ОтГеоргийОтветить на сообщение
КГеоргийОтветить по почте
Дата28.08.2004 11:43:55Найти в дереве
РубрикиТексты;Версия для печати

В защиту русского шансона (Михаил Круг и др.) (*+)




НЕ БУДЕМ <?РАЗГИБАТЬ САКСОФОНЫ>


Александру Боброву (<?СР> 31.07.04 г.)

Здравствуйте, уважаемая редакция!

Мне уже 63 года, я с детства живу с песнями, давно коллекционирую русский шансон, слежу также за развитием бардовской песни,
военной песни, песен сопротивления. Как искусствовед, исследую шансонное творчество, нахожу в нем связь с народной песенной
культурой и русскоязычным городским фольклором, немалый протестный потенциал. Отрицаю узкоблатное понимание этого творческого
течения, поддерживаю хороший русский язык и программный репертуар радио <?Шансон>, которое слушаю с января 2001 года. Поэтому мне
неприятно, когда люди, глубоко не знающие русский шансон, отметают его на корню. Шансон бывает разный, в нем много поджанров и есть
стилевое разнообразие. Это мелодичные, сюжетные, содержательные и правдивые песни, поющиеся душой и сердцем, в которых используются
обороты и жаргонизмы городской разговорной речи. Надо различать настоящий шансон и блатную попсу.

Виктор Максимович Солдатов.

С удовольствием читаю в <?Советской России> месяцесловы А.Боброва - поэта и яркого публициста, создателя и ведущего телепередач,
крупного сподвижника великой русской культуры и, наконец, песенника-барда. Но в июльском месяцеслове опубликовано его высказывание,
которое вызвало у меня возражения.

Рассказывая о жизни писателя И.А.Васильева, автор справедливо сетует на недооценку его просветительской деятельности - создание
литературно-художественного музея истории Великой Отечественной войны в Великих Луках, активное участие в патриотическом и
экологическом воспитании псковичей, вложения в школу юного художника и молодого публициста. После чего пишет: <...Русская провинция
всегда умела беречь память о достойных и бескорыстных сынах, но и тут буржуазно-криминальная революция вломилась со своими
тлетворными законами. Например, в Твери, где много лет работал в <?Калининской правде> Иван Васильев, на бульваре, носящем славное
имя писателя-революционера Радищева, хотят установить памятник исполнителю блатных песен Михаилу Кругу с перстнями на пальцах... Уже
водрузили закладной камень, создали фонд для сбора средств, а нынешние власти заняли стороннюю позицию. Возмущенной общественности
внушается, что остановить этот позор уже невозможно>. И оценивает приведенный факт как осквернение наших душ.

Михаил Владимирович Воробьев (Круг) - выходец из обычной для советского времени трудовой семьи - вырос в рабочем микрорайоне
Твери, который издавна называется Морозовским городком (по имени строившего его известного фабриканта С.Морозова). Здесь он учился,
играл в хоккей, отсюда ушел служить в Советскую армию ракетчиком, о чем вспоминал с уважением и теплотой. Закончил ПТУ и много лет
работал в ГТП-4, сначала водителем, затем бригадиром и начальником автоколонны. Это был период хороших заработков и непременных
<?обмываний>. Как и все, Михаил пережил крах коммунистической романтики при переходе к взрослой жизни и в проклятые 1991-93 гг. С
детства увлекался сочинением стихов, учился играть на баяне, после исполнения в пионерлагере песни <?Солдатушки, браво ребятушки>
понял, что сможет хорошо петь, позже освоил гитару, исполнял многое из песенного творчества В.С.Высоцкого. Пробовал себя в местном
КСП и даже стал лауреатом конкурса самодеятельной песни, который проводился в 1987 году в Калинине, с песней <?Про Афганистан>.
Возглавлявший жюри конкурса Евгений Клячкин сказал тогда ему: <?Тебе надо работать дальше>, чем вдохновил парня.

