| От | Георгий |  |
К | Георгий |  |
Дата | 13.07.2004 22:25:45 |  |
Рубрики | Тексты; |  |
В Польшу - за покупками (*+)
Росбалт, 10/07/2004, Главная лента 09:49
В Польшу - за покупками
Накануне формального вступления Польши в Европейский Союз (1 мая 2004 года) польская пресса представляла полный спектр настроений
общественного мнения, связанный с этим фактом. Спектр был весьма широким - от <?ничего особенно не изментся> до <?приедут немцы и
выкупят нас на корню>. Правда, как обычно, оказалась по средине. То есть, <?выкупать на корню> поляков немцы не ринулись, но и нельзя
сказать, что все осталось без изменений.
Правда такова, что жители приграничных регионов Германии стали первыми европейцами, которые начали явочным методом <?интегрировать>
близлежащие польские города и их жителей в ЕС. Впрочем, они начали это делать еще до формального вступления восточного соседа в
единое с ними союзное пространство. Еще в марте текущего года в польском городе Щецин начало действовать первое уикендное
трансграничное автобусное сообщение с пограничными городами ФРГ.
Роскошный автобус марки <?Мерcедес> забирает немецких пассажиров по выходным дням из их городков и привозит прямо к крупнейшим
гипермаркетам Щецина. Эта услуга приобрела такую популярность, что автобусу в каждый из двух выходных дней приходится делать по
четыре рейса туда и обратно. Сама же необходимость регулярного автобусного сообщения возникла из-за того, что жители восточных
немецких земель и даже Берлина все чаще приезжают в Польшу за более дешевыми покупками и услугами. Переезд из ближайшего немецкого
городка Швед до польского Щецина стоит всего 11 евро. Эту затрату немцы компенсируют себе в десятикратном размере за счет различия
цен на товары и услуги у них на родине и у восточного соседа.
С того момента, как немецкие граждане сориентировались, что всего в ста километрах на восток, в польских приграничных городах услуги
или товары являются не худшими, чем у них, зато в среднем дешевле в четыре раза, начался настоящий уикендный бум немецких поездок в
Польшу, говорят немецкие журналисты из приграничных редакций. Немецкими клиентами очень довольны польские продавцы, ведь в отличие
от польских покупателей заграничные гости выкупают наиболее дорогие товары и заказывают наиболее дорогие услуги, на которые самим
полякам зачастую просто недостает денег.
Расчет немцев очень прост - чем дороже услугу или товар они заказывают, тем больше экономят. Например, технический осмотр на
сервисной станции автомобилей Опель в Щецине стоит 140 евро, а в Берлине - 300. Прическу на торжество в немецком городе парикмахеры
сделают в среднем за 40 евро, а в польских городах - за 10 евро. В таких же пропорциях отличаются цены и на товары бытовой техники,
и на услуги стоматологов. При этом качество услуг и материалы, которые для этого применяются уже несколько лет - идентичны.
Дело в том, что в Польше все еще сравнительно дешевые комунальные услуги, а также низкие стоимость аренды помещений и зарплаты
мед-персонала. Как сознаются директора некоторых частных клиник Щецина, Вроцлава и даже расположенной дальше от границы Познани,
иностранцы (в подавляющем большинстве немцы) составляют уже 30-50%, а в некоторых и 80% пациентов. Ситуация особенно динамично
развивается с тех пор, как Польша стала государством-членом ЕС, что позволяет польским медицинским учреждениям подписывать контракты
со медицинскими страховыми компаниям из любой евросоюзной страны на возмещение стоимости лечения их клиентов.
По мнению польских бизнесменов, вслед за немцами к польским магазинам и салонам потянулись и другие соседи - все чаще на улицах
польских городов по выходным можно встретить группы так называемых шоп-туристов также из Дании, Швеции и Голландии.
Иностранные клиенты начали также появляться и в более отдаленных от границы польских городах, где выбор товаров и услуг еще шире, а
продавцы пока менее избалованы. Так что не исключено, что вскоре появятся и другие автобусные маршруты. Идея с автобусом оказалась
очень удачной, радуются владельцы щецинского трансграничного маршрута, так как немцы раньше приезжали в Польшу за покупками на своем
транспорте, но всегда боялись польских автомобильных воров, а теперь приходится следить только за карманами и сумками.
С момента приобретения Польшей членского статуса в ЕС прошло только два месяца, а экономические и общественные последствия этого уже
стали довольно ощутимы, пишут польские газеты. При этом экспансия западноевропейских фирм на польский рынок и повышение цен на
некоторые товары в польских магазинах не является чем-то неожиданным, ведь аналитики прогнозировали это еще задолго до интеграции.
Однако беспокойство общественности особенно в приграничных с Германией регионах Польши вызывают определенные тенденции, которых
прогнозы не касались.
Например, <?Газета выборча> 17 июня написала, что в западных регионах Польши после 1-го мая цены на масло выросли на 30%, на
сметану - на 20%, а на другие молочные продукты - на 5-10% и продолжают расти дальше. Причиной подорожания ряда товаров стала
массовая скупка молока и мяса фирмами-производителями пищевой продукции из Германии и Голландии. Этот факт, крайне приятный польским
производителям молока и мяса, совершенно не радует местных потребителей, ведь из-за этого цены растут и в польских магазинах.
Некоторые польские производители молочных продуктов за первые полтора месяца членства страны в ЕС увеличили свои экспортные
возможности на 15-20%. А рекордсмены даже 60% продукции производят на экспорт.
Руководитель молоко-завода в небольшом городке Гостин возле Быдгощи Гжегож Гжешковяк говорит, что его предприятие уже увеличило цену
на экспортные товары приблизительно на 25% и это еще не конец. <?Спрос в Европейском Союзе такой большой, что мы могли бы увеличить
производство даже в два-три раза> - говорит Гжегож Гжешковяк.
Вице-президент Национального Союза Молочных Кооперативов Польши Вальдемар Брось признает, что аж настолько агрессивной экспансии
западных конкурентов в Польше никто не ожидал. <?Если мы не остановим этот процесс, - говорит Вальдемар Брось, - то нашим
молокозаводам может не хватить сырья>.
На польском рынке пищевой продукции происходят своеобразные перемещения. Фирмы из центральных и восточных регионов Польши, где
сельскохозяйственной продукции вдоволь, все чаще продают свои товары в торговые сети на западе страны и ждут, пока представители
западных концернов подберутся и к ним. Того же самого, по понятным причинам, ожидают - только с опасением, а не с надеждой - простые
польские покупатели.
Владимир Павлив, ИА <?Росбалт>. Варшава