в Москву. Дневник офицера Российского флота со
следами осколков продемонстрирован на пресс-конференции. Основной же их массив переправляется спецпочтой из Франции в Россию.

Кроме того, журналистам были показаны ещё два дара: акварельная работа Александра Бенуа <?Петропавловская крепость в Петрограде> и
живописный портрет Н. Миллиоти <?Портрет Николая Криволая>, выполненный известным русским художником в 1946 году в Париже.