ОтФ.А.Ф.Ответить на сообщение
КИ.Т.
Дата29.06.2004 14:29:42Найти в дереве
РубрикиПрочее; Россия-СССР;Версия для печати

Рыбаков обули на 36 миллиардов




Коррупция, браконьерство, ветхий флот и недостаток перерабатывающих мощностей окрашивают будущее российской рыбной промышленности только в черные тона. За четыре последних года рыбаки «отдали» государству порядка 50 млрд. рублей. Из этих денег лишь четверть государство вернуло в отрасль «на развитие рыбной науки и промышленности».

Сегодняшнее состояние рыбной промышленности наглядно демонстрирует хотя бы тот факт, что официальные органы даже не удосужились «подбить» результаты прошлого года. А они неутешительны. Так, по оценке Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (АРП объединяет 90% рыбаков и судовладельцев РФ) в 2003 году российскими рыбаками выловлено 3,3 млн. тонн рыбы. Для сравнения, в 1994 вылов составил 5 млн. тонн. «В 2004 году вылов упадет еще больше», — сокрушается президент АРП Александр Родин.

Одна из причин падения уловов — уход российского флота из Мирового океана. Хлопотное это дело, и не всегда рентабельное. Расходы на доставку экипажа, обслуживание транспортных судов, затраты на топливо слишком высоки. Поэтому, вместо того чтобы отлавливать рыбу у берегов Антарктиды или Латинской Америки, российский флот занимается промыслом в основном у родных берегов. Если в советское время в своей экономзоне страна получала 40% всех уловов (остальное — в океане), то сейчас — все 80%. Понятно, что и запасы собственной зоны истощаются стремительно.

Вообще, жизнь российского рыбака резко изменилась с началом перестройки и развалом СССР. Вместе с реорганизацией отношений собственности была ликвидирована сложная система управления рыбным хозяйством. Аппарат Госкомрыболовства РФ был практически лишен возможности влиять на ситуацию в отрасли. С 1992 года практически полностью была прекращена господдержка отрасли в форме инвестирования, дотирования и льготного кредитования. Это привело к тому, что была потеряна единая технологическая цепочка: добыча — переработка — реализация.

Рыбаки живут без базового закона о рыболовстве, в результате этого не проводилась единая политика в области использования, охраны, воспроизводства водных биоресурсов и регулирования рыболовства с целью их сохранения. «Многие вещи пущены на самотек, — говорит Александр Родин. — Вот уже 10 лет мы живем в правовом вакууме».

В последние годы не прекращалась чехарда с распределением квот биоресурсов. Отсутствие должных законов привело к усилению криминализации рыбохозяйственного комплекса. «На рыбных аукционах люди покупали «билет» на браконьерство. Чтобы окупить вложенные затраты нужно было только воровать», — говорит Александр Родин.

Кстати, после отмены рыбных аукционов браконьерничать меньше не стали. Только свежие факты. Всего за месяц проведения операции «Путина-2004», направленной на предотвращение незаконной добычи лососевых пород рыб в период их хода на нерест, у браконьеров изъято около 25 тонн рыбы лососевых пород на сумму 678 тысяч рублей и около тонны лососевой икры. А сегодня рыбоохрана арестовала более 600 тонн продукции одного из крупнейших рыбопромышленных предприятий Камчатки — ООО «Самотлор-рыба», которое искажало объемы вылова. Продукция компании арестована в счет возмещения ущерба, нанесенного интересам государства незаконным промыслом биоресурсов.

Работа российских рыбохозяйств сегодня идет в жесткой конкуренции за сырьевые рыбные ресурсы. В результате их вытесняют из традиционных районов промысла — Норвежского, Баренцева, Балтийского морей, бассейна Тихого океана.

Одна из самых острых проблем отрасли — низкая инвестиционная активность. Вложения в основной капитал последние годы не превышали 18% к уровню 1991 года, в результате этого состояние фондов близко к критическому. Как ранее заявляли ученые ВНИЭРХ, за последнее десятилетие количество крупнотоннажных судов сократилось на 26%, а рыбообрабатывающих плавбаз и транспортных рефрижераторов — на 50%. Зато широко распространилась практика покупки за рубежом подержанных судов, уже отходивших более 10 лет. При сохранении такой тенденции к 2005 г. количество судов сократится еще на 17%, а к 2010 г. — на 67%. К 2015 г. при соблюдении нормативов эксплуатации флота Россия сможет вылавливать всего 80 тысяч тонн морепродуктов.

