| От | Владимир К. |  |
К | Владимир К. |  |
Дата | 12.08.2004 14:36:28 |  |
Рубрики | Прочее; Россия-СССР; |  |
Выделяю как илюстрацию важный момент.
> ... Хорошим примером этого эффекта является усвоение агрессивных форм поведения, хорошо исследованное в лабораторных ситуациях,
обычно на детях детсадовского возраста (см., например: Huesmann, 1977). Типичный эксперимент состоит в предъявлении испытуемым
реальной, мультипликационной или видеомодели, которая проявляет агрессию в отношении большой надувной куклы - пинает ее стучит по
ней молотком, кидает ее или усаживается на неё. Контрольной группе предъявляется та же модель, спокойно сидящая с куклой. Результаты
подобных экспериментов почти неизменно демонстрирует эффект моделирования. То есть оставшись наедине с куклой, дети, которым
предъявлялись агрессивные модели, ведут себя более агрессивно, чем дети из контрольной группы. ... <
Обратите внимание на скрытые для невнимательного читателя детали.
1. Почему типичным является изучение именно агрессивного поведения?
2. Почему опыт - "модель пинает её", а контроль - "модель, спокойно сидящая рядом с куклой"? Почему экспериментаторам не пришло в
голову (или не показалось актуальным) использовать для исследования и демонстрации эффекта другие модели? Ведь этими двумя
вариантами ("крайняя (!)агрессия" и "индифферентность") модели поведения не ограничиваются! Как минимум, вполне пригодны модели:
"забота" и "индифферентность", "забота" и "сотрудничество" и т.д. Не говоря о том, насколько этически приемлемы эксперименты с
возбуждением агрессии.
3. Почему "обычно на детях детсадовского возраста"? Для полноты эксперимента нужны исследования и прочих возрастов. Почему, как
правило, ограничиваются этими?
По любому материалу, представленному в книге, можно задать подобные вопросы.