ОтГеоргийОтветить на сообщение
КГеоргийОтветить по почте
Дата11.07.2004 16:36:37Найти в дереве
РубрикиТексты;Версия для печати

"никакого социализма никогда не было в нашей стране" (*+)




РЕЗОНАНС

<?НАЛЕВО ПОЙДЁШЬ... НАПРАВО ПОЙДЁШЬ...>



Разговор не может состояться, если собеседники пользуются теми же словами, но вкладывают в них разный смысл. Поэтому важно
определиться с понятиями. С некоторых пор, возможно, со времён Лиги Наций, заимствованное слово <?нация> стало обретать в русском
языке то же значение, что и в современных европейских языках - превращаться в синоним слов <?государство>, <?страна>, <?народ>. А
сейчас, в пору Организации Объединённых Наций, оно так повсюду и воспринимается. Но поскольку прежние понятия меняются не быстро, то
значения слов <?национальность> и <?нация> порой сходятся в нашем сознании. И получается путаница. К примеру: национальные интересы -
это сейчас уже общегосударственные интересы, а вот национальный вопрос - это всё ещё вопрос об отношениях национальностей внутри
государства.
Увы, Лев Аннинский не избежал ловушки, заключающейся в двусмысленности этого слова, когда он (<?Любить фантомы?> - <?ЛГ>, < 22 с.г.)
попытался ответить на вопрос редакции: <?Возможна ли национальная идея в многонациональной стране?> Он даже сравнил своё трудное
состояние с раздумьями былинного богатыря перед пограничным камнем, душу которого <?рвёт бифуркация>: <?направо пойдёшь: налево
пойдёшь:> - он увидел в этом вопросе неразрешимую дилемму: либо иметь многонациональное государство и забыть про национальную идею,
допустив такую идею для каждой национальности; либо заиметь такую идею, но отказаться от многонационального государства и свернуть
до масштабов Московии!..
И решил уйти от такого трудного вопроса к проблеме адаптации иммигрантов в чужой стране. Он предложил вполне резонный императив:
иммигрант должен адаптироваться к стране, куда он переселился, а в России - должен обрусевать. Хотя следует заметить, что адаптация
не нуждается в принуждении, она происходит сама по себе (чего латышские и эстонские националисты никак не желают принять). Даже
татаро-монгольское нашествие России удалось переварить:
Но ответ на вопрос, поставленный редакцией, так и остался без ответа. Л. Аннинский изящно обошёл его, добавив к нему свои вопросы:
<?И почему мы ищем национальную идею в стране, где любая национальная идея ходом вещей выталкивается на сверхнациональный уровень?> и
<:почему идею, которую мы ищем, надо называть национальной?> Из этих его вопросов следует, что национальной идеи в России всё ещё
нет - она лишь <?выталкивается на сверхнациональный уровень>. И, значит, таковой может быть какая-нибудь из этих <?выталкиваемых>:
Но если всё-таки признать, что <?национальная идея> - это <?идея государства>, то образовавшийся искусственный тупик сразу рушится:
национальная идея - это идея всей страны, независимо от того, сколько в ней национальностей. Отсюда и её статус - она
наднациональна.
Более того - она наднациональна не только над всеми национальностями страны, но и надо всей нацией-государством. Потому что это идея
отношений между всеми её гражданами - это идея социальных отношений. И потому бери выше: она пригожа для любого государства, для
отношений между всеми государствами.
И искать её не нужно, такая идея уже есть, она существует с давних библейских времён - это идея гуманности, совестливости,
справедливости и равенства в отношениях между людьми.
Христианские проповедники две тысячи лет назад выразили её в своей главной заповеди кратко и поэтично: <?Возлюби ближнего как самого
себя!> Все последующие бурные столетия подтвердили, что эта идея обладает могучей действенностью - она всегда вела людей на борьбу
за свободу, за справедливость во всех сферах жизни людей. Николай Бердяев назвал её идеей <?социальной правды>, а Александр
Солженицын - <?идеей совести>.
Эта идея, естественно, охватывает и отношения между расами и национальностями. Тем не менее христианские проповедники сочли нужным
высказаться отдельно и по <?национальному вопросу> - и столь же кратко и веско: <?Нет ни эллина, ни иудея!>
Но нельзя не согласиться с замечанием Л. Аннинского о том, что в нашей стране национальная идея ныне только <?выталкивается>, а
значит, ещё не определена - и это несмотря на то, что наш народ принёс на алтарь социальной справедливости больше всех жертв.
Причина тому - как раз в том, что глашатаи этой идеи, правители нашей страны, назвавшие себя социалистами и коммунистами, предали
эту идею, превратив её в пугало для всего человечества.
Тем не менее эта идея всё же постепенно воплощается во многих странах Европы. Не страшась нашего ужасного примера, её сторонники
по-прежнему называют себя социалистами и социал-демократами - они хорошо понимают, что никакого социализма никогда не было в нашей
стране.

Николай ПОЗДНЯКОВ, литератор