ОтГеоргийОтветить на сообщение
КГеоргийОтветить по почте
Дата08.07.2004 21:30:09Найти в дереве
РубрикиТексты;Версия для печати

В американском образовании победил троцкизм? (*+)




В американском образовании победил троцкизм

Недавнее помпезное празднование в Нормандии 60-летия <?события решившего судьбу Второй мировой войны> вызвало резко отрицательную
реакцию у многих не только в России, но и далеко за ее пределами. Как никак еще живы тысячи солдат из числа тех, кто еще до операции
<?Оверлорд> самолично умудрились несколько лет повоевать с Гитлером, а после нее, без помощи янки, даже взять Берлин.

Отражение нормандского хеппенинга в западной прессе невольно наводило на мысль о некоем ревизионистском заговоре по переписыванию не
столь уж и давней истории. Даже те, кто всерьез осознавал важность вклада союзников в разгром Германии - как в плане вторжения, так
и в плане лендлиза - удивленно и обиженно читали хвалебные статьи, в которых советское участие в войне упоминалось мельком.
Наверное, только одна британская <?Гардиан> выбилась из общего ряда, опубликовав опус <?Спасти рядового Ивана>. <?Память о смельчаке,
погибшем в североафриканской пустыне или в холодных лесах под Бастонью, ничуть не пострадает, если мы вспомним, что 70% солдат
Вермахта полегли не на полях Франции, а в степях России>, - писал Майк Дейвис. Но, к сожалению, сильно мешало ощущение того, что эта
статья явно использовала подвиг Ивана с единственной целью - наехать на Буша и Блэра.

Впрочем, поспешу успокоить тех, кому <?нормандский шабаш> показался попыткой стереть из истории Сталинград и Курскую дугу.
Среднестатистический американец подрастающего поколения будет знать о Второй мировой вовсе не из-за героического, самоубийственного
броска десятков тысяч англоязычных парней на немецкие пулеметы на пляже Омаха. Он будет помнить о Второй мировой из-за двух
<?равнозначных по тяжести> трагедий: Катастрофы евреев и Катастрофы... японцев. Нет, не тех, которые испарились в Хиросиме и
Нагасаки. А тех, которые, обладая американским гражданством, в начале войны были брошены злобным американским режимом за колючую
проволоку концлагерей. И всего лишь якобы потому, что кожа у них желтая, а глаза - узкие.

Абсурдно звучит? Как ни странно именно таков <?мессидж> неолиберальных американских пособий по литературе, по которым учатся
новоиспеченные американцы из латиноамериканских стран и немало <?коренных> малолетних граждан в простых школах.

Интересно, что в Америке существует немало структур, бдительно надзирающих за отражением светлого имиджа США в зарубежной печати и
учебных изданиях. Янки очень ревниво относятся к своему бренду <?Страны Свободных>. Существующие за государственный и частный счет
различные мониторинговые группы просеивают кубометры бумаги и гигабайты Интернета, подготавливая и публикуя различные отчеты. Стоит
отметить, что содержат такие группы, как демократы, обеспокоенные недостаточным отражением всех прелестей американского
народовластия, так и республиканцы, которых больше волнует тема излишнего финансирования тех режимов, учебники которых все еще
называют США <?Великим Сатаной>.

Но тут случился небольшой прокол. Никто в Штатах как-то не подумал о необходимости мониторинга своих собственных учебников. И, как
выясняется, совершенно напрасно, так как следующее поколение американцев, чьи родители не способны нанять им репетиторов или просто
не являются гражданами страны, воспитываются в духе победившего... троцкизма.

Скандал разразился, когда республиканская мониторинговая группа обнаружила, что учебник литературы и языка для <?продвинутых>,
владеющих английским как вторым языком, открывается представлением детям <?великого человека>... Нет, не о Джефферсоне, Линкольне,
Вашингтоне, или Мэдисоне речь. <?Великий человек> - это мексиканский коммунист-троцкист, художник Диего Ривера. На базе описания
картин которого детям рассказывается о <?великой и трагической истории Мексики>. Напомним, что учебник - американский.

Дальше - больше. Упоминание темы вьетнамской войны радует своей краткостью. Учащимся представлено фото вашингтонского мемориала
погибшим американцам, за которым следует следующий текст: <?В 1954 году Вьетнам стал суверенной страной, избавившись от французского
господства. Были созданы два правительства, началась гражданская война. США начали поддерживать Южный Вьетнам, но в 1975 году
Северный Вьетнам победил>. И следует далее число жертв среди вьетнамцев и американцев. Никакого упоминания о причинах вмешательства
США в <?гражданскую войну>, а также разницы между северовьетнамцами и их южными братьями нет. Нет и в помине упоминаний о жертвах
репрессий коммунистов и массовой эмиграции южновьетнамцев в США. Но зато детям рассказывают о другом <?выдающемся человеке> -
лауреате... Ленинской премии Мира поэте-коммунисте Пабло Неруде. Можно себе представить насколько сильно любил этот выдающийся
человек США.

Но вернемся к японскому Холокосту, который авторы учебника максимально сблизили с еврейским. Так, посреди дискуссии по поводу
<?адаптированного> дневника Анны Франк и гитлеровской доктрины уничтожения евреев у учащихся спрашивают, как, по их мнению, должен
был чувствовать себя... <?создатель атомной бомбы, погубившей огромное количество невинных людей>. В качестве дополнительного чтения
к теме ужасов второй мировой, кроме дневника Франк прилагается книга японской девочки, прожившей войну в лагере для перемещенных
японских граждан США. Чего-либо посвященного событиям на фронтах практически нет. Ни Омахи, ни Сталинграда, ни даже встречи на
Эльбе. Есть, впрочем, список выдающихся деятелей той эпохи. В нем: Черчилль, Трумэн, Рузвельт, Эйзенхауер, и даже император
Хирохито. Но нет Сталина...

Зато он есть в... 1961 году. При возведении берлинской стены. Вот цитата: <?Возведенная в 1961 году, она стала физической частью
невидимого барьера, разделившего с 1945 года западную и восточную Европы. В то время Уинстон Черчилль, лидер Великобритании, назвал
этот невидимый барьер <?Железным занавесом>, потому что он верил, что СССР хочет разделить страны и захватить их. Но лидер СССР, в то
время Иосиф Сталин, полагал, что невидимая стена защитит его страну от вторжения>. Комментировать этот текст не стоит, слова говорят
сами за себя. И подобных перлов в учебнике более чем достаточно...

Республиканцы немедленно обвинили его создателей в коммунистической пропаганде, а затем обратили свой гнев против <?непатриотичных>
демократов, ответственных за разгул либерализма. Демократы также выразили свой ужас, а затем вернули мяч на поле республиканцев, чья
администрация сейчас находится у власти, а значит и несет ответственность за образование. Представители же еврейской общины
потребовали разделить в учебнике тему уничтожения европейских евреев и тему лагерей для японцев. Чем закончится этот скандал - не
ясно. Скорее всего, в ближайшее время, грянет проверка всех учебных пособий в США. Хотя, впрочем, республиканцы могут отложить ее
из-за выборов.

А нормандский хеппенинг так и останется для американцев мимолетной тенью давно забытой ими войны...

Александр Коган. Израиль