ОтГеоргийОтветить на сообщение
КВиктор ИннокентьевичОтветить по почте
Дата08.07.2004 21:27:09Найти в дереве
РубрикиИдеология; Хозяйство; Практикум;Версия для печати

Алексей Чадаев. Монетизация льгот как измена Родине (*+)


http://www.apn.ru/index.php?chapter_id=135&data_id=39&do=view_single



Монетизация льгот как измена Родине (Алексей Чадаев)


Да вы не понимаете! - убеждало начальство напуганных либералов. Всё под контролем, всё так и должно быть: Вы же помните, как
приходилось буквально протаскивать через Госдуму ваши антинародные реформы при Ельцине! А зато теперь мы закрутим все винтики и
будем спокойно делать столько антинародных и непопулярных реформ, сколько никакому Гайдару не снилось! - И либералы верили.

Я не сильно утрирую. <?Если вы будете проводить честные выборы, то получите абсолютно неуправляемую страну,> - это фраза, некогда в
лоб сказанная Сурковым Надеждину. То же самое на все лады сообщали правительственные либералы своим неправительственным коллегам:
так надо, иначе просто не выйдет. В ответ Гайдар со товарищи вяло камлали на тему о том, что, мол, никакого либерализма без
демократии не бывает. Ясное дело, им никто никогда не верил - бывает, и ещё как. <?Сами знаете>.

И вот оно, наконец, свершилось. Полный и абсолютный контроль над всеми ветвями и самим деревом власти, маргинализация политического
и абсолютное равнодушие всех ко всему - самое время браться, наконец, за долгожданные антинародные реформы. Долго шли к этому, очень
долго - местами даже настолько увлеклись курощением, что начали порой подзабывать: курощение оное надо понимать как средство, а не
как цель; цель же - антинародные реформы, и ничто другое. Спасибо, президент никогда не давал насовсем об этом забыть - всё время
сообщал, ради чего курощают: <?удвоение ВВП>, <?борьба с бедностью>, и даже - <?догнать и перегнать Португалию>.

И ура - таки взялись. На повестке самая первая антинародная реформа, в прошлую пятницу уже благополучно проштампованная в первом
чтении - <?монетизация льгот>. Начальству явно так хотелось поскорее сделать, наконец, что-нибудь такое либеральное и по возможности
максимально антинародное, что всех, кто попытался было развернуть хоть какую-то дискуссию, в привычной манере прихлопнули тапком и
принялись вершить, популярно объясняя суть свершений средствами телевизионной кампанейщины. Недобитые остатки
прогрессивно-либеральной общественности, в свою очередь, повели себя как тот старый армейский конь, услышавший боевой гимн - и,
сразу простив власти всё, ринулись защищать чаемую монетизацию от уклонистов и отщепенцев. Под раздачу попал даже министр Зурабов,
вздумавший порассуждать на предмет того, что льготникам неплохо бы предоставить возможность выбора между натуральными льготами и их
денежным эквивалентом: тут же оказался на четвёртой полосе <?Ведомостей> в роли схизматика и коррупционера.

Немногочисленные оппоненты монетизации, впрочем, тоже оказались не на высоте: они в основном привычно ныли о <?закате социального
государства>. И почти никто не удосужился проанализировать упомянутую реформу не на предмет её экономической или даже социальной
эффективности, а с точки зрения политического смысла и политических последствий.

Собственно говоря, если анализировать реформу с экономической точки зрения, то возразить против неё практически нечего. Да,
действительно, бесплатность - это всегда иллюзия, в том смысле, что за бесплатные блага для одного всегда платит кто-то другой. В
ситуации, когда единственным источником большинства благ было государство, льготы работали нормально - в том смысле, что само
государство закладывало <?льготные> издержки в свои <?бизнес-планы> и, тем самым, оплачивало льготы из своего бюджета. Сейчас же,
когда экономических субъектов чуть ли не больше, чем людей, пытаться понять, кто кому и за что должен в случае отправления
<?натуральных> льгот - дело практически безнадёжное. Гораздо проще вручить льготникам деньги непосредственно на руки и дать им
возможность самим ими распоряжаться.