По состоянию на 01.01.2003 г. состав судов рыбопромыслового флота России, с мощностью главного двигателя более 55 кВт, насчитывал 3073 ед., в том числе 2570 ед. добывающих, из числа которых 67% уже отслужили нормативные сроки службы.

Важно отметить, что если даже появляется лицо, готовое инвестировать в обновление флота — его будут строить за границей. Действующий НДС (18%) и таможенные платежи (5%) при закупке комплектующих и оборудования за рубежом удорожают себестоимость строительства судов на отечественных верфях на 15-17%.

Общие потребности на длительную перспективу в капитальных вложениях на обновление и развитие промыслового флота составляют $10,1 млрд. Собственные средства судовладельцев при самых благоприятных условиях смогут обеспечить не более 40-45% этой суммы, следовательно, $4 млрд. должны быть заемными средствами. Даже при самых приемлемых условиях кредитования проценты за пользование кредитом составят $1,5 млрд.

Все это касается лова в море. Но проблем на берегу не меньше. Необеспеченность сырьем, отсутствие доступных кредитов на пополнение оборотных средств и инвестиций в перевооружение производства, жесткие условия налогообложения привели к низкому уровню использования мощностей. Так в 2002 году средний по отрасли уровень использования береговых консервных заводов составил 33%, коптильных — 14%, кулинарных — 15%, рыбомучных — 10%, холодильных — 46%.

Перечисленные проблемы делают отрасль неконкурентной, и поэтому скорое вступления РФ во Всемирную торговую организацию (ВТО) может поставить на отечественном рыбпроме жирный крест.

Нельзя сказать, что ничего не делается для исправления ситуации, но и говорить о серьезных подвижках — тоже нельзя.
На прошлой неделе во Владивостоке, президент РФ Владимир Путин на встрече по вопросу «О развитии и повышении конкурентоспособности рыбной промышленности России» заявил, что модернизация рыбной отрасли идет медленно, а 80% рыбной продукции поставляется за рубеж вне рамок таможенного контроля. «За последние два-три года в отрасли кое-что делается, но очень медленно и незаметно для потребителя», — сказал Путин.

По его словам, «вся рыбная отрасль России имеет ярко выраженную экспортную направленность, но поставляет сырье и продукцию низкой степени переработки. При этом постоянно возрастает импорт продукции высокой переработки». «Получается, что задешево продаем сырье и задорого покупаем продукцию переработки», — заключил Путин.

Что касается объемов российского рыбного экспорта, то к официальным публикациям Госкомстата РФ о 1,2 млн. тонн отраслевые специалисты добавляют 1 млн. тонн нелегального экспорта.

Выступивший на встрече губернатор Приморского края Сергей Дарькин представил стратегию развития рыбной отрасли. Он предложил следующие меры для повышения эффективности отрасли. В частности, все биоресурсы, добываемые в экономической зоне РФ, должны направляться в российские порты для учета и декларирования; необходимо принять закон о рыболовстве и закрепить в нем распределение квот; необходимо отстаивать интересы РФ в международных программах и упростить таможенный контроль.

Еще ряд предложений по выводу отрасли из кризиса выдвигает АРП. А именно — создать государственную лизинговую компанию «Росрыблизинг» для ведения лизинговых операций, связанных со строительством рыбопромыслового флота; разрабатывать и ежегодно утверждать балансы между общей производственной мощностью и имеющейся сырьевой базой; ввести госмонополию на внешнюю торговлю отдельными видами валютоемких товаров (осетровые и черная икра, крабы ценных видов). Важной составляющей политики в области развития рыбохозяйственного комплекса РФ, по мнению АРП, может стать создание конкурентноспособных вертикально-интегрированных холдингов, наподобие тех, что работают в нефтяной промышленности.

Реальных предложения много, теперь слово за правительством и законодателями в Госдуме.

Виктор Цукер, ИА «Росбалт»