Уже первые его <?самопальные> записи, сделанные в начале 90-х, широко разошлись в магнитофонном самиздате, и хотя были
невысокого качества, талант будущего шансонье уже чувствовался. С 1994-го по настоящее время издано массовыми тиражами десять его
<?номерных> альбомов и множество компиляций. Плотная концертная деятельность М.Круга с постоянно аккомпанирующей ему группой
<?Попутчик> охватила не только Россию и страны ближнего зарубежья, но и США, Германию, Израиль. Удивительно гармоничное сочетание его
стихов, музыки, красивого проникновенного баритона с легким надрывом покоряло сердца и души слушателей. Пять последних лет жизни и
уже два года после смерти он остается автором-исполнителем ? 1 в русском шансоне.

За что же, не вникая в творчество выдающегося русского шансонье, с порога и огулом отметает его славу А.Бобров, считая
установку ему памятника позором и осквернением душ? За то, что сочинял и пел он блатные песни, отражал в них криминальный дух
российского общества 1990-х годов. Но действительно ли воспевал он беспредельщиков-отморозков нашего мерзкого времени? Эстетизировал
ли пошлость, дикость, ублюдочность бандитско-воровского мира? Извращал ли святые чувства порядочности, любви, патриотизма? Ответ
один: нет, нет и нет.

Да, Круг пел о воровском мире. Но не криминальные подвиги он восхвалял, не тунеядство, алчность, грязь дурных привычек и
жестокость. Его волновала общечеловеческая, лирическая сторона героев его песен, попадавших в трудные, экстремальные условия на
грани жизни и смерти, потери высоких человеческих качеств. Материнская любовь и преданность любимому человеку, умение держать данное
слово, правдивость без плутовства и лести, мужская дружба и верность, стойкость духа, презрение к властолюбию, стяжательству,
двуличию и любовным извращениям, протест против милицейского произвола и формализма актов правосудия - вот темы его песен.
Вслушайтесь в слова из <?Владимирского централа>:

...Я радуюсь, что здесь, хоть это-то, но есть -
Как мне твоя любовь нужна!>
<...Лежит на сердце тяжкий груз...
Хотя я банковал, жизнь разменяна.
Но не очко обычно губит, а к одиннадцати - туз>.

Герой песни несет тяжкий груз преступлений и констатирует, что <?жизнь разменяна>. А последняя строка означает: довольствуйся
обычным, а не гонись за халявной добычей, проигрыш будет ценою в жизнь. Но он не дичает, не опускается, потому что согревает его
душу та девочка, забыть которую не хватит сил. Песня эта - о моменте жизненной истины, через лирику героя поучительно достающей души
слушающих и поющих ее.

Да, Круг ненавидел коммунистов. Но каких? Вовсе не рядовых тружеников, а тех - давно переродившихся, двуличных карьеристов, что
учили нас коммунистической морали, а сами устраивали себе <?спецжизнь> - ведь он сам развозил заказы с пищевыми деликатесами по
номенклатурным адресам. Тех, что быстро перекрасились потом в <?демократов> и раскрыли свою хищническую, предательскую сущность.

<?Чем живешь, Россия-мать, и о чем печалишься?
Неужели бес в ребро, нынче на сносях?..
Иль все соки выжала из древка державного
До медалей жадная, бывшая рука?
Ведь рука-то бывшая, что учила сызмальства:
<?Не убей, да не своруй!>, как потом зашло -
Воровала тоннами, таланты била тыщами
И мелила языком, словно помелом>.

Ненавидел он и педерастов, отказывался выступать вместе с аморальными <?звездами> нынешних эстрадных тусовок. В семейной жизни
придерживался домостроевских порядков, не бросил сына при разрыве первого, неудачного брака, а отсудил и забрал его к себе и бабушке
на воспитание. В семье содержал не только мать, но и тещу.

Да, Круг общался с <?новыми русскими> - предпринимателями, чиновниками, криминальными личностями. Потому что без них не смог бы
отдать свой талант и труд людям, не смог бы содержать большую семью. Хотя сам не был ни синекурой, ни темным дельцом и уважал тех,
кто может организовать дело, кто может мастерски и с душой выполнить работу, кто хоть и не без греха, но трудоспособен и
ответственен. Болел душой, когда видел головотяпство и бытовой вандализм. С симпатией относился к шоферскому труду.