С социальной эффективностью чуть сложнее - но тоже, в общем, понятно. Прижимистые пенсионеры в массе своей ни на какой транспорт,
конечно, получаемые деньги тратить не будут - а будут либо меньше ездить, либо по-старому ездить бесплатно, закатывая скандалы в
автобусах, либо ещё как-нибудь. Благо, с учётом столь обширных и разнообразных экономических условий нашей страны точно рассчитать
необходимое для покрытия той или иной льготы количество денег невозможно в принципе, и количество получаемых денег всегда будет в
той или иной степени отфонарным. Но ясно, в частности, что для сельских льготников монетизация будет реальным благом - вместо
<?городских> натуральных благ, которых никто в глаза не видел, люди получат живые деньги. Для городских - да, скорее проблемой, но
это во всех случаях будет зависеть от индивидуальных предпочтений каждого льготника. Как бы там ни было, в общем балансе социальная
эффективность может вылезти даже повыше нуля.

А вот политические последствия этой реформы, особенно долгосрочные, могут оказаться вполне катастрофическими.

О чём идёт речь? Дело в том, что, говоря о льготах, все почему-то упускают из вида те задачи, на которые они направлены, вообще
смысл льгот как таковых. Льгота как одна из форм привилегий - это не столько экономический механизм, сколько механизм социальной
стратификации, влияющий на расстановку общественных статусов. Проще говоря, когда уважаемому человеку предоставляется право на
бесплатный проезд в общественном транспорте, то делается это, в идеале, не потому, что у него нет денег на билетик, а для того,
чтобы институализировать, облечь в зримые формы уважение общества. Этот закон недавно ярко проиллюстрировали чешские пивовары,
обещавшие небедному человеку, тренеру своей футбольной сборной, до конца дней наливать пиво бесплатно в случае победы на Евро - увы,
у Брюкнера ничего не получилось.

Место в социальной иерархии - это вещь, с деньгами по большому счёту практически не связанная. Советский интеллигент мог
зарабатывать в разы меньше, чем грузчик или продавщица в магазине, но никому бы даже и в голову не пришло поставить их на одну
ступеньку социальной лестницы. Новорусское быдло, приезжающее со своими миллионами в Европу, воспринимается даже рядовыми
европейцами именно как быдло, безотносительно к толщине кошелька (см. известную историю с Куршавелем). Американский военный офицер
может иметь денег не в пример меньше, чем, скажем, хозяин пиццерии - но в глазах американцев он будет несравненно более уважаемым
человеком.

Проще говоря, социальный статус - это вещь, которая <?дороже денег>, и уже поэтому в деньги почти не конвертируемая. Впрочем, в
истории существовало немало политических систем, в которых главным мерилом этого самого статуса были именно деньги, однако ни одна
из них не имела сколько-нибудь серьёзной государственности. Ибо одно из обязательных условий государственного строительства -
приоритет параллельной иерархии статусов, не определяемых через собственность. <?Дворянин> может быть в сотни раз беднее <?купца>, но
даже в этом случае именно <?купец> должен первым снимать шляпу и кланяться при встрече.

Что же происходит в результате перевода льгот и привилегий в денежный эквивалент? Мало того, что разрушается их реальный смысл, т.е.
в сознании людей они девальвируются до тех сумм, в которые их оценили (см. статью Солозобова). Но, кроме этого, происходит ещё и
девальвация власти, обесценивание функций суверена. Власть этим решением фактически расписывается в отказе от своей важнейшей роли -
от права влиять на иерархию социальных статусов, <?возводить во дворянство> - целиком отдавая это право на откуп <?невидимой руке> и
лишь слегка поддерживая тех, кого оно считает нужным поддержать, в конкуренции за статусы, определяемые через доход.

Парадокс - <?вертикаль власти>, оказывается, строилась ради торжества либерал-анархизма. Причём специфического: когда сокращение
госфункций начинается не с <?лишних>, а с <?основных>. Беда, однако, в том, что заметить это некому: либеральные догматики
воспринимают как благо практически любое сокращение функций государства, безотносительно к содержанию функции, и уловить разницы не
в состоянии. Однако власть не перестаёт рулить экономикой и оказывать услуги населению - наоборот, она всё более становится
мегакорпорацией, самой крупной из имеющихся на рынке, и активно закрепляет свой монопольный статус. Нетрудно понять, насколько
взрывоопасной становится ситуация, когда власть занимается чем угодно, кроме своих прямых функций - это, пожалуй, гораздо хуже
<?чистой> анархии. Собственно, ответ на вопрос о том, откуда берутся феномены вроде <?оборотней в погонах> - именно здесь.