ОтАлександрОтветить на сообщение
КДмитрий НиткинОтветить по почте
Дата01.07.2004 21:47:59Найти в дереве
РубрикиПрочее; Тексты;Версия для печати

Ре: Бесперспективный подход


>«Люди всегда были и всегда будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов.» - В.И.Ленин

Но они останутся на уровне позапрошлого века если не научатся видеть за интересами тех или иных классов нравственную, религиозную, политическую логику. Производители джинсов сделали большие деньги во времена молодежной революции 50-х 60-х, но не они сделали революцию. Они рационально отвечали на изменения нравственной, религиозной и политической логики, выраженной на язике спроса и предложения.

>На мой взгляд, СГКМ демонстрирует абсолютно бесперспективный подход к анализу действий правящей элиты.

А на мой взгляд Ваш взгляд бесперспективен.

>Люди чаще всего ведут себя вполне рационально. Люди, облеченные политической и экономической властью – особенно рациональны.

Но рациональностей бывает много.

> Другое дело, что фактически декларируемая мотивация их решений может сильно отличаться от истинной. Например, тот же пример с пенсионной реформой: только слепой не видит за введением накопительной системы элементарного желания финансовых компаний порулить деньгами государственного пенсионного фонда. И искать здесь «иррациональное стремление к имитации» - значит, просто затушевывать реальный конфликт.

Непонятно только зачем наши реформаторы столько иностранних советников выписивали если все их действия из их собственных интересов вытекают. Как известно, и пенсионний фонд, и финансовые компании в нашей стране - креатура Горбачева. Они создавались одновременно в 1990 году именно для того чтоби появились компании с их желанием порулить деньгами фонда, и фонд которым они должны порулить. Так что пенсионный фонд являeтся не следствием желаний финансових компаний, а следствием стремления номенклатурной знати обозначить свою цивилизованность посредством имитации Запада. То же можно сказать и о финансовых компаниях. И пенсионний фонд и финансовые компании, и зеркальная надпись "AMBULANCE" на машинах астраханской службы "Скорой помоши" суть подражание. Оно конечно, свое дерьмо - сметана. В смысле свое подражание - рациональность. Поэтому чтобы лучше понять суть проиcxодяшего лучше посмотреть на чужое:

"В то время как Небесный Император не нуждался в английских товарах, на Гавайских островах короли и претенденты на престолы по причинам, связанными с их собственным небесным статусом, вынуждены были потреблять их в безумных масштабах. Их алчность не ограничивалась товарами европейского материального производства, которые они обычно предпочитали своим собственным, - им нужны были персоналии великих людей Европы, чьи имена и привычки они перенимали как символы своей собственной знатности. В том же 1793 году, когда Чиен-ланг похвалил вассального короля Англии за надлежащее выражение покорности, три сильнейших гавайских короля назвали своих сыновей и наследников «Король Георг» (57:64). Агент американской пушной компании так описывает спортивные соревнования в Гонолулу в 1812 году:

На беговой дорожке я видел Билли Пита, Джорджа Вашингтона и Билли Кобета идущих вместе самым непринужденным образом и повидимому обсуждающими что-то по-секрету. В это время в центре другой группы Чарли Фокс, Томас Джефферсон, Джеймс Мадисон, Бонапарт и Том Пайи общались друг с другом не менее дружелюбно (58:144).

Через десять лет гавайский «Билли Пит», он же Каланимоку, на самом деле станет «премьер-министром» объединенного королевства Гавайских островов, а его братья «Кокс» Кииуноку и «Джон Адамс» Куакини - губернаторами островов Мауи и Гавайи соответственно.
Очевидно иностранцы, по именам которых гавайские вожди строили свое самосознание, были для них отнюдь не дезорганизованными варварами с края земли. Напротив, они пришли с неба из-за горизонта, из мифической Кахики – небесной заморской родины богов, святых вождей и всего хорошего, созданного культурой. Как и королевские предки, которые принесли пищу, ритуалы, табу – словом, средства существования человеческой жизни и различия общественной иерархии, белые, или Хаоле, были восприняты как носители цивилизующей и волшебной силы. Неразрывная связь иностранного происхождения и гавайской власти продолжала формировать политическую и общественную жизнь Гавайев на протяжении значительной части восемнадцатого века.
...

Долгая история стратегических браков привела к тому, что все вожди могут доказать родство (по той или иной линии) с одним и тем же божественным предком. Генеалогические аргументы вырождаются в пустые споры и не порождают право. В системе политической иерархии возникает подобие энтропии, так что амбициозный претендент, указывая на какую-либо линию своей родословной, может считать себя выше своих соперников, в то время как они на таких же основаниях считают себя выше него. В старые добрые времена, вожди, имеющие много земли и подданных, всегда могли надеятся превратить эти активы в законное право первенства. Аналогичную роль играл приход европейцев на Кахики в конце 18-го века. Вожди стремились использовать торговые отношения с Западом и западные товары в качестве знаков отличия. Эта история, как в капле воды отразилась в примечательном эпизоде, когда будущий покоритель архипелага Камехамеха формально приветствовал британского капитана Ванкувера, одевшись в тонкое китайское платье, которое он считал «наиболее ценной одеждой в своем гардеробе», потому что его предшественник (Каланиопуу) получил его в подарок от капитана Кука (65:40).
...
В 1818-1819 годах Америка была во власти финансового кризиса. Дефицит специй толкнул купцов Новой Англии к использованию сандалового дерева как средства торговли с Китаем. После этого американцы:

Роем слетелись на острова, привозя с собой все: булавки, ножницы, одежду, кухонную утварь, кареты, бильярдные столы, яхты и всеми силами стараясь поддержать среди гавайских вождей дух спекуляции на лихорадочном уровне. Вожди покупали не медля. Если у них не было сандалового дерева, они давали векселя (74:69).

Покупали вожди немедля. Задержка была только с оплатой. Документы того времени создают впечатление буффонады, поставленой на тропической сцене и богато обставленной плодами мирового разделения труда: толстенные полинезийские знаменитости, одетые в пестрые костюмы тонкого китайского шелка и английские плащи, проезжали по пыльным улицам Гонолулу в фаэтонах, запряженных в пони мимо вытянувшихся слуг в набедренных повязках, сцены европейского ужина разыгрывались в домах, крытых соломой, за столами красного дерева, сервированных европейским серебром и хрусталем, где все прелестные вещицы были куплены в кредит. Простые люди входили в эту картину лишь в качестве группы поддержки – ужасная доля, если принять во внимание впечатляющую толщину гавайских вождей." (М. Сахлинс "Космологии капитализма")

>Я уже неоднократно отмечал, что СГ часто, когда он не понимает по тем или иным причинам мотивов действий людей, стремится списать их то на иррациональные порывы, то на следствия «манипуляции сознанием». Разумеется, в жизни имеет место и то, и другое. Но если забывать об интересах… см эпиграф.

Да, трудно ученому разговаривать с "живыми ископаемыми".