<?Пришел с рейса, подустал, кончился поход.
Шоферюги, шофера - непростой народ.
Да я и сам из шоферюг: нарулил - дай Бог!
Колесом своим втирал пыль в тоску дорог...>

Да, Круг ездил в страны <?золотого миллиарда> и пел для эмигрантов. Но не принимал ценностей того мира и не порочил Родину.
Напротив, иронично относился к западным нравам и всегда показывал духовное преимущество россиян.

<...Какие люди смотрят! Да это же все жмоты.
А рубль за доллар, как при шмоне - понос...>
<?Там где-то, между прочим,
Признаюсь вам, что очень
Я заскучал по маме и Твери>.

Родная Тверь отождествлялась для него с Россией. Он мыслил исторически, ощущал свои корни и преемственность поколений, был
склонен к православной нравственности. Жертвовал на нужды города и строительство храма. Доверял честному слову и не отгораживался от
людей, был по-русски гостеприимен и никогда не заводил личной охраны. Это и погубило его. Думаете, для услады блатарей он писал и
пел свои песни? Ничуть не бывало! По фене так, как Круг, в воровском мире не говорят, его феня мягкая и опоэтизированная, да и
образы его песен отнюдь не в духе криминальных ценностей, что, между прочим, вызывало недовольство блатарей. Круг - романтик
устойчивых воровских понятий, отброшенных нынешним миром полицейского и криминального беспредела. Да и только ли блатные песни он
сочинял? Отнюдь! Немало песен у него тонкой, чувственной лирики: <?Падал снег>, <?Пожелтевший лист>, <?Это было вчера>, <?Селигер>,
<?Тишина>, <?Давай поговорим>, <?Милый мой город> и др.

Я никогда не был в Твери и не могу оценить, как архитектор, хорошо это или плохо - разместить памятник Михаилу Кругу на
бульваре им. Радищева. Мне не понятно, чем именно возмущается одна общественность, когда другая собирает средства на памятник. На
мой взгляд, нет непреодолимой пропасти между этими двумя людьми - оба гуманисты и представители критического реализма. Если
экстраполировать взгляды тогдашних русских демократов на наше время, то были бы они скорее всего конституционными монархистами или
цивилизованными либералами. Личность М.Круга, конечно, неоднозначна и во многом противоречива, но его место в русской песенной
культуре велико и достойно людской памяти. Наверное, памятник ему не должен выпячиваться в символическом значении, он мог бы быть
размещен поблизости от храма, возведенного при его участии.

Меня волнует другое. Доколе мы будем чистоплюйствовать и отметать народную культуру как вульгарную, пошлую, низкую? Сколько
десятилетий замалчивали творчество Сергея Есенина, а оказалось, что этот <?блатной Пегас> - певец России, выразитель менталитета ее
народа. Отгораживали от народа творчество А.Вертинского, В.Козина, П.Лещенко, И.Юрьевой и вообще весь бытовой и городской романс ХХ
века. Фыркали о связи эстрады с городским фольклором, подобно тому, как аристократы в ХIХ веке считали романс Алябьева <?Соловей>
верхом пошлости. Да есть ли у левопатриотических сил, берущих на себя роль защитников трудового люда и государственности России,
своя современная, действительно народная культурная политика? Или снова, придя к власти, коммунисты начнут возрождать далекие от
народа аристократические замашки и <?разгибать саксофоны>? А не правильнее ли присмотреться к нравственному и протестному потенциалу
народного творчества и связанному с ним профессиональному искусству (в частности, к русскому шансону, противостоящему эстрадной
<?попсе>). Ведь не для красного словца КПРФ выдвигает лозунги сохранения народа страны и традиционной российской цивилизации...

Мы с женой были во Дворце спорта в Лужниках на концерте памяти М.Круга, состоявшемся через год после его убийства 1 июля 2002
года. В заключение концерта соведущая Вика Цыганова предложила всем вместе спеть <?Владимирский централ>. И когда полились звуки
музыки этой песни-романса, зрители начали вставать, зажигать огоньки, и тысячеголосый хор запел пронзительные строки. Мы были
потрясены. Все зрители знали слова и мелодию, эта песня объединила столь разных людей - молодых и пожилых, женщин и мужчин,
образованных и не очень, русских и нерусских, потому что все они были там - россияне.

В. М. СОЛДАТОВ,
исследователь русского шансона.
Москва - Малаховка.