ОтГеоргийОтветить на сообщение
КГеоргийОтветить по почте
Дата11.07.2004 20:46:05Найти в дереве
РубрикиТексты;Версия для печати

Протоиерей В. Свешников: "любые патриотические попытки объединения на политическом основании априорно обречены на провал" (*+)




> Протоиерей Владислав СВЕШНИКОВ, доктор богословия, настоятель храма Трёх Святителей на Кулишках.

>То мировоззренческое начало, которое должно было бы быть в том, что именуется патриотическим движением, какового тоже нет, это
отчасти миф. Движения нет, а есть вместо него лишь разрозненные ощущения людей, собирающихся в некоторые разрозненные группы, и если
ими что-то общее и руководит, так это именно ощущение национальной ценности в самом общем виде и не более. Это ощущение не имеет
никакой содержательности мировоззренческого характера, ибо само содержание того, что входит в понятие <?мировоззрение>, исчезло
давно.
> Последними выразителями целостного мировоззрения, включающего и патриотический, и националистический в самом верном смысле этого
слова элемент, был Ильин, отчасти Солженицын, но это были почти случайные возгласы. Какой отклик имела статья Солженицына <?О
национальном самоограничении и покаянии>? Почти никакого. А именно она-то и должна была, если бы намечалось хоть сколько-то
национально-мировоззренческое возрождение, вызвать краткий, но сильный отзвук. Отзвука не случилось. И это понятно, ибо после того,
как мировоззрение отчасти даже было сформулировано, хотя и не в целостном виде, наступило время, когда мировоззрение перестало быть
востребованным. Оно оказалось заменённым тем жизненным фактором, который гораздо более справедливо именуется идеологией.
> Но идеология - совсем не то же самое, что мировоззрение. Мировоззрение - это нечто целостное и органичное. Поскольку по ряду
известных причин целостное и органичное мировоззренческое содержание из истории ушло, на его место должно было встать содержание,
основанное на некоей карикатурной парадигме. Психиатры назвали бы это <?сверхценной идеей>. И таких сверхценных идей в мире за время
> идеологической истории существовало не так уж мало, но, правда, и не так уж много.
> Когда <?вместо-мировоззрением> руководит не реальное, предметное и глубоко духовное жизненное содержание, на ведущие позиции
выходит именно сверхценная идея. И она линейно и пошло стремится управлять всей этой полнотой; тогда вместо целостного и
органичного, и гармоничного мировоззрения встаёт идеология, которая, не имея возможности стать целостным содержанием сознания,
становится тотальной и грубой дефиницией. И претензия на тотальность у идеологии существует всегда. Пока не будет востребованным
подлинное мировоззренческое содержание, ни о каком реальном возрождении национальной общественной мысли, опирающейся на национальные
и религиозные идеалы, речи идти не может. Поэтому любые патриотические попытки объединения на политическом основании априорно
обречены на провал или, может, на временный и незначительный успех.
> Некому, не с кем и не о чем договариваться. И это - самая большая беда, которая, если не изменится духовная и историческая
ситуация, будет существовать всегда. Не хочется быть окончательным духовным пессимистом, но есть серьёзные основания для того, чтобы
догадываться, что возможные патриотические движения ожидает вечный крах. Поэтому вполне закономерны только временные победы
> <?Родины>, как бы они ни были приятны в некотором отношении для людей национального ощущения (невозможно говорить <?самосознания>,
это почти что небывалая редкость). И раскол в <?Родине> - совершенно мелкая частность, которая просто свидетельствует о гораздо более
серьёзном, вероятно, неизбежном крахе всякого политически заявленного патриотизма, если не будет начато некое подлинное национальное
движение, основанное на национальных идеалах и поэтому включающее в себя как необходимое и национальные интересы.
>